О том, что такое Реестр новых технологий и материалов дорожной отрасли, будут ли регионы им пользоваться - в материале «ДорИнфо»

В конце января текущего года для всеобщего использования был открыт Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения в дорожной отрасли. О том, что в себя включает данный и ресурс, о его практическом применении в регионах страны - читайте в материале портала «ДорИнфо».

IMG_7868.JPG

Что такое «Реестр новых технологий и материалов дорожной отрасли»?

Как отмечают в пресс-службе Росавтодора, создание упомянутого Реестра входит в перечень задач национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который реализуется на территории 83 субъектов нашей страны с прошлого года. Формирование и ведение базы лежит на плечах ФАУ «РОСДОРНИИ». На данный момент в Реестр входит свыше 300 технологий, а также в базе данных находится 162 конструкции и 310 регламентирующих документов дорожной отрасли.

Процесс включения технических решений в Реестр предполагает всестороннюю экспертизу на соответствие отраслевым стандартам. Экспертный совет Общеотраслевого центра компетенций (ОЦК) в свою очередь занимается оценкой предложений, которые можно подать также с помощью ресурса. Отмечается, что новая технология размещается в Реестре на 3-летний срок, в течение которого осуществляется мониторинг практического применения этой технологии. По завершении этого периода производится детальный аудит результатов использования. Если решение доказало свою комплексную эффективность не менее чем на трех объектах и получило положительное заключение госэкспертизы, оно может быть отнесено к категории наилучших и включено в Реестр на бессрочной основе.

Специалисты отмечают также широкую область применения: использовать предложенные решения смогут не только дорожники, работающие в рамках нацпроекта БКАД. «Это свод готовых эффективных решений дорожной отрасли. Помимо технической документации и описания применяемых решений, Реестр содержит полный перечень информации, необходимой для их включения в проектно-сметную документацию. В нем содержатся данные статистики использования, экспертные оценки результатов и рекомендации по применению от специалистов Отраслевого центра компетенций занимается ФАУ «РОСДОРНИИ» (ОЦК), актуальные сведения о мониторинге состояния дорожной сети», - поясняют в пресс-службе ФДА.

К слову, пройти регистрацию на новом ресурсе может любой желающий. Для получения доступа необходимо заполнить анкету. Также в пресс-службе Федерального дорожного агентства подчеркивают, что в период тестовой эксплуатации ресурса предполагается получение обратной связи от представителей отраслевого сообщества. «Все комментарии и замечания лягут в основу корректирующих мероприятий, направленных на совершенствование площадки», - поясняют в ведомстве.

Адрес ресурса: rnnt.ru

Роль Реестра в реализации БКАД в регионах

По информации ФДА, Реестр будет использоваться регионами при планировании и применении новых технологий в рамках реализации нацпроекта. Доля контрактов с использованием современных решений - это один из ключевых показателей БКАД. «Ориентируясь на прототип-макет Реестра в прошлом году, субъекты РФ значительно перевыполнили его - 44,9% новых госконтрактов при целевом показателе 2019-го года 10%», - заявляют в Росавтодоре.

IMG_0067.JPG

Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Реестр был необходим для точного определения тех материалов, эффективность которых подтверждена РОСДОРНИИ. «В прошлом году перед Московской областью стояла задача: обеспечить не менее 10% от всех заключенных контрактов на дорожные работы применение инновационных материалов. По итогам года регион заключил более 50% от всех контрактов с применением новых технологий. В этом году в Московской области таких контрактов должно быть не менее 20% от общего числа», - заявили в МТДИ.

В рамках БКАД в черте Подмосковья при ремонте дорог применяются материалы и методы, вошедшие в перечень инновационных. Речь идет об использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) и ремонте дорог по технологии ресайклинг.

Читайте также: ЩМА: что скрывается за асфальтовой аббревиатурой

«Мы считаем, что такой ресурс не просто полезен, а необходим. Работа с данным ресурсом позволит не только поделиться нашим опытом в области использования новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, но и перенять опыт других субъектов Российской Федерации», - прокомментировали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

Также в региональном ведомстве считают, что в перспективе Реестр позволит систематизировать информацию о таких технологиях и эффективнее осуществлять их планирование и применение как в рамках БКАД, так и в рамках республиканской программы дорожных работ.

