Портал «ДорИнфо» узнал, как в ближайшие годы власти Ленинградской области планируют менять дорожную инфраструктуру Кудрово
Для властей Ленинградской области 2025 год - краеугольный камень в решении транспортных и дорожных проблем Кудрово. К этому сроку чиновники рассчитывают построить транспортную развязку на Мурманском шоссе, закольцевать проспект Строителей, обустроить несколько проездов. Плюс метро и Восточный скоростной радиус (ВСР) «подтянутся». С одной стороны, планы выглядят реалистично, но при детальном изучении обнаруживаются свои нюансы и сложности, а бюрократическая рутина способна похоронить самый лучший проект.
Продолжение проспекта Строителей
Строительство продолжения проспекта Строителей до Ленинградской улицы, что соединит южное Кудрово с Новым Оккервилем, пожалуй, пока самый обнадеживающий проект. И для чиновников Ленобласти это ключевая стройка, поскольку дорога будет кольцом закрывать всё Кудрово. Большая часть работ здесь уже выполнена, и вместо 2019 года компания «Инвестторг», ведущая строительство, планирует сдать весь объект уже в этом году. Нужно лишь, чтобы остальные застройщики-соинвесторы не подвели и перечислили обещанные деньги.
По соглашению с правительством Ленинградской области помимо ЗАО «Инвестторг» финансово поучаствовать в строительстве продолжения проспекта Строителей должны компании ООО «Полис Групп», ООО «Арсенал-недвижимость» и ООО «Патриот». Суммы вложений соотносятся с количеством построенного жилья в Кудрово. Но пока все работы по дороге ведутся только за счет «Инвестторга», остальные компании деньги перечислять отказываются.
«На днях вопрос о продолжении строительства сдвинулся с места при прямом вмешательстве вице-губернатора Ленобласти Михаила Москвина, председателя комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Дениса Горбунова и руководителя «Дирекции комплексного развития территорий Ленинградской области» Даниила Федичева. Надеемся, что при софинансировании в этом году мы всё построим», - прокомментировали порталу «ДорИнфо» в компании «Инвестторг».
Не со всеми застройщиками удалось найти общий язык - сейчас продолжить стройку мешает компания «ЦДС». Как поясняют в «Инвестторге», застройщик незаконно ограничил доступ на земельные участки, установив на части проспекта Строителей ограждения, бытовой городок и обустроив складскую площадку. К проблеме подключились и высшие чиновники правительства региона, но «ЦДС» пока не реагирует.
«Участок используется на основании договора аренды с собственником земли. На нем размещается строительный городок, необходимый для благоустройства территории жилого комплекса «Весна 3». Временные строения не препятствуют организации двух из четырех полос, предусмотренных в составе проспекта Строителей. Участок будет освобожден в сентябре, в соответствии с заключенным договором аренды. Мы находимся в постоянном диалоге с профильными ведомствами правительства Ленинградской области и действуем в соответствии с достигнутыми договоренностями», - прокомментировали в пресс-службе Группы ЦДС.
*выше представленный комментарий Группы ЦДС добавлен в 17:55 20 июля после соответствующего обращения в редакцию - прим.ред.
Общая же протяженность участка проспекта, который нужно построить, составляет 1415,6 м. Помимо самой дороги предстоит возвести мост через реку Оккервиль, ливневую канализацию, освещение и другие магистральные трассы, в частности, участок Европейского проспекта. По данным «Инвестторга», «ливневка» готова уже на 80%, всего работ осталось на 3 месяца. Стоимость строительства оценивается примерно в 350 млн рублей.
Выезды из Кудрово
Сегодня у 70 тыс. жителей Кудрово есть 3 варианта выезда на территорию Санкт-Петербурга, и в двух случаях нужно преодолевать железнодорожные переезды. Это выезды с Ленинградской улицы на проспект Солидарности и по Кудровскому проезду, с которого можно попасть на проспект Большевиков. Летом обстановка не самая удручающая, проехать можно, а осенью, как говорят сами жители Кудрово, начнется «треш». Только на выезд из района можно потратить целый час, пробки собираются даже во дворах. С обилием транспорта не справляются не только узкие улицы Кудрово, но и перемычки на границе с Санкт-Петербургом. Никаких путепроводов или виадуков здесь нет (за исключением выезда по Мурманскому шоссе), обычные ж/д переезды, которые нуждаются в модернизации.
Проблему с выездом в створе Ленинградской улицы планировали решать путем расширения переезда. В январе этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко говорил, что в начале 2019 года переезд будут расширять. Тогда же были сделаны заявления о готовности региона на собственные средства построить здесь виадук над ж/д переездом, но не было понимания с чиновниками Петербурга, которые не хотели выделять землю под строительство опор на территории города.
