Статья «ДорИнфо» о планах по модернизации автомобильных пунктов пропуска в России
В Москве в рамках XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялась отраслевая конференция «Трансграничная инфраструктура России. Автомобильные пункты пропуска - вектор на ускорение». В рамках мероприятия эксперты обсудили актуальные вопросы: сокращение времени досмотра грузового транспорта в автомобильных пунктах пропуска (АПП) до 10 минут, перспективы электронной очереди, увеличение пропускной способности погранпереходов, а также развитие подъездных автодорог к ним. Подробнее – в материале «ДорИнфо».
Пункт пропуска как часть цифровой экосистемы
У России самая большая государственная граница - 61,5 тыс. км. На всей протяженности границы насчитывается 315 действующих пунктов пропуска, 109 из которых - автомобильные. По словам заместителя директора Департамента по обеспечению деятельности административных органов Правительства РФ Антона Артамонова, бесперебойное функционирование пунктов пропуска ранее рассматривалось в качестве одного из условий развития международных транспортных коридоров («Север - Юг», «Запад - Восток», Азово-Черноморское направление, Северный морской путь), в которых Россия является связующим звеном. Вместе с тем в последние пять лет назрела необходимость перехода к более масштабному взгляду на пункт пропуска - теперь его рассматривают как частицу единого организма, как часть цифровой экосистемы.
В этой связи Президентом РФ Владимиром Путиным был принят ряд решений, позволивших перейти к внедрению системы интеллектуальных пунктов пропуска. Для реализации этих целей были даны соответствующие поручения. Кроме того, в феврале 2024 года в ходе послания Федеральному собранию глава государства заявил о необходимости сокращения времени досмотра грузовых транспортных средств на пунктах пропуска до 10 минут.
Проблематика взаимодействия, расширения и построения единой экосистемы в сфере международных торговых отношений обсуждалась и на полях состоявшегося в Казани XVI саммита БРИКС. Тогда в принятой Декларации транспортной связанности стран БРИКС были определены подходы к созданию устойчивой платформы для обмена лучшими практиками и формированию общих стандартов. В качестве площадки для данной работы в деловом совете БРИКС создана подгруппа по транспорту и логистике.
«Конечно, для реализации поставленных задач предстоит большая, качественная и оперативная работа. Для этого необходимо направить все свои силы на несколько задач - это выработка общих международных стандартов информационного обмена в сфере международной торговли и подходов к организации логистики; создание единого цифрового пространства («среды доверия») между государствами-участниками БРИКС, ШОС и иными дружескими странами; запуск в массовом порядке основного цифрового проекта - Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа, которая сейчас трансформируется в систему ГОСЛОГ (Государственная логистика); переход к практической реализации элементов разработанной на площадке Правительства модели интеллектуального пункта пропуска, предусматривающей активное развитие цифровых и информационных технологий, а также максимальную автоматизацию операций, совершаемых в нем»
Спикер добавил, что все эти вопросы неразрывно связаны с другими цифровыми проектами, такими как цифровой профиль перевозчика (реализуется в информационной системе электронно-перевозочных документов), цифровой двойник (реализует Федеральная таможенная служба), цифровой профиль мигранта (реализует Министерство внутренних дел совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций) и прочие проекты, которые создают общую экосистему. Антон Артамонов выразил уверенность, что реализация данных подходов приведет не просто к улучшению статистики международных перевозок, а в целом создаст положительный мультипликативный эффект для многих сфер экономической деятельности, станет триггером пространственного развития приграничных регионов, повлияет на развитие бизнеса, позволит создать новые сервисы, обеспечивающие бесшовное пересечение границ как для бизнеса, так и для частных лиц, а главное - позволит увеличить товарооборот.
Отдельный федеральный проект в новом нацпроекте для развития МАПП
В 2025 году в транспортной сфере начнут действовать два новых национальных проекта, один из них - «Эффективная транспортная система», в который включен федеральный проект, посвященный развитию международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП).
