Какие регионы лидируют, какие отстают по реализации БКАД в этом году - в материале «ДорИнфо»
Когда за плечами лето - самая «горячая» пора для дорожников, невольно хочется подвести промежуточные итоги проведенных работ. Тем более, что в 2019 году началась реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», рассчитанного на шесть лет, и к осени основной объем запланированных на этот сезон ремонтов по БКАД остался позади. О том, каких показателей достигли регионы, принимающие участие в нацпроекте, о лидерах и отстающих субъектах читайте в материале портала «ДорИнфо».
Нацпроект БКАД: миссия
Первая отличительная черта, бросающаяся в глаза по сравнению с предшественником БКАД приоритетным проектом «Безопасные и качественные дороги» (реализовывался в период с 2017 по 2018 годы), - это число участников. С 36 регионов оно выросло до 83 субъектов. Каждый год участники нацпроекта будут работать над увеличением доли региональных дорог в нормативном состоянии. И уже к 2024 году этот показатель достигнет отметки в 50,9%. Аналогичный параметр касательно дорог агломераций за шесть лет планируется повысить до 85%. Еще один проблемный вопрос - режим перегрузки. Около 10% дорог как регионального, так и федерального значения работали в таком состоянии по состоянию на конец прошлого года. Помимо этого, за время реализации БКАД дорожникам предстоит в два раза сократить число мест концентрации аварий.
Добавим, под своим крылом национальный проект объединяет четыре федеральных. Это «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги необщего пользования Минобороны России». Кроме того, а этом году в рамках БКАД начала свою работу социальная кампания под названием «Однозначно», призывающая автомобилистов не превышать скорость, указанную на знаках.
Читайте также: Нацпроект БКАД: как будут развивать дороги в регионах с 2019 года
Промежуточные итоги первого года реализации
Согласно данным на конец августа, в план-график торгов по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» включено 99,41 % или 6 456 объектов, из них 6 374 объектов законтрактовано, что составляет 98,15 %. Как отмечают в пресс-службе Росавтодора, наибольшее число регионов успешно завершили этап контрактации. Исключением здесь являются Республика Крым, Ненецкий автономный округ, Тверская, Калужская и Магаданская области.
«Руководителям региональных проектных офисов поручено в кратчайшие сроки исправить ситуацию, чтобы успеть выполнить мероприятия, включенные в программу первого года реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», - сообщили «ДорИнфо» в пресс-службе ФДА.
В регионах-участниках БКАД ведутся активные работы: к нормативу приводят региональные, местные, межмуниципальные трассы. Так, в общей сложности по состоянию на 27 августа выполнено 48,78 % от общего объема работ 2019 года по устройству верхнего слоя дорожной одежды. Кроме того, несколько регионов уже закончили реализацию мероприятий, запланированных на 2019 год.
С территориями, которые по итогам мониторинга демонстрируют отставание по срокам дорожных работ, также ведется работа. К примеру, в Ненецком автономном округе, Республике Северная Осетия - Алания, а также в Псковской области, Республике Крым, Тверской области, Приморском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и Новгородской области показатель укладки верхнего слоя покрытия не превышает 10 %.
Как сообщают в пресс-службе ФДА, на особом контроле находится проведение капиталоемких мероприятий в 15 субъектах страны. На эти цели из федерального бюджета было дополнительно выделено 5 млрд рублей. Здесь в числе отстающих - Орловская и Еврейская автономная области и Республика Мордовия, которая так и не заключила контракты на реконструкцию дорожных объектов. Отстающим территория поручено активизировать процесс контрактации и подтвердить выполнение взятых обязательств по освоению средств в полном объеме, в противном случае им предложат перераспределить финансирование другим регионам.
Реализация БКАД в регионах находится под контролем проектной команды не только с помощью системы оперативного управления «Эталон», но и за счет инспекционных поездок. Как показывает практика, такие инспекции помогают ускорить решение проблемных вопросов на местах, а также повышают эффективность проводимых мероприятий. «Выездные проверки будут продолжены и пройдут также в ряде других проблемных территорий. Запланированы инспекции в Псковскую, Тверскую, Новгородскую области, Республику Крым, г. Севастополь, Республику Калмыкия, Приморский край», - отмечают в Росавтодоре.