Сейчас вопрос завис в воздухе. Управление по транспорту Ленобласти ведет переговоры с «РЖД» по расширению переезда, но точного срока начала работ пока нет. Известно лишь, что Заневское городское поселение оформляет земельные участки рядом с границей Санкт-Петербурга в муниципальную собственность.
«Раньше эти земли были бесхозными, мы этот вопрос доводим до логического конца, получаем на них собственность, чтобы в полной мере содержать», - пояснил заместитель главы администрации Заневского городского поселения по ЖКХ и градостроительству Владимир Гречиц.
По мнению директора компании «Отделстрой» Марка Окуня, решить проблему этого выезда можно и без расширения переезда. Сперва на пересечении Ленинградской улицы и проспекта Солидарности нужно установить светофор, затем расширить Центральную улицу и мост через Оккервиль, и в завершении пустить регулярное автобусное сообщение между Кудрово и метро «Улица Дыбенко» по Кудровскому проезду вместо проезда в створе Ленинградской улицы. Как сообщают активисты Кудрово, застройщик на свои деньги готов не только установить светофор, но и расширить Центральную, когда муниципалитет оформит ее в свою собственность, но с предложениями предпринимателя согласны не все.
К слову, передать Центральную улицу из региональной собственности в муниципальную планируется до конца 2018 года. Соответствующие документы уже почти готовы. После этого Заневское городское поселение должно будет обустроить здесь освещение и тротуары, о чем очень давно просят местные жители. В этом году дорожный комитет Ленобласти отремонтировал дорогу.
Не всё просто и с Кудровским проездом. «Он разделен на две части, участок до железной дороги на территории Санкт-Петербурга должен принять на баланс Невский район, а после ж/д в сторону Кудрово - наша Заневка. И только после этого официально можно будет ремонтировать проезд, как минимум, ямы. В августе этого года землю должно принять на баланс Заневское поселение, о сроках аналогичных действий со стороны Невского района неизвестно», - рассказала куратор проекта «Движение активистов Кудрово» Виктория Шапиро.
Развязка на Мурманском шоссе
Строительство развязки, которая соединит жилые кварталы Кудрово и трассу Р-21 «Кола» с ТПУ «Кудрово», самый масштабный дорожный проект территории. Он как раз затрагивает третий выезд из микрорайона. Сейчас с проспекта Строителей автомобилисты выезжают на Мурманское шоссе в сторону города и области по территории «МЕГА Дыбенко», где проезды также не предусмотрены для огромного трафика. Всё стоит в пробках и здесь.
По заказу «Регионального агентства транспортной инфраструктуры» (РАТИ), подведомственного Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, были выполнены предпроектные проработки и подготовлен план по решению транспортных проблем Кудрово. Согласно документу, в проекте развязки с трассой Р-21 нужно предусмотреть переходно-скоростные полосы на самой трассе, въезд и выезд на территорию ТРК «МЕГА Дыбенко», продолжение проспекта Строителей до Мурманского шоссе, съезд с Р-21 на проспект Строителей и обратный заезд, а также другие объекты. В рамках развязки планируется продлить и Центральную улицу, которая свяжет Заневское и Свердловское поселения. Для этого власти Ленобласти намерены запросить техусловия у ФКУ Упрдор «Северо-Запад».
Проектом планировки будущей развязки занимается ИКЕА. Совместно со шведской компанией дорожный комитет Ленобласти подготовит рамочное соглашение по условиям строительства и финансирования объекта. В документе будут уточнены сроки и график строительства развязки, которую предлагается делать в створе дороги регионального значения «Деревня Старая - Кудрово». К этому моменту планируется согласовать и проекты планировки территорий для транспортно-пересадочного узла и для развязки.
«Рамочное соглашение пока находится в стадии подготовки. Документ позволит конкретизировать условия государственно-частного партнерства. Точная сумма участия частного капитала будет понятна к осени», - прокомментировали «ДорИнфо» в дорожном комитете Ленобласти.
Как будет заключено соглашение, начнется непосредственно проектирование развязки. Поскольку проекта пока нет, сейчас сложно сказать, какой именно будет развязка. Власти Заневки предполагают, что это «должен быть кленовый лист, который четко определит потоки движения, разгрузит существующие загруженные улицы и создаст более комфортную транспортную обстановку».
По данным РАТИ, подключение Кудрово к трассе Р-21 обойдется в 1,5 млрд рублей. Однако окончательная стоимость проекта будет определена по результатам разработки и утверждения ППТ развязки. «Компания ИКЕА готова принять участие в софинансировании проектирования и строительства этой развязки в размере до 700 млн рублей. Форма сотрудничества в рамках проекта на данный момент обсуждается с правительством Ленинградской области», - сообщили «ДорИнфо» в пресс-службе компании ИКЕА.
