13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

ЩМА: что скрывается за асфальтовой аббревиатурой

Прочность и способность самому «залечивать» небольшие раны - эти слова можно применить не только в дополнение к образу человека со стержнем, а еще и к виду асфальта, популярность которого с каждым годом только набирает обороты. О свойствах щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), а также о том, на каких дорогах его используют, читайте в материале портала «ДорИнфо».

IMG_7832-001.JPG

Что такое ЩМА и как его укладывают?

За комментарием по данному вопросу мы обратились в Федеральное дорожное агентство. Итак, щебеночно-мастичный асфальтобетон - это прежде всего минеральные материалы, серди которых щебень, песок из отсевов дробления и минеральный порошок, дорожный битум (с полимерными или другими добавками или без них), а также это стабилизирующая добавка, перемешанные в нагретом состоянии в определенных пропорциях. Обеспечить водонепроницаемость, сдвигоустойчивость и повышенную шероховатость помогает рациональный подбор состава смеси.

Основа материала формируется жестким каркасом из прочного кубовидного щебня (до 80 % от общей массы), в связи с этим он не подвергается пластическим деформациям. Пространство между заполнителями занимает битумное вяжущее (до 7,5 %). Это обеспечивает водонепроницаемость и высокие показатели водо- и морозостойкости верхних слоев дорожной одежды. «Кроме того, такое покрытие обладает способностью «самозалечивать» мелкие трещины», - поясняют в Росавтодоре.

В зависимости от крупности используемого щебня различаются четыре вида щебеночно-мастичного асфальтобетона. К примеру, в ЩМА-22 размер зерен достигает до 22,4 мм, в ЩМА-16 фракция щебня - 16 мм, ЩМА-11 - 11,2 мм и ЩМА-8 - 8 мм. С помощью стабилизирующих добавок асфальтобетонную смесь связывают, что защищает её от расслоения и сохраняет однородную структуру. Для этого используют целлюлозное волокно или специальные гранулы на его основе. В качестве вяжущих применяют нефтяные дорожные вязкие битумы, а также модифицированные, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) и другие вяжущие с улучшенными свойствами.

Читайте также: Битумы и ПБВ для дорог: производство и потребление в современном мире

Горячая щебеночно-мастичная смесь укладывается и уплотняется как стандартная с использованием обычных асфальтоукладчиков и гладковальцовых катков на подготовленное основание в сухую теплую погоду. Как отмечают в ФДА, в случае если все требования к качеству материалов и укладке были соблюдены, то полученное покрытие имеет высокую износостойкость, а также длительный срок эксплуатации и низкий показатель уровня шума при движении транспорта. Кроме того, оно остается стабильным при механических воздействиях и характеризуется повышенным коэффициентом сцепления шин с поверхностью дороги. «На основании данных, полученных при эксплуатации дорог в скандинавских странах за последние 20 лет, наиболее устойчивыми к износу шипованными шинами являются щебеночно-мастичные асфальтобетоны», - заявляют в Росавтодоре.

Где применяется ЩМА?

Уже более десяти лет на сети федеральных дорог России устраивают покрытие из ЩМА. Оно настолько хорошо себя зарекомендовало, что на данный момент любые работы, связанные с заменой верхнего слоя покрытия на подведомственной Росавтодору сети, что на территории центральной части страны, что на Урале или Дальнем Востоке, проводятся с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона. Из некогда внедряемого по программе инноваций опытного материала он стал широко применяемым не только на федеральных, но и на региональных трассах, а также на улицах городов. Так, ЩМА широко применяют в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

IMG_7812.JPG

Читайте также: Промежуточные итоги нацпроекта БКАД на дорогах страны

Например, на региональных дорогах в Ленинградской области впервые такая смесь была опробована в 2017 году при ремонте участка Колтушского шоссе. Как пояснили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе дорожного комитета Ленобласти, с учетом того, что данное покрытие показало себя с лучшей стороны на одной из самых загруженных трасс в регионе, было принято решение и дальше использовать его при ремонте самых грузонапряженных региональных магистралей.

На данный момент Ленобласть - один из ведущих транзитных субъектов России, региональная сеть дорог которого формировалась в 60-70 годы, когда еще не было таких нагрузок на ось большегрузов, как сегодня. С введением системы «Платон» на федеральных дорогах, часть фур стала съезжать на региональные магистрали, что в свою очередь негативно сказывается на состоянии дорог - появляются дефекты. «ЩМА дает трассам запас прочности и минимизирует появление дефектов», - рассказывают в дорожном комитете.

Пока в регионе идет выборочное применение ЩМА. Так, в этом году был сделан участок дороги «Огоньки - Стрельцово - Толоконниково» в Выборгском районе. В следующем году в профильном комитете также намерены применять ЩМА при ремонте, а где именно - сейчас определяют специалисты.

В пресс-службе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области порталу «ДорИнфо» сообщили, что для улучшения качества и долговечности асфальтобетонных покрытий на дорогах в регионе сейчас также применяется щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси. Кроме того, на трассах с высокой интенсивностью движения вместо обычных нефтяных битумов для производства смесей конструктивных слоев дорожной одежды в основном применяется привозной высокопрочный щебень с уральских щебеночных карьеров. По данным ведомства, в этом году объем ремонта, капремонта и строительства автодорог регионального значения в черте Самарской области с использованием ЩМА составил более 80 %. В 2020 году применение ЩМА на дорогах регионального значения планируется в аналогичном объеме.

Анастасия Ярославцева

Фото: архив «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений