Счетная палата РФ обнародовала тезисы отчета о проверке деятельности Федерального дорожного агентства (Росавтодор) за 2012 – 2013 годы. «ДорИнфо» выяснил, что по этому поводу думают в Росавтодоре.
Счетная палата РФ обнародовала тезисы отчета о проверке деятельности Федерального дорожного агентства (Росавтодор) за 2012 – 2013 годы. Текст на сайте СП размещен под заголовком «Росавтодор не справился с планом по строительству дорог». Что по этому поводу думают в Росавтодоре, и какие доводы приводят относительно предъявленных претензий, «ДорИнфо» выяснил в самом ведомстве.
Контрольное мероприятие, которое проводила Счетная палата, носит название «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», за период с 2012 по 2013 годы». В Росавтодоре считают, что заголовок материала на сайте счетного ведомства не соответствует действительности.
«В части федеральных дорог подпрограмма, откорректированная с учетом федерального финансирования, предусматривала ввод в эксплуатацию за 2012-2013 годы участков общей протяженностью 608 км. В то же время объем ввода в эксплуатацию федеральных дорог составил 723,6 км, а по уточненным данным фактически 731,1 км, или на 20,3% больше запланированного», - пояснили в Росавтодоре.
В части региональных и межмуниципальных дорог, предусматривающих федеральное софинансирование, подпрограмма после корректировки предусматривала ввод в эксплуатацию за 2012-2013 годы участков общей протяженностью 1230 км. Фактический объем ввода в эксплуатацию составил 1122,9 км, то есть на 8,7% меньше запланированного. В 2013 году для финансирования ликвидации последствий паводка на территории Дальнего Востока по решению Правительства РФ из субсидий, выделенных на строительство и реконструкцию подъездов к селам, в Резервный фонд Правительства РФ Росавтодор передал 3 млрд. рублей или 42% общего объема таких субсидий. Поэтому подпрограмма в редакции постановления Правительства РФ от 15 мая 2014 года предусматривала ввод в эксплуатацию уже только 959 км региональных и местных дорог на 2012 и 2013 годы. Таким образом, и в части региональных дорог Росавтодор за два года перевыполнил показатель подпрограммы на 163,9 км, или на 17%.
Из отчета Счетной палаты РФ следует, что в 2012 – 2013 годы Росавтодор не обеспечил достижение плановых показателей, предусмотренных Подпрограммой «Автомобильные дороги». Речь идет о строительстве и реконструкции региональных и местных дорог, на которые выделили федеральное софинансирование, а также строительстве дорог к селам.
«Этот вывод публикации не отражает реальной результативности реализации подпрограммы с учетом выделенных из федерального бюджета средств, - комментируют в Росавтодоре. – С учетом корректировки подпрограммы в 2012 году объемы строительство и реконструкции региональных и местных дорог (предусматривающие федеральное софинансирование) должны были составить 552 км. Фактическое выполнение составило 594 км. Что касается сельских дорог, то после корректировки подпрограммы планировалось ввести 230 дорог. Фактически же ввели 234.
В 2013 году на оставшиеся после передачи 3 млрд рублей в резервный фонд Правительства РФ средства удалось построить и ввести в строй 226 дорог к селам при запланированном показателе 250. Величина показателя «Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, предусматривающие федеральное софинансирование», которая также в основном отражает строительство подъездов к селам, фактически составила 528,9 км при запланированном показателе 678 км. То есть всего на 22% меньше».
Счетная палата обратила внимание на то, что участки трассы М-10 «Россия» и М-8 «Холмогоры» не были сданы в срок – в 2013 году. В Росавтодоре этому дали объяснение.Вести работы на М-10 в Тверской области мешали неоднократные переносы сроков врезки в действующую сеть газоснабжения со стороны эксплуатирующей организации - ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Участок трассы «Холмогоры» в Ярославской области закончили реконструировать в 2013 году, как и планировалось. Однако Ростехнадзор выявил здесь нарушения и велел получить повторное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России». В результате ввод в эксплуатацию участка М-8 в 2013 году не состоялся.
