Запущено рабочее движение легковых автомобилей и автобусов по транспортному переходу через Керченский пролив в Крым

Ранним утром в среду, 16 мая, запущено рабочее движение легкового транспорта и пассажирских автобусов по мосту через Керченский пролив между Республикой Крым и Краснодарский краем. Сооружение имеет протяженность 19 км и является самым длинным в России. Проезд по уникальному для страны переходу открыли досрочно – по контракту первые автомобили по Крымскому мосту должны были поехать только в декабре этого года. Церемония открытия объекта, в ходе которой Президент РФ Владимир Путин за рулем КАМАЗа проехал по мосту с таманского берега на керченский, состоялась накануне, 15 мая.

Предыстория моста в Крым

Планы по строительству перехода в Керченском проливе за последние более чем 100 лет появлялись несколько раз и при разных обстоятельствах. В конце XIX века родилась идея возведения моста – построить его намеревалась Британия для торговли с Индией, но тогда проложили лишь линию Индо-Европейского телеграфа. Во время Великой Отечественной войны немцы начали строить железнодорожный мост, но не достроили, поскольку Крым из плена захватчиков освободили советские солдаты. Завершал работы Советский Союз, сооружение было готово в 1944 году. Но тот мост был вскоре разрушен ледоходом, так как зимой Керченский пролив застывает. Уже в XXI веке вновь поднимается вопрос о строительстве моста между Крымским полуостровом и Кубанью, но непосредственно до проектирования и строительно-монтажных работ дело не доходило вплоть до 2014 года. Именно в 2014 году, после присоединения Крыма к России, принимается принципиальное решение о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Изначально проектом начинает заниматься ГК «Автодор». Непосредственно возведение моста стартует зимой 2016 года, но за это время – после принятия решения и до начала стройки – будет проведен большой объем инженерных изысканий, работ по проектированию и подготовительных работ.

Так, специалисты проработали более 70 вариантов транспортного перехода через Керченский пролив (в том числе тоннельного типа), его маршрут. В итоге в июне 2014 года по итогам работы Экспертного совета и Межведомственной рабочей группы одобрено строительство моста в створе косы Тузла. В августе того же года заказчиком проекта определено Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), поддержано поручением Президента РФ предложение Минтранса РФ о принятии варианта строительства моста в створе косы Тузла в качестве основного для дальнейшей реализации проекта. В январе 2015 года выбран подрядчик строительства моста - ООО «Стройгазмонтаж», в феврале подписан контракт на проектирование и строительство объекта, стоимость контракта – почти 228 млрд рублей. В марте 2015 года учреждена компания «СГМ-Мост», которая отвечает за весь объем работ по проектированию и строительству моста.

В апреле того же года подрядчик подписывает контракт с ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» на разработку проекта будущего Крымского моста. Параллельно проводятся работы по подготовке инфраструктуры (устройство технологических дорог, трех временных мостов, вахтовых городков, производственных площадок и т.п.), проводятся археологические раскопки в зоне строительства сооружения, разминирование территории, экологический мониторинг, мероприятия по охране природы, геодезические исследования, кадастровые работы, испытания грунтов и многое другое.

В конце июня 2015 года материалы изысканий и проектные решения переданы в Главгосэкспертизу. В ноябре проект получает положительное заключение Государственной экологической экспертизы, а в феврале 2016 года – проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив получает положительное заключение Главгосэкспертизы, и начинается возведение непосредственно самого моста в Крым. 

Строительство Крымского моста: хроника событий

Транспортный переход через Керченский пролив, позже получивший название Крымский мост по итогам голосования среди граждан, - совмещенный. В его составе параллельные автодорожная часть с двумя полосами движения в каждую сторону и железнодорожная часть. Трасса перехода начинается на Таманском полуострове (Кубань), проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на берег в Керчи (Крым). Протяженность моста - 19 км. Над фарватером Керчь-Еникальского канала в проливе располагаются арочные судоходные пролеты. Строительство объекта начинается зимой 2016 года, и к маю 2018 года автодорожный мост готов к открытию движения на всем протяжении.

Технические характеристики Крымского моста

  • Протяженность - 19 км
  • Тип - совмещенный
  • Число автомобильных полос движения - по две в каждом направлении
  • Пропускная способность автодорожной части - до 40 тыс. автомобилей в сутки
  • Количество ж/д путей - два пути
  • Пропускная способность ж/д моста - до 47 пар поездов в сутки
  • Длина арочных судоходных пролетов - 227 метров
  • Расстояние от уровня воды до арочного пролета - 35 метров
  • Высота арки (от основания пролета до свода арки) - 45 метров
  • Количество опор - 595
  • Количество пролетов - 287 автодорожных пролетов и 306 ж/д пролетов


Строительство моста через Керченский пролив развернулось одновременно на нескольких участках. В марте 2016 года рабочие приступают к формированию свайных фундаментов опор на сухопутной части моста. Проектом предусмотрено строительство 595 опор и устройство более 5,5 тыс. свай трех видов - призматических, буронабивных и трубчатых. Сваи погружались на разную глубину, максимальная отметка - 94 метра, что сравнимо с 30-этажным зданием. Первая опора будущего моста была готов ко Дню космонавтики - 12 апреля, ей стала опора №173 для автодорожной части. Уже на тот момент в работе было 57 опор.

Во второй половине мая 2016 года из Воронежа к месту строительства объекта отправляются первые четыре балки пролетных строений общим весом около 50 тонн. К концу того же месяца погружено уже более 1 тыс. свай.

В первой половине июня 2016 года начинается важнейший этап строительства моста - монтаж пролетов. Всего для автодорожной части возведено 287 пролетов, а для ж/д части - 306. На сооружение всех пролетов моста пойдет около 250 тыс. тонн металла. В середине июня начинается устройство опор в акватории Керченского пролива, а в августе - устройство опор под судоходные арки, самых мощных опор сооружения. Судоходный пролет в дальнейшем встанет на две опоры, построенные за границами фарватера. Для каждой опоры предусмотрено 110 стальных трубчатых свай.

В конце августа стартует еще один масштабный этап работ - сборка судоходных арок Крымского моста, предназначенных для пропуска судов в проливе. Автомобильный и ж/д-й арочные пролеты перехода собирались на специальной технологической площадке в Керчи. Длина каждого пролета - 227 метров, общий вес - порядка 10 тыс. тонн. Для отечественного мостостроения это первый опыт проектирования и сооружения столь протяженных арочных пролетов над морской акваторией.

В начале сентября готова 100-я опора моста, в середине месяца завершены работы по подготовке вспомогательной инфраструктуры, в конце месяца - готова первая морская опора транспортного перехода. В конце октября завершаются свайные работы на первом участке строительства моста, в ноябре работы на объекте переходят очередной рубеж - погружено более 3 тыс. свай на сухопутных и морских участках. Под конец 2016 года, в декабре, сообщалось, что строители моста восстановили 30 км автодорог на Тамани, в этом же месяце было готова 200-я опора перехода.

2017 год начинается сразу с рубежного события на стройке - в начале января уже погружено 50% от проектного количества свай. В начале февраля стартуют работы по сооружению пролетов между морскими опорами, первый участок, где началась данная операция, - между островом Тузла и фарватером Керчь-Еникальского канала. На заранее подготовленном на суше стенде специалисты укрупняли сегменты пролета. Затем двигали его в акваторию по скользящим направляющим с помощью мощных домкратов. На стенде следом велось укрупнение очередного пролета, и вновь проводилась операция по движению «нити» пролетных строений в сторону фарватера. Скорость перемещения пролета - 15-25 см/мин. К тому моменту все больше было задействовано человек, зимой на объекте трудились около 4 тыс. строителей. Всего же команда строительства моста насчитывает более 10 тыс. человек.

В феврале начинается сборка сводов судоходных пролетов моста, в апреле - бетонирование фарватерной опоры, в том же месяце проводится моделирование операции по транспортировке будущих арочных пролетов с крымского берега к месту установки. Сама операция по доставке конструкций будет проведена чуть позже. Половина опор моста готова к первым числам мая 2017 года, а в середине того же месяца выведены на воду понтоны специальных плавучих опор, предназначенных для транспортировки арок. Плавсистему изготовили севастопольские судостроители.

