Региональных средств на капремонт моста Саратов-Энгельс не хватает, однако уже сейчас нужно проектировать новый переход через Волгу
Символ Саратова - мост через Волгу, ведущий в город Энгельс, за свою форму в народе прозванный «двугорбым», имеет все шансы стать одним из символов России. Сейчас в проекте-конкурсе на выбор визуального символа страны «Россия 10» по Поволжскому федеральному округу он занимает седьмое место. Однако инженерное сооружение, мягко говоря, находится не в лучшей форме. Даже такая популярность его не спасает. Мосту требуется срочный капитальный ремонт, иначе движение по нему будет небезопасным.
В 2008 году, когда в последний раз проводилось обследование моста, специалисты заявили, что после капремонта сооружение продержится еще 20-25 лет. Но работы так и не были проведены. Осенью 2012 года его решили было закрыть для автомобилей на реконструкцию. Однако уже в конце марта 2013 года власти передумали - размер возмещения затрат перевозчикам из-за удлинения маршрутов составил бы порядка 200 млн рублей. К тому же в текущем году закончить работы все равно бы не удалось. В бюджете оказалось недостаточно средств на проведение капитального ремонта. Такое решение властей вызвало резонанс у общественности. 20 апреля активисты планируют провести акцию "Закройте мост! Мы не хотим погибнуть!"
Официальная точка зрения
В начале апреля 2013 года в Саратове состоялось заседание межведомственной комиссии, посвященное капитальному ремонту моста. Главными действующими лицами на нем стали представители региональной власти в лице председателя комитета дорожного хозяйства Саратовской области Николая Чурикова и зампреда правительства Сергея Канчера. Чиновники недвусмысленно дали понять, что в 2013 году мост закрыт не будет.
«Для полноценного капремонта в областном бюджете не хватает средств. Комитет по дорожному хозяйству Саратовской области дважды обращался в Министерство транспорта РФ с просьбой о софинансировании проекта. Однако, по состоянию на 2 апреля, ответа ни на одно из писем получено не было», - заявили корреспонденту «ДорИнфо» в пресс-службе комитета. По этой причине в 2013 году будет проведена лишь часть работ, предусмотренных в бюджете региона.
В настоящее время стоимость капремонт моста оценивается в сумму свыше 800 миллионов рублей. Но область смогла изыскать лишь около 250 миллионов. На межведомственной комиссии были озвучены первоочередные планы, куда потратят эти средства. Наиважнейшая задача – выполнение комплексного обследования инженерного сооружения, его надводной и подводной частей. Также комитет предполагает переустроить тротуары (включая их гидроизоляцию) и перильное ограждение, отремонтировать лестничные сходы, установить опоры освещения и подключить электроосвещение моста по проектной схеме с использованием кабельных мостиков. Скорее всего, в этом году будет произведен ремонт опоры № 14.
«Выполнение этих работ позволит обеспечить безопасность для пешеходов. Автомобильное движение закрыто не будет. Однако это не устраняет причину развития дефектов моста и риски разрушений в зонах деформационных швов», - отметил Николай Чуриков.
Его дополнил Сергей Качнер, заявив, что когда появятся результаты комплексного обследования, будет утвержден окончательный проект проведения работ по капитальному ремонту. Вполне возможно, что в 2014 году, когда планируется провести основной объем работ, движение автомобилей по мосту в том или ином виде будет ограничено.
Конструктивные факты
На том же заседании выступил Виктор Морозов, генеральный директор ООО "Институт "Проектмостореконструкция" - компании, которая проводила обследование моста в 2006 и 2008 годах. По его словам переход простоял без капитального ремонта почти полвека - с момента его открытия. Работы по устранению дефектов необходимо было провести еще пять лет назад, заявил эксперт. На совещании он представил результаты последнего обследования. Тогда инженеры выявили коррозионные явления на высокопрочной арматуре и повреждения тросовой арматуры. Также он констатировал, что пять лет назад снижение несущей способности по пролетам моста составляло 20%. Необходимо решать проблемы с гидроизоляцией моста, которая за весь срок эксплуатации так и не менялась. К тому же, исследований подводной части сооружения еще не проводилось.
