Об инструменте по борьбе с несоблюдением скоростного режима на дорогах страны читайте в материале «ДорИнфо»
На прошедшей в Санкт-Петербурге в конце августа пресс-конференции, которая была посвящена старту широкомасштабной социальной кампании «Однозначно», журналистам рассказали о том, почему важно понимать дорожные знаки однозначно, как это скажется на аварийности на трассах страны и Ленинградской области, в частности. Подробности читайте в материале портала «ДорИнфо».
Цели кампании и статистика ДТП
В пресс-конференции по случаю начала кампании в Ленинградской области приняли участие начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Алексей Семёнов, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников, заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленобласти Артем Огарков, и.о. заместителя председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Сергей Алексеев, главный хирург Комитета по здравоохранению Ленобласти Олег Эргашев.
Социальная кампания «Однозначно» - это один из инструментов исполнения поручений Президента РФ Владимира Путина в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ее тема выбрана исходя из статистики аварий. Только в прошлом году больше 10 тыс. ДТП случились из-за несоответствия скорости конкретным условиям. В этих авариях погибли 1368 человек, 13833 человек получили травмы.
В ходе пресс-конференции неоднократно отмечалось, что эта кампания нацелена на создание культуры поведения всех участников движения. В ней примут участие 15 субъектов страны: Ленинградская, Московская, Воронежская, Калужская, Курская, Ростовская, Нижегородская, Челябинская, Свердловская области, Краснодарский, Ставропольский и Забайкальский края, а также Республики Дагестан, Башкортостан и Тыва.
По данным всероссийского опроса, каждый третий водитель знаком с таким заблуждением, что к числу, указанному на дорожном знаке, можно смело прибавить от 5 до 19 км/ч и это не повлечет за собой ни штрафа, ни другого наказания. Результаты опроса, который провели Госавтоинспекция совместно с экспертным центром «Движение без опасности» и НАФИ, показали, что 14% опрошенных считают недопустимым превышение скорости на дороге вне населенного пункта, 21% - в черте города. Большая часть респондентов (55%) ответили, что допускают превышение скорости до 10 км/ч в черте города. Кроме того, 31% считают, что знак, обозначающий максимальную скорость, развешают превысить ее на 19 км/ч. Как отмечается в результатах исследования, 62% опрошенных согласны с утверждением, что их опыт вождения позволяет превышать, при условии, что они хорошо знакомы с дорогой и чувствуют автомобиль. При этом 80% водителей согласны с тем, что при увеличении скорости также повышается риск попасть в ДТП.
По словам начальника УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Алексея Семёнова, в целом по стране за последние три года наблюдается снижение основных показателей аварийности - количества ДТП, числа погибших и раненных в результате аварий. Так, только в Ленобласти по итогам семи месяцев 2019 года количество аварий снизилось на 10%, число раненых - на 14%, погибших - на 21%.
«Тем не менее это не повод для самоуспокоения. В 2018 году была разработана стратегия безопасности дорожного движения, целью этой стратегии является законопослушное поведение и сознание участников дорожного движения. Основные ДТП на территории Ленобласти характеризуются выездом на полосу встречного движения и неправильным выбором скорости движения. За семь месяцев этого года в регионе погибло 190 человек в результате аварий. Но это не просто цифры, за ними стоят люди, в том числе дети», - заявил Алексей Семенов. За семь месяцев этого года в дорожных происшествиях на трассах в черте Ленобласти погибли 13 детей, большинство из которых были пассажирами транспортных средств.
Для снижения этих показателей проводится масштабная работа. Как заявил Артем Огарков, заместитель председателя общего и профессионального образования Ленинградской области, со стороны комитета образования в рамках нацпроекта по безопасности дорожного движения совместно с УГИБДД по Петербургу и Ленобласти проводится большое количество мероприятий по безопасности движения среди учащихся и школ, и воспитанников детских садов. Это делается как в рамках образовательного процесса, так и во внеурочной деятельности. В дошкольных образовательных учреждениях - в форме игры, в школах - в виде бесед и практических мероприятий. Главная цель - профилактика ДТП с детьми и безопасность их нахождения в дорожной среде, а также правильность вождения велосипедов и скутеров.
«Отмечу, огромную роль играет работа, которую комитет совместно с коллегами проводит с представителями родительской общественности. Прежде всего это перевозка детей автомобильным транспортом. Реализуется такое мероприятие, как родительский патруль. Кроме того, - «юный инспектор дорожного движения». На сегодняшний день у нас задействовано порядка 2 тыс. детей», - подытожил Артем Огарков.
Качеству дорог и их безопасности уделяется также немалое внимание. «Ежегодно проводятся работы по нанесению разметки. Здесь такая цифра - каждый год наносится порядка 1 млн 380 тыс. кв. метров. По местам концентрации ДТП проводятся мероприятия для того, чтобы места концентрации аварий перестали таковыми быть», - подчеркнул Сергей Алексеев.
Зарубежный опыт и медицина
В последние 10 лет проводится большая работа по снижению смертности и оказанию помощи пострадавшим в ДТП. Смертность снизилась почти в 3 раза. Об этом на пресс-конференции заявил главный хирург комитета по здравоохранению Ленобласти Олег Эргашев. Снижение смертности ведется за счет проработки двух направлений: догоспитального и госпитального. На догоспитальном этапе ключевое значение имеет время. До 82% случаев время приезда скорой составляет до 20 минут. «Конечно, мы на этом не останавливаемся и пытаемся улучшить данный показатель, в том числе за счет привлечения санитарной авиации», - прокомментировал Олег Эргашев.
Так, если в 2014 году было направлено из бюджета Ленобласти 4,5 млн рублей на вертолетную авиацию, то сейчас 150 млн рублей, при этом 100 млн рублей - средства федерального бюджета. На территории Ленобласти травмоцетры второго уровня расположены на таком расстоянии, что пострадавшие из любой точки Ленобласти будут туда доставлены в течение часа. В эту программу было вложено более 1 млрд рублей и все центры обустроены «по последнему слову»: они имеют и диагностическое оборудование, и все для борьбы с шоком. Помимо этого, совместно с ГИБДД была выпущена методичка по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП для спасателей и обычных водителей.
«Это проект, который реализуется в рамках национального проекта действительно направлен на изменение ситуации на наших дорогах с точки зрения повышения безопасности. В первую очередь нам нужно донести банальные вещи до людей, которые являются крайне значимыми с точки зрения последствия аварий. Это то, что нарушение, которое сейчас является допустимым люфтом, оно крайне опасное. Дорожные знаки - они предназначены для организации коммуникации между водителями» - сказал генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
По его словам, ситуация с ограничением, регулированием скоростного режима разнообразна по всему миру. Так, в Германии есть достаточно жесткие ограничения внутри городов, а также автобаны для быстрого перемещения и трассы без ограничения скоростного режима. «Но и на большом количестве дорог и автобанов уже вводится ограничения. Для населения Германии скорость - это обязательное требование закона и все постоянные жители страны слушаются его, это в менталитете», - сказал Вадим Мельник. По мнению генерального директора экспертного центра «Движение без опасности», в Италии, Испании встречаются ограничения гораздо строже, чем в России. В США есть территории, где считается, что чем выше скорость, тем безопасней. Есть разные подходы к организации движения, при этом отмечается большая связь между менталитетом, качеством развития дорожной индустрии и возможностью по организации контроля.
Анастасия Ярославцева
Фото: «ДорИнфо»