«Все последующие планы, которые мы отразили в новом национальном проекте «Эффективная транспортная система», нацелены на то, чтобы мы развивали нашу границу и делали ее комфортной, безопасно и удобной. В нем отдельный федеральный проект посвящен автомобильным пропускам, которые ранее не были представлены в нацпроекте»
Сегодня в стране функционирует 109 из 134 автомобильных пунктов пропуска. На данный момент проведена приоритезация, и определены 46 АПП, которые пропускают более 47 % всего грузооборота нашей страны в части сухопутного участка, если говорить только про автомобильный транспорт. По словам директора департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Министерства транспорта РФ Михаила Кокаева, на сегодняшний день на четырех пунктах пропуска уже завершены работы по комплексной реконструкции - они работают в новом режиме. При этом особое внимание уделяется пунктам пропуска на Дальнем Востоке: 15 из 46 приоритетных пунктов находится как раз здесь.
Президентом страны поставлена цель - в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» к 2030 году увеличить в 1,5 раза объем перевозок по международным транспортным коридорам (относительно 2021 года), а также сократить время пропуска грузовиков через госграницу до 10 минут.
«В целях исполнения данных поручений совместно с контрольными органами мы определили ключевые мероприятия для решения указанных задач. К 2030 году планируем завершить модернизацию всех 87 приоритетных пунктов пропуска, в том числе 46 - автомобильных, довести до норматива все пункты пропуска до показателя 85 %, а приоритетные - до 100 %. И, конечно, увеличить пропускную способность на основных транспортных коридорах»
По его словам, особое внимание будет уделено цифровизации. Для этого сейчас ведется работа по разработке интеллектуальной системы пропуска, куда войдут такие параметры как интегрированная система пропуска, система автодосмотра, портальные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), весогабаритные комплексы, система видеоаналитики, система электронной очереди, национальная цифровая транспортно-логистическая платформа.
Спикер добавил, что для сокращения типового времени осмотра грузовиков на АПП до 10 минут запланирован ряд мероприятий. Так, в части развития инфраструктуры предусмотрена комплексная модернизация приоритетных 22 АПП (применение современных технологий, создание и модернизация зданий и сооружений ГКО, благоустройство территории, типовая навигация, увеличение пределов пунктов пропуска), обустройство и оснащение 33 АПП (устройство дополнительных полос, строительство помещений для пограничного и таможенного контроля, развитие весогабаритных комплексов, внедрение системы автодосмотра и системы принудительной остановки ТС), внедрение интеллектуальной системы пропуска.
Также запланированы работы в части организационных мероприятий и контроля: перенос таможенного контроля на иные места прибытия/убытия товаров, внедрение межведомственного информационного обмена, цифровизация электронного документооборота перевозчиков, обновление административных регламентов и утверждение новой типовой схемы, синхронизация пропускной способности с сопредельными государствами.
Современные технологии для развития пунктов пропуска
Сегодня в рамках модернизации АПП активно внедряются информационные технологии. Если говорить о строительстве новых объектов, то здесь цифровая составляющая играет важную роль. По словам заместителя руководителя ФГКУ Росгранстрой Ивана Беломестнова, управление строительными проектами - это комплексная задача, которая включает в себя контроль управления всех контрольных точек, управление рисками проекта, предиктивный анализ возможных отклонений. Росгранстрой ведет контроль строительных проектов в соответствующей специальной информационной системе.
«Основная цель этой системы - обеспечить успешное завершение проекта в установленные сроки. И сегодня создано единое информационное окно с подрядными организациями и заказчиком для обмена проектной и рабочей документации, улучшено взаимодействие между подрядчиком и заказчиком, получен единый достоверный источник информации о статусе реализации проекта»
В системе осуществляется контроль полного цикла работ, начиная с формирования 3D-модели и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию, в онлайн-режиме ведется видеоконтроль производства работ. Спикер отметил, что данная система уже вносит свои положительные эффекты, показывает свою эффективность в оперативном реагировании на вытекающие отставания.
Отдельно спикер остановился на автоматизированной системе учета работ (АСУР), которая помогла наладить процесс контроля содержания автомобильных пунктов пропуска. До внедрения данной системы в содержании АПП отмечался ряд основных проблем: во-первых, отсутствовал объективный контроль подтверждения фактически выполненных работ, во-вторых, не было обратной связи с гражданами и с сотрудниками государственных контрольных органов, в-третьих, отсутствовала возможность дать оценку текущему состоянию пункта пропуска в онлайн-режиме. Внедрение АСУР позволило решить данные проблемы.