В своем отчете СП ссылается на данные Росстата, которые свидетельствуют о том, что за весь период реализации Подпрограммы «Автомобильные дороги» (2001-2013 гг.) протяженность федеральных автодорог увеличилась лишь на 5 тыс. километров.
«Данный вывод публикации содержит ряд неточностей, - заметили в Росавтодоре.- Действительно, по данным статистики, с 01.01.2001 по 01.01.2014 г. протяженность федеральных дорог увеличилась с 46335,8 км до 50862,8 км, или на 4506,9 км. При этом следует иметь в виду, что общая протяженность дорог общего пользования за этот же период выросла с 584,4 тыс. км до 1395,7 тыс. км, или в 2,4 раза за счет проведения в регионах инвентаризации дорожной сети, включения в сеть региональных и местных дорог ранее неучтенных направлений».
По данным Счетной палаты РФ, в 2012 – 2013 годах «из-за имеющихся недостатков в управлении финансовыми ресурсами» объем неисполненных назначений составил 44 млрд. рублей.
В Росавтодоре эту цифру подтвердили и объяснили причины неисполнения. Так, по данным ведомства в 2012 году объем неисполненных назначений составил 28,1 млрд. рублей. Из них:
· 20,7 млрд. рублей – средства, предусмотренные на строительство и реконструкцию дорог (из них 14,1 млрд. рублей – по олимпийским объектам, а также 1,6 млрд. рублей - экономия по результатам конкурсных процедур). Причины: несвоевременное предоставление администрацией Краснодарского края земельных участков, нарушение сроков завершения работ по оценке объектов недвижимого имущества, подлежащего изъятию для размещения олимпийских объектов, неудовлетворительная работа подрядчиков, а также невыполнение РЖД графиков перевозок строительных материалов;
· 4,2 млрд рублей должны были составить субсидии субъектам РФ (Ленинградской, Московской, Пензенской областям и Санкт-Петербургу), но их не распределили в связи с отсутствием разработанной и утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение Госэкспертизы на момент формирования и направления на согласование распределения субсидий.
Объем неисполненных назначений в 2013 году составил 16,1 млрд. рублей. Из них:
· 2,9 млрд. рублей – экономия по результатам конкурсных процедур по олимпийским объектам;
· 4,1 млрд. рублей - средства, предусмотренные на строительство и реконструкцию федеральных дорог в связи с наличием экономии по результатам конкурсных процедур, невыполнением подрядчиками графиков работ и длительностью процедур по выкупу земель под объекты строительства и перенос коммуникаций;
· 6,2 млрд рублей – субсидии субъектам на строительство и реконструкцию дорог, которые не были направлены в регионы из-за отсутствия утвержденной проектной документации на объекты и заключений госэкспертизы (Московская и Ленинградская области, Приморский край), а также экономия по результатам процедуры размещения госзаказа (Смоленская и Липецкая области).
· 0,6 млрд. рублей, предусмотренные в соответствии с распоряжением Правительства РФ на предоставление субсидий Московской области и доведенные до Росавтодора 31 декабря 2013 года.
«Таким образом, объем неисполненных назначений в 2013 году уменьшился на 43% по сравнению с 2012 годом», - отметили в ФДА.
«На 1 января 2014 года объем дебиторской задолженности по подведомственным Росавтодору учреждениям составлял 38,2 млрд. рублей, - заявляет Счетная палата РФ. - В целом же объем дебиторской задолженности на 1 января 2014 года в сумме 81,8 млрд. рублей составлял 36,5% объема бюджетных ассигнований на 2013 год, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы. Просроченная дебиторская задолженность на конец 2013 года увеличилась по сравнению с 2012 годом на 377 млн. рублей и составила 882 млн. рублей».