В прошлом году по нацпроекту, ориентируясь на макет-прототип Реестра, в Татарстане выполнен показатель «Доля контрактов с использованием современных решений» на 70,2 % при целевом показателе 2019 года в 10 %. Работы с применением таких технологий выполнены на 81 объекте. В 2020 году при реализации нацпроекта БКАД дорожники планируют использовать технологию устройства верхних слоев покрытия из ЩМА, технологию повторного использования материалов при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд, технологию устройства слоев покрытия с применением асфальтобетонных смесей, запроектированных по методологии объемного проектирования и др.

Актуальность Реестра также оценили дорожники в Красноярском крае. По словам заместителя руководителя КГКУ «КрУДор» Виктора Сабинина, Реестр - это прежде всего систематизация имеющейся информации от экспертов дорожной деятельности. «Благодаря этому ресурсу, специалист в любом регионе может получить интересующие его данные, посмотреть где и когда применялись те или иные технологии, какие результаты были получены. Удобно и то, что по применяемым материалам даны краткие характеристики и аннотации», - рассказал Сабинин.

В прошлом году на трех объектах, где велись ремонтные работы, специалисты использовали модифицированное полимерами, более долговечное, дорожное покрытие. Как поясняют в КРУДОРе, верхний слой асфальтобетона вместо обычного битума добавляется высококачественный материал - полимерно-битумное вяжущее (ПБВ-90) с эластичными свойствами. Применение ПБВ позволяет снизить колееобразование летом и обеспечивает трещиностойкость асфальтобетона зимой, повышает устойчивость покрытия к деформации.

Более привычным для краевых дорожников становится использование битумной ленты для устройства стыков на асфальтобетонных покрытиях. Её применение обеспечивает герметичное соединение участков покрытия, стойкое против воздействия транспортных средств и погоды. Для увеличения срока эксплуатации конструктивных элементов и снижения стоимости ремонта дорожного покрытия применяются современные геосинтетические материалы (геосетка, габионые конструкции), а также гофрированные трубы и бентонитовые маты.

При ремонте также применялась технология укрепления оснований нефелиновым шламом. Материал представляет собой отходы промышленного производства, использующиеся вторично в качестве неорганического вяжущего. Шлам используется для повышения прочности грунта, при устройстве основания рабочего слоя автодороги. «Помимо применения различных современных материалов, КРУДОР взят курс на повышение эксплуатационных характеристик дорожного покрытия. В частности, это переход на многощебенистые смеси, такие как: ЩМА, БМО, асфальтобетонная смесь типа А марки I (взамен традиционно используемой а/б смеси типа Б марки II)», - сказал заместитель руководителя КГКУ «КрУДор». Отмечается, что данные смеси обладают хорошей каркасной структурой, высокой сопротивляемости сдвигу и колееобразованию, а также улучшают такой параметр как сцепление колеса с покрытием - один из важнейших параметров безопасности на дороге.

В дальнейшей работе специалисты также заложили использование новых технологий и материалов, включая рециклирование существующего покрытия с добавлением цемента. В данном случае речь идет об участке автодороги обхода Красноярска с 1-го по 5-й км. Эта технология призвана максимально восстановить существующее дорожное покрытие и повысить его прочностные характеристики.

Порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области рассказали, что в 2019 году 13 госконтрактов предусматривали новые технологии. Речь идет о применении геотекстиля в конструкции дорожных одежд, устройстве защитно-армирующей прослойки из тканого геосинтетического материала, монтаже уличных светодиодных энергосберегающих светильников, применении гидроизоляционных материалов и системы антикоррозийной защиты с повышенной долговечностью на искусственных сооружениях и др. В текущем году на дорожных объектах в регионе также предусмотрено применение новых технологий и материалов. «Реестр, несомненно, актуален и необходим, ведь эффективное развитие дорожного хозяйства и переход на более высокий уровень качества автомобильных дорог возможен только с применением прогрессивных технологий, новых материалов и современного оборудования на дорожно-строительных объектах», - заявили в Минтрансе Новосибирской области.

Анастасия Ярославцева

Фото: архив «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789