По словам Ивана Беломестнова, в условиях глобального изменения тенденции международной логистики в России становится важным оперативно контролировать ситуацию на АПП, так как от своевременно принятых решений зависит продвижение грузов на границе, что напрямую влияет на экономику государства. Для обеспечения должного уровня функционирования пунктов пропуска Росгранстрой разработал ряд цифровых инструментов мониторинга и управления движения на АПП и на подъездах. В частности, в 2023 году на административных границах с новыми субъектами РФ была внедрена система мониторинга очередей «Время в пути» - цифровой сервис позволяет определить время проезда до того или иного пункта пропуска и выбирать максимально быстрые маршруты. На сегодняшний день данной системой воспользовались уже более 170 тыс. человек.
Кроме того, с 1 сентября 2023 года на трех пунктах пропуска действует система электронной очереди для грузовиков, позволяющая резервировать время и дату пересечения границы. Внедрение этой системы разрешило проблему скопления грузовиков на подъезде к границе, а также сократило издержки перевозчиков, так как пропала необходимость ожидать своей очереди вживую перед АПП. Государственные контрольные органы получили возможность планировать необходимое количество сотрудников в зависимости от наличия забронированных слотов. По информации Ивана Беломестнова, всего с момента функционирования электронной очереди было успешно исполнено более 200 тыс. бронирований.
Сегодня на пунктах пропуска внедряется система видеоаналитики транспортных потоков. Ее основная цель - обеспечить автоматический мониторинг количества автомобилей, пересекающих границу, а также общее время пересечения границы. Внедрение системы позволит обеспечить автоматическую отчетность по динамике проезда, что значительно оптимизирует занятость сотрудников государственных контрольных органов на местах и сотрудников Росгранстроя.
Один из ключевых инструментов сокращения времени на АПП - интегрированная система пропуска (ИСП), которая уже сейчас в пилотном режиме внедряется на базе автомобильного пункта «Тагиркент - Казмаляр» на границе с Азербайджаном. Это инновационный инструмент межведомственного взаимодействия, основная задача которого - существенно повысить оперативность передачи информации в пункте пропуска в целях ускорения контрольных мероприятий на границе.
Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов добавил, что ИСП решает несколько задач. Первое - осуществляет сбор данных с контрольно-измерительного оборудования, размещенного на МАПП; второе - автоматически фиксирует время перемещения между отдельными зонами и видами контроля; третье - формирует реестр технологических карт - «досье», каждое из которых содержит максимально полную информацию о всех аспектах пересечения пункта пропуска транспортным средством; четвертое - позволяет обогатить «досье» за счет информации, в том числе, поступающей от государственных контрольных органов и, наконец, пятое - предоставляет всю собираемую информацию ГКО в онлайн-режиме, в том числе через интеграцию.
«Интегрированная система пропуска - это своеобразный цифровой двойник, позволяющий собирать информацию со всего контрольно-измерительного оборудования - это и портальные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДС), и весогабаритные комплексы, и системы радиационного контроля, и различные автодосмотровые камеры, предоставляющие высококачественные снимки для последующего анализа и контроля органами. Интегрированная система пропуска с использованием технологии видеоаналитики и полностью в автоматическом режиме фиксирует перемещение транспортных средств непосредственно между зонами контроля, тем самым формируя цифровой двойник каждого ТС. Аккумулируя эти результаты со средств объективного контроля, она формирует цифровое досье прохождения каждого транспортного средства, которое становится доступным для всех государственных контрольных органов по мере его заполнения, то есть в режиме реального времени»
Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов подчеркнул, что опыт использования применяемых цифровых решений позволяет делать вывод о том, что сформированные подходы помогут повысить эффективность работы пунктов пропуска, улучшить безопасность и обеспечить более высокий уровень обслуживания, как для участников внешнеэкономической деятельности, так и граждан.
Вектор на Восток
С учетом сложившейся геополитической обстановки Правительство РФ уделяет особое внимание строительству и модернизации пунктов пропуска в Дальневосточном федеральном округе. По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталия Алтабаева, сегодня в ДФО насчитывается 80 пунктов пропуска, 20 из них - автомобильные.