К слову, компания ИКЕА инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры вокруг торговых центров «МЕГА» в разных регионах. Например, она активно сотрудничает с правительством Москвы по улучшению транспортной ситуации в районе «МЕГИ Теплый Стан». Также шведская компания выступила инициатором строительства дорожной развязки на участке на автодороги М-7 «Волга» в Нижегородской области, в Казани компания готова софинансировать строительство станции метрополитена рядом с «МЕГОЙ Казань».
Ранее сообщалось, что в финансировании и строительстве развязки может поучаствовать консорциум застройщиков, которые работают в Кудрово. Однако по словам чиновника Заневского поселения застройщикам большого смысла вкладываться в данную развязку нет. Всё, что могли, они уже построили из дорожной инфраструктуры, не считая участок проспекта Строителей, а дальнейших перспектив жилой застройки у них нет.
ВСР в Кудрово не очень-то рады
По словам Дрозденко, в 2023 году в Кудрово должна появиться развязка Восточного скоростного радиуса (ВСР). Эта магистраль соединит ЗСД в районе Благодатной улицы с КАД в юго-восточной части Санкт-Петербурга, после чего уйдет на трассу Р-21 «Кола». Причем сначала продолжения до Мурманского шоссе в планах не было, но власти Ленобласти посчитали, что «подключение» ВСР к трассе «Кола» позволит разгрузить ее на въезде в Санкт-Петербург и обеспечить транспортную доступность Кудрово, поэтому обратились с таким предложением в Смольный.
На территории Ленинградской области в составе ВСР будет построено 2 участка: от улицы Коммуны до КАД длиной 2,5 км с развязкой и от КАД до трассы Р-21 «Кола» длиной 5,7 км с двумя развязками, а также участок примыкания основного хода к Колтушскому шоссе протяженностью 5 км. За участок от Коммуны до КАД будет отвечать город. С подключением ВСР к КАД планируется увязать и строительство развязки на пересечении улицы Ленинградская с кольцевой. Развязку предполагается расположить в непосредственной близости от жилых домов, что не нравится части жителей Кудрово.
Активисты провели опрос среди местных жителей, и выяснилось, что большинство опрошенных людей убеждено в том, что данная развязка не улучшит положение Кудрово, а только ухудшит, поскольку будет транзит в город и обратно, а въезд в Санкт-Петербург по Ленинградской улице однополосный. Необходимы альтернативные варианты развязки. Лучше всего подключить улично-дорожную сеть Кудрово к ВСР и КАД за пределами сложившейся жилой застройки и парковой зоны севернее микрорайона Новый Оккервиль, считают жители. Отметим, что в обсуждении к результатам опросам некоторые высказываются и «за» строительство еще одной развязки с КАД.
По мнению опрошенных жителей, сейчас лучше дополнительно связать улицы Кудрово и Санкт-Петербурга. Например, обустроить ж/д переезды или автодорожные путепроводы над ж/д путями в створе улиц Крыленко, Подвойского, Коллонтай, Новоселов. Нравится жителям и идея продления улицы Кржижановского, что было в проекте планировки территории. Однако от этого проекта власти Ленобласти отказались, как раз из-за ВСР.
«У нас был свой проект - продолжение улицы Кржижановского, готовность проекта была очень высока. Но КРТИ поддержал проект восточного радиуса, который не попадает в створ улицы Кржижановского. Мы поддержали новый проект и решили объединиться с ним», - сообщал в 2016 году на тот момент председатель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Михаил Козьминых.
В целом диалог у активистов Кудрово с чиновниками Ленинградской области налажен, все предложения регулярно обсуждаются, но практически не продвигаются. «Есть проблемы с тем, что наши чиновники говорят нам, что Санкт-Петербург не согласует то или иное предложение. Так, собственно, наша коллега активист пошла сама к петербургским чиновникам и «выбила» разрешение на выезд на Подвойского (Лопатина), но только под общественный транспорт, не для личных автомобилей. И то жители Веселого поселка начали собирать подписи против этого разрешения, им в этом помогал местный депутат. Чем все закончится, пока не знаем. Большинство согласований по данному вопросу уже получено, осталось только от РЖД получить разрешение, после чего будут делать проект», - пояснила Виктория Шапиро.
Жители Кудрово верят, что к 2025 году транспортная обстановка у них улучшится, и властям удастся реализовать запланированные проекты. Но это еще очень далеко, а жить в районе и выезжать из него нужно уже сейчас, а не терять часы в бессмысленных пробках. Ряд вопросов решит метро, но это опять же 2025 год.
Дарья Кильцова
Фото: автора