199034 +7(812)2450568

Долг перед природой платежом красен: после дорожных работ проводят компенсационные мероприятия

Новости о крупных дорожных работах идут бок о бок с сообщениями о компенсационных мероприятиях, в рамках которых и мальков в реки выпускают, и деревья высаживают. Какие работы относят к компенсационным, а также в каких случаях к ним прибегают? Портал «ДорИнфо» разобрался в тонкостях вопроса.

Кто, что и кому компенсирует?

Порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ГК «Автодор» рассказали, что детально такие работы в контракте, как правило, не прописываются. При необходимости они предусматриваются в проектной документации с обязательным согласованием с соответствующими природоохранными органами и закладываются в сметы. Проводить такие работы могут и заказчик, и подрядная организация. Зачастую в качестве исполнителей привлекаются специализированные организации, которые занимаются лесоразведением или разведением рыбы. Если затрагиваются краснокнижные растения, то для них стараются предусмотреть мероприятия по пересадке, а компенсация проводится, если пересадка невозможна.

Так, например, преимущественно используется натуральное возмещение нанесенного ущерба. Если строительство затрагивает водный объект, имеющий рыбохозяйственное значение, при подготовке проекта оценивается ущерб водным биологическим ресурсам, разрабатываются мероприятия по компенсации. Обычно это выпуск в крупные водные объекты, расположенные на прилегающих территориях, мальков рыб. «Видовой состав зависит от территории и возможности местных предприятий, занимающихся рыборазведением. В последние годы отдается предпочтение ценным породам рыбы (осетр, стерлядь)», - подчеркнули в «Автодоре».

Что касается зеленых насаждений, то оценивается количество вырубаемых деревьев и кустарников, предусматриваются мероприятия по высадке эквивалентного количества насаждений. Территория и видовой состав зависят от категории и принадлежности земель, на которых проводится вырубка. Самые распространенные компенсационные мероприятия после дорожных работ - высадка зеленых насаждений (после расчистки территории) и выпуск мальков (при сооружении мостов, водопропускных сооружений, затрагивающих водные объекты и водоохранные зоны).

Например?

В сентябре стало известно, что в Оку под Муромом выпустили 40 тыс. мальков стерляди в рамках подготовки территории под строительство головного подмосковного участка трассы М-12 «Москва - Казань» (обходы городов Балашиха, Ногинск). Об этом сообщили в пресс-службе ГК «Автодор». Вес одного малька стерляди составлял около 2,5 грамма, длина - около 3 см. При транспортировке молоди соблюдаются специальные условия в виде невысокой температуры воды, насыщенной кислородом. Их перевозят в специальных машинах в ночное время суток, чтобы вода не нагревалась на солнце. Занимаются транспортировкой рыбы к месту выпуска научные учреждения, отвечающие за искусственное воспроизводство ценных видов рыб, сохранение их биоразнообразия, оценку экологической ситуации рыбохозяйственных водоемов.

СТАТЬЯ_М12_Автодор.jpg

Фото: с сайта ГК «Автодор» (russianhighways.ru)

В пресс-службе ФКУ Упрдор «Тамань» порталу «ДорИнфо» рассказали, что экопрограмму Крымского моста через Керченский пролив между Республикой Крым и Краснодарским краем проработали на этапе проектирования объекта. Она включает компенсационные мероприятия, а также регулярный экологический мониторинг на прилегающих территориях. Ежемесячно и ежеквартально специалисты российских научно-исследовательских институтов берут пробы воды, донных отложений, почвы и атмосферного воздуха, замеряют уровень шума, наблюдают за водными биоресурсами, орнитофауной, растительным и животным миром.

Экопрограмма Крымского моста - долгосрочная, реализуется с 2015 года. По действующей программе автодорога через пролив оборудована комплексами для многоуровневой очистки стоков. На участках, примыкающих к берегам пролива, установлены акустические экраны для защиты окружающей среды от шума транспорта.

«Согласно положительному заключению Государственной экологической экспертизы проектной документации «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив» и согласованию Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации в рамках выполнения компенсационных мероприятий выполнена работа по воспроизводству водных биологических ресурсов (русский осетр) и выпуск молоди в акваторию Азово- Черноморского бассейна», - заявили в ФКУ Упрдор «Тамань». Программа рассчитывалась на несколько лет (с 2015 по 2019 годы), суммарно за это время в естественную среду отправили 1,5 млн мальков русского осетра, выращенных из икры на рыбзаводах Краснодарского края. Отмечается, что русский осетр занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы, он обитает в бассейнах Каспийского, Чёрного и Азовского морей.