«Эти 80 пунктов обеспечивают 30 % экспортного грузооборота страны. В 2023 году на Дальнем Востоке существенно приросли и макроэкономические показатели, и вклад в основной капитал, и инвестиции. Грузопоток прирос на 15 %. <…> Совместно с Минтрансом сосредотачиваем сейчас работу над модернизацией пунктов пропуска»
По его словам, до 2027 года планируется реконструировать 12 пунктов пропуска в Приморском и Забайкальском краях, а также в Республике Бурятия. Один из ключевых проектов на Дальнем Востоке, который планируют реализовать в ближайшие годы, - пункт пропуска на острове Большой Уссурийский в Хабаровском крае.
Если говорить об истории создания данного проекта, то стоит отметить, что пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска «Большой Уссурийский» был установлен на острове еще в 2017 году, через год Минвостокразвития РФ и Народное Правительство провинции Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика) заключили контракты с корпорацией Ernst&Young на разработку концепции развития российской и китайской частей острова (всего в разные периоды было разработано 9 концепций развития острова). В 2019 году была создана специальная рабочая группа о сопряжении развития российской и китайской частей острова, в 2021-м подготовлено обоснование изменения классификации пункта пропуска с пассажирского на грузопассажирский, в 2023-м между сторонами достигнуто согласие об изменении данной классификации. В мае этого года в Пекине была подписана Единая концепцию развития острова Большой Уссурийский, в июне - в рамках 27 заседания Рабочей группы по пунктам пропуска согласованы прогнозные значения пропускной способности пунктов пропуска. Позже Президент РФ Владимир Путин по итогам IX Восточного экономического форума, который прошел в сентябре, дал поручения Правительству страны о необходимости утверждения плана мероприятий («дорожной карты») проекта по развитию острова, также был определен срок строительства нового пункта пропуска - 2025-2027 годы.
По словам заместителя председателя правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирины Горбачевой, вопросу освоения острова Большой Уссурийский уделяется огромное внимание как с китайской, так и с российской стороны.
«Этот интерес обусловлен возможностью развития пограничного сотрудничества по различным направлениям. В первую очередь, это торговля, туристическо-рекреационные зоны, решение экологических проблем, развитие туристической инфраструктуры и основных автомагистралей. Также реализация проекта обеспечит связь крупных промышленных сырьевых районов России со странами северо-восточной Африки, что в свою очередь способствует развитию экономики двух стран»
По прогнозам, к 2030 году новый АПП на острове Большой Уссурийский в год сможет пропускать до 1,5 млн человек и около 1,3 тыс. тонн груза (в сутки - 2,5 тыс. человек и 3,6 тыс. тонн груза). Среди ключевых номенклатурных транспортных грузов через автомобильный пункт пропуска - товары народного потребления, продукты питания и строительные материалы.
Зампред правительства региона добавила, что на данный момент в рамках реализации поручения Президента РФ в Хабаровском крае проработан вариант обустройства подъездной автомобильной дороги к пункту пропуска - ее устроят путем поднятия до не затапливаемых отметок. Это будет автодорога второй категории протяженностью 4,15 км с двумя полосами движения. Расчетная скорость - 120 км/ч. Стоимость строительства трассы - 3,375 млрд рублей.
«Уникальность и сложность этого проекта в том, что данные участки, которые определены, подвергаются подтоплению, однако последние десять лет остров в выбранных точках практически не подтопляется, высоких отметок не бывает, но все меры мы должны принять в полном объеме. Для этого будет создана дорога к пункту пропуска. Уже имеется вся необходимая документация, пройдена госэкспертиза. Отдельное спасибо в этом вопросе хочется сказать Министерству транспорта РФ и Росавтодору, что по поручению Правительства РФ на реализацию данного проекта уже выделены денежные средства в размере 3,1 млрд рублей на период с 2025 по 2027 годы. К концу этого годы мы планируем объявить торги и приступить именно к строительству дороги к пункту пропуска «Большой Уссурийский». Вся необходимая документация нами полностью подготовлена»
Также в целях защиты территории пункта пропуска «Большой Уссурийский» в настоящий момент проводится проектирование мероприятий по предотвращению негативного воздействия водных планируемых объектов для нужд Хабаровского края. В частности, запланировано строительство насыпной площадки. Сейчас проект направлен на госэкспертизу. Площадь отсыпаемой территории составит 31 Га, высота насыпи - 7 метров. Предварительная стоимость - около 3 млрд рублей, точная цена будет определена после прохождения госэкспертизы. К работам планируют приступить в 2025 году.