Ситуация на местах
Первым регионом, окончившим дорожные работы в истории БКАД, стала Белгородская область. Как пояснили порталу «ДорИнфо» в управлении информации и социальных коммуникаций региона, все работы были завершены к 15 июня. В этом сезоне специалисты обновили 107 объектов, общая протяженность которых составляет порядка 138 км, за 1,7 млрд рублей из бюджетов разных уровней. Пообъектный перечень был представлен и защищен в ФДА в январе 2019 года. В апреле состоялись торги на право проведения дорожных работ, и с наступлением благоприятной погоды специалисты вышли на свои участки.
«Нам важно, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» помог привести в нормативное состояние дороги местного значения. В поселке Октябрьский Белгородского района отремонтированы 32 улицы, 17 - в городах и поселках Яковлевского района, 15 - в Белгороде, 14 - в Старом Осколе. Ни один муниципалитет не смог бы выполнить за счет имеющихся дорожных фондов тот объем работ, который предусмотрен по нацпроекту», - отметил заместитель губернатора Белгородской области Евгений Глаголев.
В планах региона в следующем году отремонтировать 160 км, включая 73 км дорог в агломерациях, на сумму 1,9 млрд рублей. Подготовка к грядущему сезону уже началась. Так, сформирован список дорог, составляется сметная документация и идет подготовка к проведению торгов. Как сообщалось ранее, доля региональных трасс, соответствующих нормативам в области, составляет 62,7 %, в агломерациях доля дорог в нормативе равна 76,7 %.
На 68 % выполнены работы в черте Самарской области. Здесь отремонтировали 53 участка дорог общей протяженностью 108 км, включая 43 участка в областном центре. Последний месяц лета стал завершающим для ремонта участка дороги «Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград» от развязки на поселок Журавли до Пестравского кольца протяженностью 6 км в Волжском районе. Всего в этом году в области запланирован ремонт 91 участка дорог общей протяженностью 247 км. На эти цели направлено 5,77 млрд рублей, в том числе 3,26 млрд рублей - из федеральной казны.
Как заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков, регион «вошел» в нацпроект с «низкого старта». По его словам, дорожная отрасль оставалась недофинансированной на протяжении десятков лет. «Средств на строительство новых трасс, и реконструкцию основания дорог просто не было. Мы просто латали дыры. В этих условиях не удивительно, что большая часть дорожной сети пришла в негодность», - сказал министр. По состоянию на конец декабря 2017 года лишь 9 % региональных и межмуниципальных дорог соответствовало нормативам. «Нацпроект необычайно важен для региона, так как он позволяет перейти от усилий по сохранению дорог и мостов к их приведению в нормативное состояние», - уверен Николай Чуриков.
В общей сложности финансирование работ в регионе по БКАД на текущий год составляет более 4 млрд руб. На эти средства отремонтируют порядка 300 км дорог. Основной объем работ находится в завершающей стадии или в процесс приемки. Среди наиболее значимых объектов этого года министр выделил строительство участка автомобильной дороги «Озинки - Перелюб» в Озинском районе, начало строительства трассы «От улицы Колотилова до дороги «Самара-Пугачев - Энгельс - Волгоград» в Энгельсе протяженностью 6,5 км, а также строительство подземного пешеходного перехода в Энгельсе в районе школы МОУ «Школа нового века». Помимо этого, специально для нового аэропорта «Гагарин» в прошлом году был построен так называемый Северный подход. В этом году закончен ремонт дороги-дублера «Саратов - Дубки - Новая Липовка - Шевыревка - Сабуровка», которая короче первого пути на 20 км.
В целом здесь работы более чем на 70%. Но многие объекты остаются буквально в шаге от завершения работ. Поэтому будет лавинообразное повышение процента выполнения. «В срок уложимся точно», - заявили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе областного Минтранса. Список дорожных объектов на следующий год составлен и заслушан на заседании общественного совета. В перечень вошли 42 участка региональных дорог без учета Саратова и Энгельса. Совокупная протяженность региональных объектов составит 273 км, а вместе с городами - 299 км. «Задача провести торги как можно раньше, уже в этом году, чтобы организации «без раскачки» в 2020 году сразу, как только позволят погодные условия, смогли приступить к работам», - подытожили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Анастасия Ярославцева
Фото: архив «ДорИнфо»