В Управлении дорог подчеркивают, что на прилегающих к действующей дороге через пролив территориях созданы привлекательные условия для животных. «На мелководных озерах на острове Тузла и в районе Тузлинской косы были установлены плавучие дома - плоты для водоплавающих и околоводных птиц, в том числе редких и охраняемых. В акватории обитает более 100 видов птиц. Многие из них занесены в Красную книгу России - кулик-сорока, морской голубок, малая крачка, чернозобик и шилоклювка. Эти водоемы имеют важное значение для пернатых в гнездовой период, во время миграции зимовок. Установлено более 200 искусственных гнездовий, 56 плавучих плотов-гнездовий и 28 подкормочных площадок на период зимовья околоводных пернатых», - рассказали «ДорИнфо» в ФКУ Упрдор «Тамань».

СТАТЬЯ_Крымский мост.jpg

Фото: с сайта ФКУ Упрдор «Тамань»

Также, по данным ФКУ, экопрограмма по реализации госконтракта «Строительство и реконструкция автодороги А- 289 «Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк» - автомобильная дорога А-290 «Новороссийск - Керчь» предусматривает компенсационные работы. На этапе проектирования объекта идет разработка, согласование и утверждение компенсационных мероприятий.

В ФКУ Упрдор «Кола» рассказали о мероприятиях после работ на трассах в Республике Карелия и Мурманской области. В Управлении считают, что специфика регионов заключается в том, что на их территории находится большое количество рек и озер, а также много болот. «Чтобы компенсировать ущерб водным биоресурсам, наносимый в процессе дорожных работ, начиная с 2014 года дорожники выпускают молодь рыбы в водоемы. Чем больше водоохранных зон на участке строительства или капитального ремонта дороги, тем больше рыбы выпускается в реки», - рассказали в пресс-службе ФКУ. В этом году почти 6 тыс. штук годовалой молоди атлантического лосося выпустили в реку Умбра бассейна Белого моря в Мурманской области.

В 2020 году началась реконструкция участка подъезда к Мурманску с 14-го по 19-й км на федеральной трассе Р-21 «Кола». Работы идут в пределах города. Для компенсационного озеленения за снос насаждений будет выполнена посадка деревьев, декоративных кустарников и обустройство газонов на территории, определенной администраций муниципального образования.

В пресс-службе отмечают, что соседство с дорогой может негативно повлиять и на человека. Прежде всего речь идет об уровне шумового воздействия. Для его снижения при строительстве объекта устанавливают шумозащитные экраны, которые защищают жилые застройки. В этом году на объекте реконструкции автодороги Р-21 «Кола с 1378-го по 1381-й км установлено 438 метров шумозащитных экранов. Помимо этого, для соблюдения нормативного уровня звука в жилых помещениях устанавливают шумозащитное остекление в попадающих в зону акустического дискомфорта домах. Так, при реконструкции моста через реку Тулома на 1388-м км дороги Р-21 «Кола» установят около 131 кв. метров окон, а при реконструкции участка с 1519-го по 1547-й км - порядка 1000 кв. метров шумозащитного оконного остекления.

Также в пресс-службе ФКУ Упрдор «Кола» подчеркнули, что в последнее десятилетие ни одно строительство дороги не обходится без комплекса мероприятий по охране природной среды. В проектах дорог (технических, проектах организации и производства работ, проектах содержания дорог) тщательно разрабатывается раздел охраны окружающей среды, чтобы строительство, реконструкция, капремонт и эксплуатация дороги не ухудшали качество среды обитания, воздействуя на нее. «При разработке раздела рассматривается оценка воздействия на окружающую среду на срок 20 лет и проектируются необходимые природоохранные мероприятия. Некоторые компенсационные мероприятия прописываются в контракте, заключаемом с подрядной организацией на производство работ. Некоторые, такие как выпуск молоди рыбы в водоемы, выполняются по отдельному контракту. Средства на компенсационные мероприятия всегда закладываются при проектировании дорожных работ», - рассказали «ДорИнфо» в ФКУ Упрдор «Кола».

СТАТЬЯ_Кола.jpg

Фото: ФКУ Упрдор «Кола»

По данным пресс-службы ФКУ «Уралуправтодор», среди видов компенсационных работ существуют: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (негативное воздействие на окружающую среду); возмещение ущерба, причиненного водным и биологическим ресурсам; плата за причинение ущерба животному миру; плата за шумовое воздействие; плата за воздействие на историко-культурные и природные памятники. Управление проводило и проводит многие из этих работ. Так, при реконструкции отрезка трассы Р-351 «Екатеринбург - Тюмень» со 148-го по 168-й км в Свердловской области выпустили мальков в реку Аксариха. Генподрядчик заключал контракт с Рыбным хозяйством. Также оплачен ущерб животному миру через Департамент лесного хозяйства. Сейчас в завершающей стадии находятся работы на трассе М-5 «Урал» со 143-го по 183-й км на подъезде к Екатеринбургу, там будут выполнены компенсационные работы. «На всех наших объектах применяется такой вид работ, как утилизация загрязнения. Например, плата за выбросы и отходы учтена при реконструкции автодороги Р-402 «Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск», - отмечают в Управлении.