Лето 2017 года - знаковый период в строительстве Крымского моста. В июне завершается сборка судоходного арочного пролета под ж/д часть. В середине месяца строители сомкнули свод арки на высоте 45 метров от основания конструкции, сборка арочного пролета для автодорожной части моста завершится в конце июля. Но до этого момента - в первой половине июля - начались работы по устройству дорожного покрытия на готовом участке трассы моста, тогда стартовали работы по укладке нижнего слоя. Тип и марка асфальтобетона, его компоненты и пропорциональный состав определялись на основании проектной категории дороги, условий эксплуатации сооружения и климатических особенностей региона. Состав подбирался и рассчитывался в строительной лаборатории. На всем протяжении дороги моста покрытие - двухслойное толщиной 11 см, в местах сопряжения на берегах пролива - трехслойное. Забегая вперед, отметим, что укладка покрытия на всем протяжении моста завершится в апреле 2018 года.

В августе 2017 года завершаются работы по устройству всех свай для опор будущего моста, в этом же месяце проводится уникальная морская операция по транспортировке железнодорожного арочного пролета с крымского берега к фарватеру, его подъему, установке. Сперва конструкция была погружена на плавсистему, которую с помощью десятка буксиров, катеров и других судов по воде доставили к фарватеру. После завода конструкции в створ между опорами, арку начали поднимать с помощью 16 мощных домкратов, со скоростью 5 метров/час. В общей сложности установка арки займет около 72 часов, на это время движение судов было ограничено. После установки арки еще около месяца проводился окончательный монтаж конструкции. В октябре аналогичная операция была проведена и с автодорожной аркой. Причем изначально планировалось провести морскую операцию по транспортировке и установке второй арки в сентябре, но этому помешали штормы.

В начале октября на пилотном участке - на острове Тузла - дорожники начали укладывать верхний слой покрытия. Косу и остров Тузла соединили пролетами во второй половине ноября 2017 года. Все опоры под автодорожную часть транспортного перехода были готовы в первых числах декабря. К слову, в том же месяце завершилось голосование за наименование объекта - победило название Крымский мост, и именно оно стало официальным для перехода, которое указывается на информационных щитах, на картах. Сооружение пролетов под автодорогу моста завершилось в конце декабря. В январе 2018 года стало известно, что обустроена автодорожная часть на пилотном участке на острове Тузла. Здесь помимо покрытия специалисты смонтировали ограждение, установили мачты освещения. Барьерное ограждение на мосту - металлическое, двухъярусное. Мачты освещения на всем протяжении моста - металлические силовые опоры высотой 9 метров с однорожковыми кронштейнами со светильниками. Всего проектом предусмотрено устройство более 76 км барьерного ограждения и более 1000 мачт освещения.

В конце января начинается монтаж антисейсмических устройств: на автодорожной части устанавливают шок-трансмиттеры - устройства, дополнительно защищающие конструкции от сейсмического воздействия. Это одно из технических решений в проекте Крымского моста, который строится так, что выстоит и в 9-балльное землетрясение. В начале февраля рабочие приступают к сооружению морских пролетов под ж/д часть моста.

В марте, когда Президент РФ Владимир Путин побывал на стройплощадках Крымского моста, появляются первые заявления о досрочном запуске автомобильного движения по переходу. Тогда озвучивалось лишь про запуск после 9 мая или к курортному сезону. Позже станет известно о второй половине мая, а также о поэтапном открытии моста для разного вида транспорта. За март-апрель и первую половину мая специалисты завершают работы на автодорожной части, в том числе укладку асфальта, установку ограждения, устройство автоматической системы управления дорожным движением, нанесение разметки, монтаж шумозащитных экранов, проводятся тестовые включения архитектурной подсветки и другие пуско-наладочные работы.

Стоит отметить, что одновременно с самим мостом строятся и автодорожные ближние подходы к переправе: 40-километровая трасса со стороны Краснодарского края и 8-километровый подход со стороны Керчи. Их открытие синхронизировано с открытием моста.

Технические характеристики автодорожного подхода к Крымскому мосту со стороны Керчи

Технические характеристики автодорожного подхода к Крымскому мосту со стороны Кубани

  • Техническая категория трассы - 1Б
  • Протяженность - 8,6 км
  • Число полос движения - 4
  • Количество транспортных развязок - 1
  • Количество путепроводов - 3

  • Техническая категория - 1Б
  • Протяженность трассы - 42 км
  • Число полос движения - 4
  • Количество транспортных развязок - 5


Запуск движения по Крымскому мосту

Торжественная церемония открытия автодорожной части Крымского моста при участии Президента РФ Владимира Путина состоялась 15 мая. Глава государства проехал по мосту на КАМАЗе в составе колонны из более чем 30 единиц спецтехники. Колонна проехала по мосту от таманского берега до керченского за 16 минут. 

