Рассказываем об основных направлениях модернизации транспортной инфраструктуры в рамках новой Стратегии
Правительство России утвердило Стратегию пространственного развития страны до 2030 года с прогнозом до 2036-го. Соответствующее распоряжение было подписано председателем Правительства страны Михаилом Мишустиным 28 декабря 2024 года. В документе отражены задачи по формированию сбалансированной системы пространственного развития для достижения национальных целей, поиску оптимальных форм территориальной организации экономики, развитию опорных населенных пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны и пр. Стоит задача и по развитию объектов транспортной инфраструктуры: на что будет поставлен акцент в этой сфере – в материале «ДорИнфо».
Общие цели Стратегии
Роль Стратегии в системе документов стратегического планирования определяется необходимостью достижения национальных целей в условиях сложившихся тенденций, новых вызовов и возможностей пространственного развития России, а также бюджетных ограничений и роста издержек в экономике. Реализация Стратегии будет способствовать преодолению негативных тенденций пространственного развития, использованию новых возможностей и формированию ответов на новые вызовы пространственного развития. Она призвана максимально вовлечь пространство в достижение национальных целей с учетом необходимости эффективного использования имеющихся ресурсов.
В документе определены пространственные приоритеты, позволяющие сконцентрировать ресурсы из бюджетных и внебюджетных источников, в том числе в рамках нацпроектов и государственных программ, на решении ключевых задач развития, а также механизмы для обеспечения эффективности их использования.
По информации пресс-службы Правительства страны, одно из новшеств утвержденной Стратегии – создание единого перечня опорных населенных пунктов, развитие которых будет способствовать достижению национальных целей развития, определенных майскими указами Президента России Владимира Путина в 2024 году. В этот перечень вошли городские агломерации, административные центры, города, где реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику. Кроме того, в список включены города, жители которых заняты в обеспечении национальной безопасности и обслуживании критически важной инфраструктуры, а также населенные пункты, выполняющие функции опорных. В них работают медучреждения, школы, вузы и культурные центры, обеспечивающие потребности жителей прилегающих территорий.
В числе приоритетных задач развития опорных населенных пунктов – строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры для привлечения кадров, развитие транспорта, расширение межрегиональных экономических связей. Улучшение качества жизни в опорных пунктах во многом позволит решать актуальные задачи пространственного развития более крупных территорий – федеральных округов, Арктической зоны России и новых регионов.
В частности, для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны одной из задач станет наращивание международных торговых связей. Для этого необходимо повысить эффективность работы Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, Северного морского пути, морских портов на тихоокеанском побережье, а также построить автодороги, которые свяжут эти порты с логистическими центрами.
Среди направлений пространственного развития новых регионов – дальнейшая интеграция в общую экономическую структуру страны, создание к 2028 году единого экономического пространства Приазовья за счет повышения транспортной связанности Республики Крым и Севастополя с новыми регионами, а также Краснодарским краем, Белгородской, Воронежской и Ростовской областями.
По словам заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, новая Стратегия пространственного развития была разработана с учетом предложений субъектов России, Совета Федерации, Государственной Думы и экспертного сообщества.
«Для нас важно повысить самостоятельность регионов в решении задач социально-экономического развития за счет роста собственных доходов их бюджетов. Большое внимание будет уделено развитию социальной, энергетической, коммунальной, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Эта работа станет основополагающим элементом реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни»
План мероприятий по реализации Стратегии будет представлен в течение трех месяцев – этим вопросом занимается Министерство экономического развития России совместно с заинтересованными органами власти.
Приоритеты в сфере транспорта
В документе выделено несколько основных принципов развития объектов транспортной инфраструктуры. Это, во-первых, удовлетворение спроса на транспортную инфраструктуру за счет планирования и приоритизации транспортных проектов исходя из социально-экономических эффектов на основе транспортно-экономического баланса России. Во-вторых, обеспечение транспортной связанности опорных населенных пунктов (в том числе тех, которые обеспечивают нацбезопасность страны и обслуживают критически важную инфраструктуру), а также городских агломераций и административных центров субъектов РФ, не входящих в городские агломерации.