В КГКУ «КрУДор» рассказали, что с 2009 года по 2019 год в Красноярском крае более чем по 20 ремонтируемым объектам была рассчитана величина теряемой рыбопродукции. В течение трех лет, по мере предоставления финансов из краевого бюджета, Управлению предстоит восстановить популяцию осетровых. В прошлом году выпустили 28 тыс. мальков осетровых в реку Енисей. Мальки сибирского осетра были привезены для запуска из поселка Приморский до реки Енисей в районе села Атаманово. Отмечается, что вес каждого малька составил 1 грамм.

В этом году КГКУ «КрУДор» выпустило в Енисей 48 тыс. мальков осетра, каждый весом порядка 2 грамм. Работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов проведены в рамках работ на таких объектах, как предстоящее строительство моста через Енисей в районе поселке Высокогорский в Енисейском районе, капитальный ремонт моста через реку Курыш в рамках реконструкции автодороги «Хаерино - Красный Курыш» в Канском районе, а также девяти мостовых объектов реконструкции и капремонта.

Исполнитель услуг - один из крупнейших рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих предприятий Красноярского края - ООО «Малтат». Сумма контракта в 2019 году составила около 4 млн рублей, в 2020 году - порядка 6,5 млн рублей. Среди прочих значительных объемов воспроизводства водных биоресурсов в КГКУ «КрУДор» выделяют 2012 год. В процессе подготовки к строительству Николаевского моста в Красноярске произвели выпуск более 86 тыс. штук молоди хариуса в водоемы енисейского рыбохозяйства.

Восстановление растительности ведется с учетом объема вырубок. Через год после посадки происходит приемка работ. Сейчас ведутся торги по восстановлению леса в рамках реконструкции автодороги «Хаерино - Красный Курыш» в Канском районе. «Проект лесовосстановления предполагает высадку саженцев сосны обыкновенной на территории Абанского района. Молодняк высотой 1,2 м и возрастом не менее 8 лет необходимо высадить на площади 3, 8 га в количестве 4040 шт./га. Начальная сумма контракта составляет - чуть более 1 млн рублей», - рассказали в пресс-службе КГКУ «КрУДор».

В этом году также планируется восстановить ущерб экологии в результате реконструкции обхода Красноярска в Емельяновском районе Красноярского края. В границах территории кольцевой развязки вблизи поселка Солонцы будет высажено более 900 штук зеленых насаждений, а также проведен посев травы. Контракт на сумму 1,7 млн рублей заключен с ООО ПК «ДСУ». Помимо этого, в период с 2018 года по 2019 год выполнено восстановление зеленых насаждений в результате строительства дороги в створе улицы Волочаевская в Красноярске. Здесь высадили свыше 1700 единиц зеленых насаждений разнообразного породного состава. «В дальнейшем строительство мостового перехода в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе также потребует произвести работы по восстановлению растительности», - подытожили в Управлении.

В пресс-службе КГКУ «КрУДор» также рассказали, что в соответствии с требованиями природоохранного законодательства страны, Управление в обязательном порядке компенсирует нанесенный ущерб. Так, при подготовке территории на землях лесного фонда (рубка леса) осуществляется посадка деревьев, при работах в водоохранных зонах и водных акваториях искусственно воспроизводятся водные биологические ресурсы ведется запуск молоди рыбы в водоемы). Отмечается, что ранее ущерб возмещался в качестве денежных компенсаций, в 2012 году Минлесхозом была разработана методика, по которой на природопользователей возложили обязанность выполнять компенсационные мероприятия в натуральном виде. В соответствии с требованиями компенсационные мероприятия, а также рекомендации по охране окружающей среды оформляются проектной организацией в виде раздела техдокументации в проекте строительства, реконструкции или капремонта объекта и предоставляются на согласование органам Минприроды и рыбоохраны. Поскольку разведение рыб и посадка зеленых насаждений не является профилем деятельности КГКУ «КрУДор», возникает необходимость заключения госконтрактов или договоров со сторонними организациями, имеющими право проводить такие мероприятия в соответствии с действующим законодательством России.

Анастасия Ярославцева

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
пїЅ