«Это мост был построен по прогрессивным, передовым технологиям, - рассказал в телефонном разговоре с корреспондентом «ДорИнфо» Виктор Морозов, - поэтому, несмотря на такое количество проблем, переход сохраняет несущую способность. Однако ничто не вечно. Перенапряженный бетон, из которого выполнены пролетные строения, с каждым годом теряет свои свойства. Развивается коррозия, еще точно неизвестно в каком состоянии находятся высоконапряженная арматура. Если бы в 2008 году, когда мы провели обследование моста, был выполнен ремонт, то мост можно было бы безопасно эксплуатировать еще лет 20-25. Но прошло уже около пяти лет, а работы так и не выполнены. Любая отсрочка крайне негативно сказывается на несущей способности конструкций. В конечном итоге ресурс моста может быть исчерпан».
По словам эксперта, «продлить жизнь» мосту потенциально возможно, однако цена вопроса остается открытой. Точные данные появятся лишь после проведения комплексного обследования, которое должно завершиться в текущем году.
«В любом случае капитальный ремонт - это лишь временная мера. Переправа пока стоит, но ее ресурс существенно ограничен, - добавил Морозов. - К тому же мост морально устарел – по своим габаритам он не может отвечать современным требованиям по пропускной способности. Уже сейчас следует задуматься о проектировании нового перехода».
Чтобы мост нормально функционировал, необходимо значительно сократить нагрузки. Две полосы движения он выдержит, но движение фур и пешеходов следует ограничить, почеркнул Морозов.
Глас народа
Власти Саратова заняли твердую позицию. Тому свидетельство сама межведомственная комиссия, которую созвали через несколько дней после публикаций в местной прессе о планах общественных активистов выйти с акцией "Закройте мост! Мы не хотим погибнуть!".
Как рассказал корреспонденту «ДорИнфо» общественник Александр Черекаев, проведение акции запланировано на 20 апреля. По его мнению, капитальный ремонт необходимо начинать уже в этом году, а запланированный усеченный объем работ лишь усугубит ситуацию. Активист опасается, что мост слегка подлатают, и этим все закончится.
Черекаев убежден, что мост необходимо закрыть, так как он не отвечает требованиям безопасности. Осенью прошлого года в мэрии Саратова активно обсуждался вопрос об ограничении движения по мосту. По мнению экспертов, полный технологический цикл занял бы 5 месяцев, и оптимальным сроком перекрытия движения стал бы период с 10 мая по 10 октября. «За» выступали инженеры, но их технические аргументы перевесило экономическое «против». Если мост будет перекрыт, то на возмещение затрат перевозчикам, которые будут вынуждены удлинить маршрут, потребовалось бы 200 млн рублей.
«Мы понимаем, что некоторые граждане не согласны с решением не ограничивать движение по мосту - прокомментировали «ДорИнфо» в пресс-службе комитета по дорожному хозяйству Саратовской области. - Однако точку в дискуссии поставило межведомственное совещание, на котором присутствовали, как руководитель дорожного комитета, так и зампред регионального правительства. В своих комментариях они определенно дали понять, что закрытия моста в текущем году не будет. Это окончательное решение. Но это не означает, что ограничений не будет вовсе. Более точно это станет известно после получения результатов комплексного обследования перехода. Сейчас же делать какие-либо выводы рано».
В любом случае даже если Саратовскому мосту удастся стать одним из десяти символов России, в этом статусе он пробудет недолго. Властям следует задуматься о возведении нового перехода. К тому же уже прозвучало предложение по строительству переправы с выходом на Лесозаводскую улицу города Энгельса. Главное, чтобы необходимые меры не были приняты слишком поздно, иначе автомобильная связь между двумя городами будет утеряна.
Справка:
"Двугорбый" автомобильный мост через Волгу является одним из главных символов Саратова. Переправа связывает областной центр с городом Энгельсом. Проект инженеров института «Гипротрансмост» В. М. Иодзевича, В. Н. Иванова был экспериментальным: мост почти полностью состоит из железобетонных элементов и возводился на тот момент прогрессивным бескессонным методом. Полые сваи диаметром 5 метров вдавливались в дно, а потом заполнялись бетоном, который подвозили с заводов, экстренно построенных на левом берегу. Отсюда и началась стройка: эстакада 70-метровых пролетов плавно спускается к искусственному острову (городскому пляжу), а оттуда круто взбирается на "птичку" - решетчатый арочный пролет через судоходную часть реки. Мост торжественно сдали в эксплуатацию 10 июля 1965 года, он был тогда самым длинным в Европе – более 2800 метров. О тяготах ударной комсомольской стройки рассказывает снятая на месте событий лента Гавриила Егиазарова "Строится мост". И хотя сыграли в ней Олег Даль, Олег Ефремов, Михаил Козаков, Людмила Гурченко, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и многие другие талантливые актеры, в широкий прокат фильм не вышел – уж слишком получился правдивым.