Интеллектуальные транспортные системы, дорожная техника и малая механизация в борьбе со льдом и снегом
Одной из центральных тем на зимней сессии Санкт-Петербургского Дорожного форума 2023 в декабре прошлого года стала тема развития техники и технологий для зимнего содержания автодорог, в том числе специалисты представили разработки отечественных производителей. Организатором ПМДЭФ-2023 выступил институт развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН». Подробнее – в материале «ДорИнфо».
Интеллектуальные транспортные системы
Заместитель директора СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Сергей Зайченков в рамках ПМДФ-2023 рассказал о практике ведомства в сфере автоматизации зимнего содержания. Главные проблемы зимнего периода с точки зрения дирекции – снижение доступности городской среды, особенно для маломобильных групп населения, рост аварийности, рост издержек как для граждан, так и для малого бизнеса. Решением этой проблемы учреждение видит развитие инфраструктуры города, а также предварительное планирование действий и сценариев зимнего содержания.
«В текущем году завершили работы по проектированию платформы управления единой транспортной системой, которая, на наш взгляд, является основной составляющей ИТС в городе. В рамках контракта спроектировали 21 подсистему, разработали порядка 30 сценариев развития автоматизации различных бизнес процессов, которые так или иначе присутствуют в транспортном комплексе Санкт-Петербурга»
Система учитывает функции учреждений, которые устраняют зимние проблемы: развитие инфраструктуры, мониторинг транспортной ситуации, в том числе метеопараметров, получение обратной связи от жителей, уборка дорог, а также информирование пользователей различными способами, диспетчеризация и проведение спасательно-вспомогательных работ аварийными комиссарами. Учитывая эти функции, система анализирует сюжеты и оценивает сценарии реагирования, подбирая подходящий.
Частные компании также занимаются разработкой ИТС для оптимизации процесса зимнего содержания. Информационную систему по управлению состоянием автомобильных дорог и искусственных сооружений ГИС представил заместитель директора ООО «Спецдортехника» группы компаний «СДТ» Михаил Шалыганов. Система реализована на основе Web-технологий и работает на любых гаджетах, имеющих доступ к Интернету. ГИС отображает объекты электронного паспорта на геоинформационной подоснове. В качестве подложки задействуют карты: ЕЭКО (Росреестр), OpenStreetMap, Google спутник и другие. Дополнительно на карте может отображаться информация из публичной кадастровой карты (Росреестр).
По словам замдиректора компании, система позволяет автоматически определять стоимость работ по нормативному содержанию или загрузить уже готовый отчет. Кроме того, в системе можно распределить объекты содержания по лотам, а после проведения конкурса – по контрактам. Также внутри системы предусмотрено ведение электронного журнала производства работ и контроль за их выполнением, оценка уровня содержания, анализ выполненных работ за отчетный период по плану.
Интеллектуальную систему внедряют также для более эффективной работы снегоуборочной техники. О такой разработке рассказал директор по маркетингу ООО «СМОЛ МАШ» Игорь Михалченков. В компании разработали интеллектуальную систему управления и аналитики работы комбинированной дорожной машины (КДМ). По словам Игоря Михалченкова, система позволяет оценивать качество работы отвалов и щеток. Опираясь на видеокамеры, бортовой компьютер анализирует состояние дороги как перед очисткой проезжей части, так и после. Система позволяет наблюдать за результатами уборки в режиме онлайн, а также передавать видеозаписи процесса уборки на сервер.
Бортовой компьютер обладает ручной и автоматической системой управления. Автоматическая система распределения противогололедных материалов (ПГМ) позволяет выбрать необходимый режим работы и устанавливает нужные параметры – ширину и плотность нанесения, которые сохранятся вне зависимости от скорости движения КДМ. В процессе управления можно выбрать тип реагента: соль и песко-соль, можно дозировать реагенты при различных типах использования.