«Я искренне поздравляю вас с этим замечательным праздничным, в полном смысле этого слова, историческим днем. <…> Спасибо вам большое! <…> Свыше 10 тысяч человек работают на этой стройке, в пик – более 15 тысяч человек, почти 220 предприятий-смежников. По сути, на этот объект работала вся страна», - сказал уже на керченскому берегу Президент России Владимир Путин.

Крымский мост открывают для различного транспорта поэтапно: с 5:30 16 мая переход открыт для легковых автомобилей и пассажирских автобусов, в октябре мост станет доступен для грузового транспорта, в 2019 году состоится запуск движения поездов. Пешеходных и велосипедных дорожек на объекте не предусмотрено.

Перед открытием движения по Крымскому мосту были подготовлены схемы маршрутов движения в направлении перехода как со стороны Краснодарского края, так и со стороны Крыма. Причем схемы включат в себя не только непосредственно подходы, но и дальние подъездные пути к мосту.

Так, со стороны Краснодарского края предлагается несколько вариантов, как добраться на автомобиле до Крымского моста. Например, по трассе М-4 «Дон» можно доехать до Новороссийска, затем по трассе А-290 «Новороссийск - Керчь» добраться до моста. Это самый длинный маршрут - его протяженность 578 км. Самым коротким путем будет следующий маршрут: по М-4 доехать до станицы Кущевская (1145-й км), свернуть на станицу Каневская, а затем следовать через город Тимашевск, хутор Телегин, хутор Белый и выехать на трассу А-290.

Протяженность остальных маршрутов варьируется от 452 км до 465 км. Один из них дублирует самый короткий путь, только съехать с трассы М-4 «Дон» нужно будет не на 1145-м км, а на 1159-м км в районе станицы Кисляковская. Еще один путь пролегает через Краснодар. Доехав до города по М-4, нужно воспользоваться восточным и южным обходами Краснодара и выехать на трассу А-146 «Краснодар - Верхнебаканский», по ней уже добраться до трассы А-290, которая приведет к Крымскому мосту. Не доезжая Краснодара можно свернуть с М-4 в городе Кореновск (1278-й км трассы «Дон»), доехать до Тимашевска и далее продолжать движение по самому короткому маршруту. На эту же дорогу можно попасть, если съехать с М-4 в районе станицы Павловская (1199-й км).

Со стороны Крыма разработана схема движения по маршруту Керчь - Симферополь и в обратном направлении. На ней представлены маршруты как для легкового транспорта - от и до Крымского моста, так и для грузового - от и до Керченской переправы, поскольку до октября мост для грузовиков с массой выше 3,5 тонн закрыт. Водителям легковушек и автобусов, которые направляются из Симферополя на Крымский мост, рекомендуют пользоваться дорогами «Симферополь - Феодосия» и «Феодосия - Керчь», а затем, повернув на развязке с автомобильным подходом к мосту направо, доехать непосредственно до моста. Грузовики могут объехать этот участок по двум маршрутам: Багерово - Керчь, Приозерное - Керчь.

Если на трассе до Симферополя в районе Феодосии будут копиться пробки, водителям рекомендуют пользоваться альтернативным маршрутом через населенные пункты Первомайское, Садовое, Львово и другие. Для грузового транспорта, направляющегося в Евпаторию, Саки и Черноморское рекомендован объезд Симферополя по маршруту «Феодосия - Евпатория». При движении грузовиков в Симферополь, Ялту и Севастополь можно воспользоваться трассой «Феодосия - Симферополь».

В Инфоцентре «Крымский мост» перед запуском движения по мосту подготовили памятку для водителей, планирующих поездку по переходу в Крым. Помимо того, что автомобилистам напоминают о разрешенной скорости движения (90 км/ч), о запрете остановок на мосту, в памятке дается несколько советов, откуда лучше посмотреть на сооружение, и где загадать желание. В памятке также отмечается, что туристам следует запастись терпением при движении по полуострову, ведь дороги в Крыму еще строятся, а желающих попасть в регион по Крымскому мосту может быть очень много.

Лидия Терехова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789