Материал «ДорИнфо» о превентивной обработке дорог, большой и малой технике для уборки снега, а также о том, куда попадает собранный снег

Зимнее содержание автомобильных дорог – это целый комплекс мероприятий по обеспечению штатного функционирования дорожной сети в зимний период. Работы не сводятся только к уборке, вывозу снега и борьбе со скользкостью, однако именно эти виды работ являются основными, практически непрекращающимися (в зависимости от погодных условий местности) и наиболее трудоемкими. На Петербургском международном дорожном форуме в декабре 2023 года специалисты рассказали о превентивной обработке дорог, сборе снега и его утилизации. Организатором ПМДЭФ-2023 выступил институт развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН». Подробнее – в материале «ДорИнфо».

Превентивная обработка дорог

Для борьбы со скользкостью на дорогах используют реагенты, фрикционные и комбинированные материалы, пояснила в ходе ПМДЭФ-2023 исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова. Противогололедные материалы (ПГМ) можно задействовать как при превентивной обработке дорог, так и после выпадения осадков. Для предварительной обработки специалисты сначала изучают прогноз погоды с помощью метеослужб и установленных на некоторых трассах метеодатчиков. При возможном образовании гололеда или снега дорогу обрабатывают реагентом, выдерживают интервал, чтобы ПГМ заработал, а после очищают трассу от остатков льда и снега. В случае снегопада обслуживающие организации сначала выдерживают время, чтобы образовался небольшой снежный или ледяной покров, затем обрабатывают дорогу, снова выдерживают время, чтобы реагент заработал, и после очищают трассу.

Для разных температурных режимов и количества осадков применяют разные ПГМ. Например, при температуре воздуха от 0 до -7 используют жидкие реагенты (рассолы), твердые или двухфазные реагенты, а для дороги под уплотненным снежным покровом задействуют фрикционные и комбинированные материалы.

«Превентивная обработка хороша тем, что обладает наименьшим расходом ПГР и экономической выгодой. Конечно, тут мы надеемся, что наши дорожные службы будут получать более оперативные данные, чтобы это помогало именно быстрее реагировать»

отметила Юлия Антонова.

Снегоуборочная техника

От снега и льда дороги очищают комбинированные дорожные машины (КДМ), роторные погрузчики, грузовики, малая механизация, тракторы и грейдеры. Ведущий специалист коммерческого отдела ООО «Завод КДМ» города Смоленска Сергей Корнеев пояснил корреспонденту портала «ДорИнфо», что современная КДМ – это всесезонная машина, чаще всего собранная на базе самосвалов. Зимой в кузов КДМ устанавливают пескоразбрасыватель, спереди ставят отвал, под осью машины размещают щетку и средний (грейдерный) нож. В зависимости от оборудования и потребности можно установить до 20 видов ножей, разные виды отвалов и иного оборудования.

Специалист отметил, что КДМ могут использовать и для уборки небольших территорий. Коммунальные КДМ очищают бордюры, дворовые территории, небольшие улицы и тротуары, а также парковые зоны. Как правило для уборки городских территорий задействуют небольшие машины на базе трактора, роторный снегоуборщик и малую механизацию. А вот на загородные трассы и многополосные проспекты мегаполисов зачастую выезжают 40-тонные комбинированные машины.

«Современные КДМ однозначно позволяют закрыть потребности города и региона в зимнем содержании. Сейчас на рынке машин настолько много, что каждую отдельную дорогу и двор можно убирать, делать чище, лучше для окружающих»

подчеркнул Сергей Корнеев.

Куда девается снег

Выпавший снег и образовавшийся лед в современном мегаполисе проходят целый жизненный цикл и приносят пользу горожанам. У специалистов по зимнему содержанию есть несколько вариантов, как можно утилизировать снег. На примере Санкт-Петербурга заместитель директора Петербургского филиала водоотведения предприятия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Юлия Азовцева рассказала о работе снегоплавильных пунктов и точек приема снега.

ГУП «Водоканал» занимается поставкой воды и водоотведением, а также эксплуатирует стационарные снегоплавильные пункты. В Северной столице на данный момент работают 18 пунктов: 11 плавильных и 7 снегоприемных, которые круглосуточно принимают снег от коммерческих и коммунальных служб. Стационарный снегоплавильный пункт включает в себя дробилки, куда грузовики высыпают снег для измельчения, подземную снегоплавильную камеру, где снег растапливают, и устройства для сбора плавающего мусора. Кроме того, в снегоплавильных пунктах установлены песколовки, где оседает песок, пульт управления дробилками и автоматическая система управления технологическим процессом. Снег смешивается с водой и тает, а после – отправляется на очистные сооружения и там проходит полный цикл очистки.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГУП «Водоканал», для того, чтобы растопить 1 кубометра снега, необходимы 5 кубометров сточной воды. Снег из одного большегруза с высокими бортами, порядка 10 тонн, перерабатывают за 3 минуты.

Как отметила Юлия Азовцева в ходе выступления на ПМДЭФ, снегоприемные пункты накапливают снег и имеют определенную пропускную способность. Точки приема в Петербурге работают с октября по апрель, а на лето закрываются и готовятся к новому зимнему сезону. По состоянию на декабрь 2023 года снег принимают по тарифу 49 рублей 15 копеек, без учета НДС, за 1 кубометр. Прием производится так: в точках приема установлена система измерения объема снежным масс, автомобиль заезжает на пункт, проходит через систему, затем машину заносят в базу, которая автоматически считает, сколько снега отгрузило авто. В день в Санкт-Петербурге принимают порядка 60 тыс. кубов снега. Например, за первые снежные недели этой зимы в городе на Неве с дорог было собрано и вывезено более полумиллиона кубометров снежных масс.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789