Разработка и производство КДМ и снегоуборочного оборудования
По сравнению с прошлыми годами, по словам директора департамента управления продуктами ООО «Меркатор Холдинг» Алексея Черепанова, в 2023 году ситуация с закупкой материалов для сборки снегоуборочных машин немного стабилизировалась: восстановлены лизинговые программы и логистические цепочки через Турцию, Грузию и Казахстан. Однако цены на комплектующие, по словам спикера, существенно выросли.
После резкой смены ситуации на рынке специалисты начали больше сотрудничать с китайскими производителями и налаживать параллельный импорт. Кроме того, дорожники обратились к отечественным производителям и собственным наработкам. Так, например, в рамках выездных мероприятий участники форума ознакомились с работой завода отечественной компании АО «ТОМЕЗ», которая выпускает КДМ. Завод расположен в городе Тосно Ленинградской области. Специалисты завода монтируют, окрашивают, обрабатывают и тестируют составляющие КДМ.
Директор производства завода Сергей Пинашин рассказал об особенностях сборки распределителя твердых ПГМ. Почти вся конструкция производится на станках завода. Распределитель подетально оцинковывают и окрашивают, а затем собирают. После сборки конструкцию тестируют и устанавливают либо на шасси КДМ, либо в самосвальный кузов. Объем бака распределителя составляет 440 литров. Ширина распределения реагентов от 2 до 10 метров.
На заводе также изготавливают такие составляющие КДМ как система быстросъемности с опорными ногами (для самосвала), дорожные знаки на спецкронштейнах, боковые и передние отвалы, насосы и т.д.
Оборудование для КДМ и другой спецтехники производят также в ООО «Спецдортехника» группы компаний «СДТ». Так, в рамках форума заместитель директора компании Михаил Шалыганов представил навесные манипуляторы группы «СТРИЖ». Они предназначены для содержания автомобильных дорог в труднодоступных местах. По словам специалиста, на каждый манипулятор можно установить различные рабочие органы: малый шнекороторный снегоуборщик, несколько видов щеток, фрезы и косилки. Стрела манипулятора может вытягиваться на расстояние от 4 до 6,3 метра. Для обеспечения устойчивости при работе используется выдвигаемое опорное колесо и грузы-противовесы.
Малая механизация
Малая механизация – важная составляющая зимнего содержания городских тротуаров, дворов, парков и других труднодоступных для большой техники территорий. Среди такой техники множество уникальных образцов. По словам генерального директора компании ООО «Ледокольные системы» (до 2022 года ООО «НТО Барабан») Глеба Дружинина, инновационным решением в сфере малой механизации является произведенная компанией машина «Ледокол» для ручного удаления льда с тротуаров.
«Проблема выглядит так: ручная работа – это тяжелый сложновыполнимый труд. В итоге он приводит к различным расходам и травмам рабочих, а средний чек выплаты за 2022 год гражданам, пострадавшим в общественных местах, составляет 100 тыс. рублей, не считая прочих проблем»
Среди положительных сторон устройства специалист выделил производительность – уборка в 10-20 раз быстрее чем с помощью ручного труда. Специалист также отметил, что уборка с помощью «Ледокола» почти в 6 раз дешевле, чем ручной труд.
«Вследствие радикально ускоренной очистки, затраты времени и сил на ручной труд и требуемые ПГМ – снижаются кратно. Инновационный механизм позволяет сохранять целостность любых поверхностей (асфальт, плитка, гранит), при соблюдении инструкции и рекомендаций по эксплуатации»
Вместе с тем исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова в ходе форума отметила вибрационное воздействие такой техники на человека.
«Все мы знаем, что работа является очень вредной, когда, допустим, отколачивают асфальт. Отбойный молоток, создавая вибрации, сильно воздействует на опорно-двигательный аппарат рабочих. Мы столкнулись с тем, что необходимо проводить исследования влияния именно на человека. То есть техника пока не доработана»