Портал «ДорИнфо» рассказывает о работе ленинградских мостовиков и дорожников в годы блокады
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Неоценим подвиг мостовиков и дорожников города в годы блокады. В тяжелейших условиях они регулярно восстанавливали разрушенные артиллерийскими обстрелами и авиаударами транспортные объекты. Жители города бережно хранят память об этих трагических событиях и подвиге героев. Представленная в музее мостов Санкт-Петербурга экспозиция «Ленинград в блокаде. Мосты. Дороги. Жизнь» рассказывает о работе специалистов в годы осады. На открытии выставки 18 января побывал корреспондент портала «ДорИнфо».
Дорога Жизни
На открытии выставки, приуроченной к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, рассказали, что в конце 1941 года, когда сомкнулось кольцо блокады, перед мостовиками и дорожниками встала задача первостепенной важности – в кротчайшие сроки обеспечить связь города с «большой землей». Для этого решено было проложить дорогу по льду Ладожского озера. Позже эту трассу назовут «Дорогой жизни». Исследовать лед Ладожского озера инженерам, строителям и ученым приходилось в суровых условиях, под постоянными обстрелами. Из-за того, что ледовый покров постоянно истончался, прокладывать дорогу приходилось по более крепким участкам.
После достаточного промерзания Ладожского озера 22 ноября 1941 года блокадные рабочие пустили движение транспорта по ледовой переправе. «Дороге жизни» присвоили официальный номер – военно-автомобильная дорога №101, а позже – №102. Дорожники поддерживали транспортную связь по льду Ладожского озера каждую зиму до марта 1943 года. По трассе ежедневно проезжали тысячи, а иногда и десятки тысяч автомобилей. Лед выдерживал нагрузку не более 10-14 суток такого интенсивного движения, после чего проезд машин переключали на свежие полосы. В течение зимы строили до 60 таких полос-дорог.
И хотя «Дорога жизни» – одна из самых известных ледовых переправ в истории России, не многие знают, что по Ладожскому озеру пробовали проложить железнодорожные пути. Сейчас информация об этих событиях хранится в музее мостов Петербурга. Это комплекс уникальных документов о том, как железнодорожники прокладывали ж/д пути по льду Ладоги в конце 1942 года.
Работа мостовиков и дорожников в осажденном городе
Несмотря на постоянные обстрелы, голод и морозы, дорожники блокадного Ленинграда ежедневно продолжали работать. Они регулярно восстанавливали разрушенные мосты и дороги для жителей, об этом рассказали в рамках открытия выставки в музее мостов Петербурга.
По сей день мосты города хранят память о тех событиях. Так, в центре Санкт-Петербурга на Аничковом мосту установлена табличка с надписью: «Это следы одного из 148 478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941-44 гг». Сколы от снарядов видны и на Кронверкской набережной у Троицкого моста, а на Петровской набережной следы обстрелов видны с крейсера «Аврора». Блокада оставила отпечаток у дома №140 на участке набережной канала Грибоедова, на Университетской набережной напротив Меншиковского дворца, на Миллионной улице, где на мостах остались следы авиаударов. У 1-го Зимнего моста через Зимнюю канавку, на стене Нового Эрмитажа отпечатались осколки разорвавшихся снарядов – светлые пятна на темном гранитном камне. Хранит память о блокаде гранит Английской, Дворцовой и других набережных. Сейчас специалисты бережно охраняют отпечатки сколов и разрушений как подлинные свидетельства истории.
Восстанавливала разрушенные мосты служба «Ленмосттреста» (сейчас СПб ГБУ «Мостотрест»). Специалисты оперативно ремонтировали переправы и не прекращали разводить мосты даже в самые тяжелые периоды блокады. В 1942 году «Ленмосттрест» полностью обеспечил проход по реке Нева всех военных кораблей, которые были направлены командованием Ленинградского фронта.
Ленинград хранил множество памятников культуры, которые даже в такие тяжелые годы специалисты стремились сохранить. Так, например, для укрытия от бомбардировок рабочие сняли с постаментов на Аничковом мосту скульптуры «Укрощение коня» и перенесли их в укрытие в саду Дворца пионеров.
Восстановлением транспортных объектов в годы войны занимались также работники строительства №5 Народного комиссариата путей и сообщения. До войны специалисты прокладывали первые линии метрополитена.
Сразу после прорыва блокады мостовики вместе с железнодорожниками в тяжелейших прифронтовых условиях и в кратчайшие сроки построили легендарную «Дорогу Победы» протяженностью 33 км с мостом через Неву в районе Шлиссельбурга. Также после прорыва блокады в январе 1944 года специалисты оперативно приступили к капитальному ремонту и реконструкции разрушенных сооружений.
Хранить историю о подвиге мостовиков и дорожников города в настоящее время продолжают их коллеги. Проект «Мосты осажденного города», созданный СПб ГБУ «Мостотрест», Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры и Архивным комитетом Санкт-Петербурга, посвящен событиям блокады Ленинграда. Как сообщила пресс-служба администрации города, в проекте собраны истории о работе переправ под авиаударами и артобстрелами, о защите и ремонте сооружений в годы блокады. На сайте «Мостотреста» в разделе «Мосты осажденного города» собраны фотографии мостов и набережных осажденного Ленинграда, быта и труда рабочих, а также моменты сохранения объектов культурного наследия города.
Примечание: Выставка «Ленинград в блокаде. Мосты. Дороги. Жизнь» продлится в течение полугода в Музее мостов Санкт-Петербурга, расположенному по адресу Мучной переулок, д. 2 (станции метро «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская»). Режим работы: со вторника по воскресенье с 10:30 до 17:30, касса закрывается в 17:00.