Всего на территории Хабаровского края действует семь пунктов пропуска через государственную границу, один из них - автомобильный, который находится на участке между селом Покровка и городом Жаохэ (городской округ Шуанъшань, провинция Хэйлунцзян, КНР). В зимний период движение автомобилей здесь организовано по понтонному мосту, в летний - с использованием паромов. Как отметила зампред правительства края, по итогам десяти месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года грузопоток через данный пункт пропуска вырос практически в 3 раза, а поток туристов - в 4,6 раз.
«Это, в первую очередь, показывает огромный интерес наших друзей с Китайской Народной Республики к нам, показатели по перевозке груза в очередной раз говорят о том, что Хабаровский край достаточно серьезный транспортно-пересадочный узел и логистический пункт»
Грузопоток на АПП растет и в Приморском крае. По словам заместителя председателя правительства региона Николая Стецко, в 2022 году грузопоток составил более 1,087 млн тонн, в 2023-м - более 1,59 млн тонн, за девять месяцев 2024 года - свыше 1,79 млн тонн. Ожидается, что благодаря реконструкции пропускная способность автомобильных пунктов пропуска в Приморье в ближайшие пару лет в совокупности вырастет в семь раз.
Николай Стецко рассказал, что в сентябре этого года на пункте пропуска «Краскино» был проведен эксперимент: на два часа увеличили период работы, что привело к повышению пропускной способности на 30 %. Также краевые власти направили в Минтранс РФ предложение о проведении раздельных осмотров транспортных средств: отдельно представителями погрануправления, отдельно - сотрудниками таможенной службы. Такой эксперимент провели в Приморье на пункте пропуска «Пограничный»: при раздельном осмотре ежесуточную пропускную способность удалось увеличить на 6 % - это 14 грузовиков, семь из которых - импортные.
«Семь импортных автомобилей - это что? Мы понимаем, что, если по 800 тыс. рублей федеральный бюджет в среднем получает с одного импортного контейнера - за 2025 год эта сумма может составить 2,5 дополнительных млрд рублей через таможенные платежи. Поэтому мы понимаем, что федерация в первую очередь могла бы быть заинтересована в этой инициативе»
Спикер отметил, что Приморский край, как и остальные пограничные регионы, должен выполнить поручение Президента - обеспечить 10 минут пропуска одного автомобиля к 2026 году, и в этой связи важна модернизация пунктов пропусков, а также приведение в нормативное состояние подъездных дорог к АПП. Николай Стецко обратил внимание на такой момент: подъездные пути к АПП находятся в региональной собственности, но жилых застроек на этих участках нет, а средства из дорожного фонда выделяются в приоритетном порядке на те направления, которыми активно пользуются жители. Однако губернатор Приморья поставил задачу - в этом и последующих годах увеличить объем финансирования на автодороги к АПП.
«Кроме того, мы ориентируемся на то, что ситуацию надо решать системно. Системность для нас заключается в региональном концессионном соглашении. Мы видим увеличивающийся грузопоток, уваливающийся турпоток и понимаем, что это может быть интересно с точки зрения концессии, по которой можно было бы не только реконструировать дороги, но и создавать сервисную инфраструктуру, которая будет позволят с комфортом проводить время неподалеку от пункта пропуска. Мы сегодня работаем с потенциальными концессионерами, знаем про 40-й приказ Минтранса РФ - про возможность получения части капитального гранта на эти виды работ, поэтому ожидаем, что в следующем году мы уже с Министерством будем работать и в рамках наших заявок на эти инициативы»
Он добавил, что фактически к каждому пункту пропуска в крае есть интерес со стороны инвестора и бизнеса, поэтому региональное правительство будет всячески содействовать вопросу развития МАПП.
Напомним, ранее власти Приморья представили законопроект с поправками в ФЗ «Об автомобильных дорогах», которые бы позволили ввести в регионах ДФО платный режим проезда для коммерческих грузовиков и автобусов на дорогах к погранпереходам, модернизированных по концессии.
Добавим, 10 декабря под руководством председателя Правительства РФ Михаила Мишустина состоялось совещание, посвященное развитию инфраструктуры пунктов пропуска на госгранице. Премьер-министр в ходе совещания, согласно сообщению пресс-службы Кабмина, подчеркнул необходимость реализации комплексных технических решений на основе цифровых технологий с использованием интернета вещей, анализа больших данных и искусственного интеллекта.