«Транспортная связанность прочих опорных населенных пунктов, в том числе с населенными пунктами на прилегающих территориях, и удаленных населенных пунктов с опорными населенными пунктами обеспечивается за счет автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе за счет развития и приведения их в нормативное состояние, а также улучшения транспортного обслуживания населения, проживающего на указанных территориях (в случае невозможности обеспечения связанности по автомобильным дорогам за счет иных видов транспорта)»
Еще один принцип развития – повышение транспортной доступности и связанности опорных населенных пунктов и геостратегических территорий страны за счет реализации мероприятий, направленных на сокращение времени в пути и интервалов движения транспорта общего пользования. Также среди принципов – ориентация на приоритетные направления грузовых потоков в условиях переориентации внешней торговли; снижение транспортных издержек за счет снижения себестоимости перевозок и оптимизации маршрутов; повышение устойчивости грузоперевозок за счет снижения транзита через третьи страны и увеличения опорных точек для входа на рынки дружественных стран; учет планов по развитию иностранными государствами альтернативных транзитных транспортных маршрутов в обход России с точки зрения их возможного негативного влияния на объем транзита через территорию страны и экспорт транспортных услуг.
В документе говорится, что основная задача – обеспечить развитие транспортной инфраструктуры, которое основано на приоритетных направлениях экономического роста, экономической эффективности и увеличении доступности, связанности территорий за счет развития единой опорной транспортной сети и обеспечивающей инфраструктуры. Эту задачу планируют решать в том числе за счет повышения эффективности использования существующей и создаваемой транспортной инфраструктуры и качества транспортных услуг. Для этого намерены реализовать меры по совершенствованию государственного регулирования грузоперевозок и формированию долгосрочной регуляторной политики, внедрить принцип «бери или плати» в целях недопущения создания избыточной, невостребованной инфраструктуры, а также для обоснованного принятия решений при планировании использования существующей транспортной инфраструктуры, создать автодорожные обходы населенных пунктов, устранить лимитирующие объекты транспортной сети автомобильных и железных дорог, снизить долю федеральных трасс, которые работают в режиме перегрузки, сбалансировать грузоперевозки между всеми видами транспорта, прийти к цифровизации процедур и документооборота при перевозке грузов, содействовать обновлению транспорта.
Одна из целей – повысить безопасность дорожного движения при одновременном сокращении времени в пути для пассажирского транспорта путем повышения транспортно-эксплуатационного состояния опорной сети автодорог и за счет обеспечения круглогодичного транспортного сообщения с удаленными и труднодоступными территориями, включая населенные пункты Арктики, Сибири и Дальнего Востока, а также за счет обеспечения резерва пропускной и провозной способности международных транспортных коридоров, пунктов пропуска на госгранице для ликвидации инфраструктурных ограничений на грузоперевозки по международным коридорам и обеспечения внешней торговли с Китайской Народной Республикой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
Также в планах – развитие международного транспортного коридора «Восточное направление» (в том числе Восточного полигона железных дорог, подходов к портам Дальневосточного бассейна, сухопутных пунктов пропуска на границе с Китаем и Монголией и подходов к ним, автомобильных и железнодорожных мостов), развитие международных транспортных коридоров «Север – Юг», «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан» и «Россия – Каспийское море – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан», а также создание дополнительных коридоров, в том числе соединяющих территории регионов Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с портами на Северном Ледовитом и Тихом океанах.
В документе отмечается, что в результате нарушения устоявшихся логистических цепочек и увеличения расстояния перевозок происходит рост транспортно-логистических издержек, а также возрастает нагрузка на магистральную транспортную инфраструктуру. В этих условиях повышение эффективности перевозок на всей транспортной сети становится приоритетом.
«Развивается международный транспортный коридор «Север – Юг», доля которого к 2030 году составит 4 % от общего объема экспорта и импорта через различные международные транспортные коридоры, однако при этом объем перевозимых грузов вырастет в два раза по сравнению с уровнем 2023 года. Доля международного транспортного коридора «Азово-Черноморское направление» в объеме экспортно-импортных перевозок сократится на 1,1 процентных пункта при росте объема перевозок на 9,7 % за счет более существенного роста международного транспортного коридора «Восточное направление»
Также в планах – развитие экономически обоснованной системы скоростных автодорог и соответствующей обеспечивающей инфраструктуры, общественного транспорта в городских агломерациях, транспортной инфраструктуры между Московской городской агломерацией и субъектами Центрального федерального округа, повышение скорости пассажирских перевозок в рамках Центрального транспортного узла.