В Росавтодоре признают наличие дебиторской задолженности и подчеркивают, что частично ее удалось сократить. Сейчас претензионно-судебная работа, направленная на взыскание задолженности, продолжается.
«Кроме того, средства, выделенные в виде субсидий субъектам РФ и не направленные региональными заказчиками работ на расчеты с подрядчиками, формируют так называемую «дебиторскую задолженность», - добавляют в ФДА. Но эти средства не являются в классическом смысле дебиторской задолженностью перед подрядной организацией (федеральные структуры не являются заказчиками работ по региональным объектам)».
Аудиторы СП утверждают, что Росавтодор не смог обеспечить результативность расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). При этом сумма неосвоенных федеральных средств в 2012-2013 годы составила 504 млн. рублей.
«Неполное использование средств не означает низкой результативности расходов, - пояснили в Росавтодоре. - Оно связано со сроками выполнения и рассмотрения научно-исследовательских работ, предусмотренными в заключенных госконтрактах. В ряде случаев перенос на более поздний срок оплаты работ связан с мотивированными требованиями заказчика по доработке материалов исследований в целях повышения их качества».
В Росавтодоре рассказали, что за два года – 2012 и 2013 – удалось разработать проекты 86 межгосударственных и национальных стандартов в области повышения безопасности движения, увеличения межремонтных сроков эксплуатации дорог, расширения внедрения современных дорожно-строительных материалов и т.д. Кроме этого разработаны 56 отраслевых методических документов. По итогам выполнения разработок в области НИОКР в Едином реестре Минобрнауки России зарегистрированы 12 объектов интеллектуальной собственности. В Роспатенте получены 24 свидетельства о государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности, 5 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, 1 свидетельство о государственной регистрации патента на полезную модель, 1 свидетельство о государственной регистрации патента на изобретение. «Задачи, предусмотренные вышеуказанными планами на 2012-2013 годы, выполнены», - подчеркнули в ведомстве.
В заключение Счетная палата указывает низкий уровень освоения регионами федеральных средств. Например, в 2012 году не освоено 56 млрд. рублей, в 2013 году – 27 млрд. рублей, заявляют аудиторы СП. Это ведет к срывам сроков ввода дорог в эксплуатацию. При этом в Счетной палате обратили внимание на то, что Росавтодор в нарушение Методики расчета межбюджетных субсидий в 2013 году предоставил субсидии регионам, не достигшим значений показателей результативности в 2012 году. «По итогам 2012 году семь субъектов РФ полностью не освоили предоставленные субсидии на общую сумму 18 млрд. рублей», - заявляет Счетная палата.
Росавтодору уже не в первый раз приходится объяснять низкий уровень освоения регионами федеральных средств. Одна из причин - позднее перечисление средств федерального бюджета в бюджеты субъектов из-за позднего принятия решений о выделении этих же средств.
Вместе с тем сами субъекты опаздывают с проектной документацией на объекты (зачастую предоставляют ее в четвертом квартале года). С учетом сроков согласования всех необходимых нормативных правовых актов значительный объем средств удается направить в субъекты только в конце года.
«Администрации субъектов не рискуют направлять свои средства на разработку проектной документации до принятия решения и утверждения федерального закона о бюджете, в котором предусмотрена господдержка, - добавляют в Росавтодоре. – Например, в январе текущего года, когда деньги уже заложены в федеральный бюджет, зачастую субъекты только начинают готовиться к размещению госзаказа на проектирование объекта. Затем идет выбор проектировщика, заключение контракта на разработку ПСД, которая в лучшем случае попадает органы госэкспертизы в третьем квартале текущего года, а в Росавтодор в четвертом квартале. Сейчас Росавтодор вправе принимать решение о направлении субсидий в региональные бюджеты только при наличии представленной субъектом проектной документации и положительных заключений госэкспертизы».
«ДорИнфо»