«Двугорбый» мост через Волгу может рухнуть в любой момент, считает доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» Саратовского государственного технического института Игорь Овчинников.

«Двугорбый» мост через Волгу может рухнуть в любой момент, считает доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» Саратовского государственного технического института Игорь Овчинников.

В разговоре с корреспондентом «ДорИнфо» профессор отметил, что в настоящее время невозможно объективно оценить состояние моста. «Мы не знаем, как именно ведут себя такие конструкции, выполненные из перенапряженного железобетона, - говорит Овчинников. - Сейчас используются методики обследования, которым 20-30 лет, и многих технологических нюансов они не включают. Во многом это связано и с упадком науки в постсоветское время, когда практически прекратились исследования в этой сфере». Раньше, в 60-е годы XX века, когда строился это мост, перенапряженным железобетонным конструкциям пророчили большое будущее. Считалось, что такой материал позволит сооружениям стоять чуть ли не вечность. Это была общемировая тенденция. В связи с этим проблемы с аналогичными конструкциями существуют не только в России. По словам профессора, в Соединенных штатах инженерные сооружения, построенные по аналогичной технологии, в обязательном порядке демонтируют через 50 лет. Такое решение основывается на печальном опыте. В 2007 году в США обрушился пролет подобного моста через реку Миссисипи. Примечателен тот факт, что после очередного планового обследования прошло меньше года. Тогда американские специалисты «прописали» лишь косметический ремонт. Но случилась трагедия. Игорь Овчинников объясняет это особенностью перенапряженного железобетона. Со временем под влиянием агрессивной окружающей среды происходит процесс так называемого «охрупчивания». При этом динамическое напряжение, создаваемое проезжающими автомобилями, становится крайне опасным. Конструкции моста деформируются не пластично - медленно и равномерно, а резко и очень быстро. К тому же, по сравнению с американским аналогом, мост Саратов-Энгельс подвергается значительному воздействию агрессивной среды. Из-за увеличения транспортного потока (что само по себе является крайне негативным фактором, влияющим на долговечность конструкций) были повышены требования к безопасности движения. В частности, коммунальные службы начали использовать соль для борьбы с гололедом. Хлористые соединения способствуют ускорению коррозии. К химической коррозии добавляется и электрическая - высоковольтные провода проведены по верху моста. В итоге на ряде опор стали появляться трещины. Одними из самых явных проявлений этого вида разрушений стал выход из строя металлических перил. «Напряженная арматура под воздействием электрохимической коррозии ведет себя несколько иначе, - говорит Овчинников. - Визуально разрушения могут не проявляться, однако несущая способность резко сокращается. Металлоконструкции становятся очень хрупкими».

Чем дольше будут откладывать ремонт, тем дороже он обойдется, считает профессор. Работы нужно было произвести много лет назад. Капитальный ремонт требовался сооружению уже через 35 лет после строительства. Отдельным пролетам моста в этом году исполняется полвека. Чтобы перебросить поток автомобилей, на Северном обходе Саратова был построен новый Пристанский мост (возле села Пристанное). Разговоры о капремонте “Двугорбого” ведутся с 1995 года, однако приступить к ним мешает хроническое недофинансирование. К слову, часть средств со строительства нового Пристанского моста была направлена на замену деформационных швов на мосту “Саратов - Энгельс”.

«Ремонт можно проводить и без полного перекрытия моста, - считает Овчинников. - Однако это значительно увеличит срок производства работ. Лучше, конечно, ограничить движение на некоторое время, например, для нормального переустройства деформационных швов требуется около двух недель, чтобы бетон мог как следует схватиться. Также необходимо заменить гидроизоляцию, вскрыть мост, проверить состояние арматуры. Неизвестно, где могут быть повреждения и насколько они серьезны. Но в любом случае, работать над мостом необходимо начинать уже сейчас. Потом может быть поздно».

Пока готовился материал, Комитет дорожного хозяйства Саратовской области объявил, что для получения заключения о текущем состоянии автомобильного моста «Саратов-Энгельс» в 2013 году за счет средств областного дорожного фонда планируется проведение полного обследования объекта, включая обследование надводной и подводной частей опор. По его результатам будут определены дополнительные виды и объемы работ по ремонту автомобильного моста.

В благоприятный период (когда именно он наступит, не указано - прим. ред.) для проведения дорожных работ предполагается приступить переустройству тротуаров (включая их гидроизоляцию) и перильного ограждения, ремонту лестничных сходов, установке опор освещения и подключения электроосвещения моста по проектной схеме с использованием кабельных мостиков, также планируется ремонт опоры № 14. Таким образом, после выполнения ремонтных работ будет обеспечена безопасность движения пешеходов. Автомобильное движение в этом случае закрыто не будет.

фото организаторов акции "Закройте мост! Мы не хотим погибнуть!"

Илья БЕЗРУЧКО


 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789