В Федеральном дорожном агентстве разъяснили, откуда берется дебиторская задолженность в дорожном строительстве, и как складывается стоимость ремонта километра дороги.

На встрече с Президентом России Владимиром Путиным 6 июля глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова рассказала о стремительном росте дебиторской задолженности. В Росавтодоре прокомментировали рост показателя в отношении расходов на дорожные объекты.

Формальная «незавершенка»

По словам госпожи Голиковой, рост дебиторской задолженности перед государством в результате деятельности ряда федеральных органов власти «превышает разумные пределы». Сумма растет как снежный ком из года в год и уже составляет 3,8 триллиона рублей.

«Это значит, что мы отдали деньги в виде авансов, но взамен не получили работы и не получили, например, введённые в эксплуатацию объекты или приобретённое оборудование», - отметила Татьяна Голикова.

Взамен, по мнению главы Счетной палаты, государство получает требования на удорожание стоимости строительства. Владимир Путин на это ответил, что «нужно следить, конечно, за отдачей от применения тех инструментов, которые использует государство, и нужно самым внимательным образом с этим разобраться».

В Федеральном дорожном агентстве разъяснили, откуда берется дебиторская задолженность в дорожном строительстве.

По данным Счетной палаты РФ, на балансе Росавтодора на 1 января 2015 года числилось 46 объектов незавершенного строительства (на общую сумму 109,8 млрд рублей), работы по которым были начаты в 2009 году и ранее. Кроме того, аудиторы выявили 66 объектов, ввод в эксплуатацию которых сдвигался на несколько лет.

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт подчеркнул, что упомянутые в заявлении надзорного органа 66 объектов фактически были введены в эксплуатацию до начала 2015 года. Однако остались числиться на балансе «незавершенного строительства» из-за того, что не по всем из них была завершена процедура регистрации. Пока из 66 зарегистрирован 21 объект. Остальные находятся в процессе. Таким образом, подчеркнули в пресс-службе ФДА, речь идет о завершении юридических процедур, а не фактическом строительстве участков дорог и искусственных сооружений. И на регистрацию дополнительные затраты федерального бюджета не потребуются.

В Росавтодоре отметили, что важно учитывать средний период строительства дорог федерального значения, который составляет 3-4 года. Соответственно, к «незавершенному» строительству относятся, в том числе, накопленные за эти годы затраты в строящиеся в соответствии с графиком объекты.

«Дорожное ведомство сегодня ведет беспрецедентный объем работ, которые должны выполняться в условиях сжатых сроков. В частности, ведомство по итогам 2014 года перевыполнило план по вводу новых километров федеральных трасс: в рамках работ по строительству и реконструкции введены в эксплуатацию 88 объектов, что составляет 581,7 км участков федеральных автодорог (при плановом значении 534,2 км). Для сравнения, по итогам 2013 года ввод объектов составил 486,1 км», - напомнили в ФДА.

Дорогой километр

Обратили внимание специалисты Федерального дорожного ведомства и на информацию Счетной палаты РФ о завышении по сравнению с нормативом с 28 до 50 млн рублей средней стоимости капитального ремонта 1 км автодороги по итогам 2014 года.

В Росавтодоре уточнили, что нормативный показатель в 28 млн рублей за 1 км капремонта дороги (рассчитанный по постановлению Правительства РФ от 23.08.2007 № 539) носит усредненный характер и используется исключительно для определения общего объема средств, подлежащих направлению на ремонт и содержание федеральных автодорог.

При этом показатели, используемые в постановлении № 539, дорожники не применяют для формирования программы работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию и определении стоимости работ на конкретных объектах. Для этих целей существует ряд других нормативных актов, а также федеральный закон о контрактной системе, в соответствии с которым и определяется стоимость госконтракта.

В зависимости от технической категории и сложности объекта цена на проведение капитального ремонта может иметь существенные колебания, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, объяснили в Федеральном дорожном агентстве. Начальная же (максимальная) стоимость работ определяется на основании проектно-сметной документации, прошедшей госэкспертизу, а окончательная - уточняется в процессе торгов.

При этом федеральные дорожники напоминают, что действующие нормативы были утверждены в 2007 году. За это время стоимость дорожных (как и в целом общестроительных) работ значительно возросла. Нормативы требуют корректировки в соответствии с реальным положением дел в экономике страны и строительной отрасли, уверены в Росавтодоре. И это мнение отражает ситуацию с ценообразованием в дорожной отрасли в целом

В то же время по данным, подготовленным Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом, стоимость строительства 1 км полосы движения в 2013 году в России составила 41 млн. рублей. Это в три раза ниже, чем в Германии, в два раза ниже, чем во Франции, Канаде и США

В пресс-службе дорожного ведомства отмечают, что объемы ремонта и капитального ремонта участков федеральной дорожной сети ежегодно увеличиваются. В 2010 году в нормативном состоянии находилось всего 18 тыс. км федеральных трасс. По итогам прошлого сезона данный показатель был доведен до 25,7 тыс. км (52,8% от общей протяженности федеральных дорог). В 2015 году ФДА планирует сохранить объемы ремонта на подведомственных трассах (порядка 9 тысяч километров в год) и увеличить протяженность федеральных дорог, находящихся в нормативном состоянии, до 61,8%, а к 2019 году - до 85%.

Стоит отметить, что Счетная палата не в первый раз предъявляет претензии к бюджетно-финансовой деятельности Росавтодора. На замечания надзорного ведомства ФДА дает объяснения, но многие нарекания федеральные дорожники считают необоснованными

ДорИнфо

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789