Кроме того, намерены развивать зарядную и иную инфраструктуру для транспорта с улучшенными показателями экологичности, в первую очередь в городских агломерациях и на федеральных трассах, входящих в состав международных коридоров «Восточное направление», «Азово-Черноморское направление» и «Север – Юг». Еще одна задача, поставленная в Стратегии, - покрытие подвижной радиотелефонной связью автомобильных дорог федерального значения и ж/д магистралей.
Приоритетные направления развития территорий
С целью определения приоритетов государственной поддержки и концентрации ресурсов в Стратегии сформированы основные направления развития федеральных округов России, Арктической зоны и новых российских регионов – Луганской и Донецкой Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей.
В частности, основные направления развития Дальнего Востока и Арктической зоны включают мероприятия по реновации опорных населенных пунктов, в том числе Владивостокской городской агломерации и города-спутника Владивостока, развитие транспортной инфраструктуры: Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, Северного морского пути и инфраструктуры, обеспечивающей экспорт – это морские порты Восточного бассейна, пункты пропуска через государственную границу и подъезды к ним, а также автомобильные дороги, связывающие морские порты с транспортно-логистическими центрами.
В Приволжском федеральном округе среди основных направлений – развитие сельскохозяйственного и пищевого машиностроения, автомобиле-, авиа- и судостроения, а также химической промышленности и производства нефтепродуктов, использование инфраструктуры Волго-Камского бассейна для реализации логистического и транзитного потенциала округа, развитие межрегиональных туристских маршрутов, включая национальный туристский маршрут «Великий Волжский путь» и др.
Основные направления развития Северо-Западного федерального округа в транспортной отрасли включают в себя создание межрегионального кластера автомобильной промышленности, в том числе на базе площадок бывших автомобильных производств в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях; снятие инфраструктурных ограничений в части сбалансированного использования портовых мощностей; а также организацию устойчивого и доступного транспортного сообщения Калининградской области с основной территорией страны.
На территории Северо-Кавказского федерального округа, согласно Стратегии, планируют проводить мероприятия, направленные на раскрытие транзитного и логистического потенциала (с учетом развития международного транспортного коридора «Север – Юг») и повышение связанности транспортного каркаса округа.
Среди основных направлений развития в Сибирском федеральном округе – снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения трансграничных и межрегиональных связей, в том числе за счет приведения в нормативное состояние опорной сети федеральных дорог, развития и реконструкции ж/д магистралей, включая Восточный полигон железных дорог РФ, строительства и реконструкции аэропортовых комплексов.
В Уральском федеральном округе также будут развивать транспортную инфраструктуру, в частности, Северный морской путь и тяготеющие к нему морские порты, аэропорты, речные и наземные коммуникации.
Для Центрального федерального округа выделены следующие направления – развитие транспортной инфраструктуры между субъектами, входящими в состав ЦФО, и Московской городской агломерацией в целях перевода миграции из прилегающих субъектов России в статус маятниковой, а также развитие малых городов и исторических поселений, в том числе для повышения туристской привлекательности за счет развития и поддержки малых городов и исторических поселений посредством ликвидации инфраструктурных ограничений, связанных с нехваткой транспортной и туристской инфраструктур.
Основные направления развития Южного федерального округа включают в себя развитие инфраструктуры железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта в Азово-Черноморском регионе, в том числе за счет развития коридора «Север – Юг» и приведения в нормативное состояние автомобильных дорог «Волгоград – Астрахань» и «Астрахань – государственная граница с Республикой Казахстан», формирования и развития ближних и дальних автодорожных подходов к Крымскому мосту, развития съездов к побережью Азовского и Черного морей, увеличения пропускной способности железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна.
Что касается новых российских регионов, то здесь основные задачи – интеграция субъектов в общее экономическое пространство страны, включая единую опорную транспортную сеть, а также развитие туристско-рекреационного кластера Приазовья и курортов на берегу Черного моря, в том числе за счет развития приоритетных видов туризма – санаторно-курортного, водного, яхтенного, аграрного и автомобильного.