Фоторепортаж «ДорИнфо» о строительстве первого этапа ШМСД в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге продолжается строительство Витебской развязки – первого этапа Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Проект состоит из трех участков: развязка с Западным скоростным диаметром (ЗСД) на пересечении Благодатной и Кубинской улиц, развязка с Витебским проспектом, а также трасса основного хода между ними. На объекте побывал корреспондент портала «ДорИнфо», о ходе и особенностях строительства рассказали представители генеральной подрядной организации ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север». Подробнее – в нашем фоторепортаже.
В целом строительство ШМСД поделено на шесть этапов в Петербурге и Ленинградской области. Первый, как было сказано ранее, это участок от ЗСД до Витебского проспекта (Витебская развязка), второй – от Витебского проспекта до Союзного проспекта, третий – от Союзного проспекта до улицы Коммуны, четвертый – от улицы Коммуны до КАД Санкт-Петербурга, пятый – от КАД до примыкания к федеральной трассе Р-21 «Кола», шестой – от улицы Коммуны до дороги «Санкт-Петербург – Колтуши».
Активные строительные работы сейчас ведутся на первом этапе. Проект реализуется в рамках Соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного между Санкт-Петербургом, ООО «Магистраль северной столицы» и АО «Западный скоростной диаметр». Генеральным подрядчиком строительства выступает ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север», созданное компаниями «ПУСК» (входит в ВТБ Инфраструктурный Холдинг) и «ЛИМАК КОНСТРАКШН».
Общая протяженность шестиполосной Витебской развязки составит 2,6 км. Расчетная скорость движения транспорта – 110 км/ч, пропускная способность – до 70 тыс. автомобилей ежедневно. На дороге будет действовать безбарьерная система оплаты проезда FreeFlow. К строительству развязки приступили в 2021 году. Завершение строительства запланировано на 2024 год. Всего на объекте установят 114 опор, уложат 218 тыс. кв. метров асфальта и установят более 4 км шумозащитных экранов.
Как сейчас идут работы
Строительство Витебской развязки поделено на три участка. Первый – съезды с ЗСД на пересечении Благодатной и Кубинской улиц, второй − основной ход между развязками с ЗСД и Витебским проспектом, а третий − соединение с Витебским проспектом, которое включает спрямление участка проспекта в районе Заставской улицы со строительством нового путепровода и реконструкцию Артиллерийского путепровода.
Всего в работах задействовано от 350 до 500 человек. На данный момент специалисты заканчивают монтаж металлоконструкций пролетного строения на участке, примыкающем к ЗСД: для этого на площадку завезли более 3,9 тыс. тонн металла. Кроме того, специалисты устроили 118 буронабивных свай, возвели 26 опор, еще одна опора – в работе.
Параллельно специалисты устраивают железобетонную плиту проезжей части – забетонировано более 10 тыс. кубометров, а также ведут земляные работы в рамках устройства подходов к съездам транспортной развязки.
На участке, который прилегает к Витебскому проспекту, завершено устройство 35 буронабивных свай, трех опор путепровода, смонтировано 24 железобетонные балки пролетных строений и устроена железобетонная плита проезжей части.
Также продолжается монтаж металлических пролетов на основном ходу, который полностью идет по эстакадам, часть – по двухъярусной эстакаде.
Строительство в стесненных условиях
Особенность реализации проекта заключается в том, что магистраль создается в стесненных условиях – в условиях существующей и функционирующей городской инфраструктуры. Основной ход трассы идет вдоль железной дороги, территория насыщена общественно-деловой застройкой и коммуникациями практически всех видов.
Длина дороги составляет 2,6 км, и на всем ее протяжении – более 100 различных земельных участков и объектов собственности. Это большая работа по освобождению территорий, достижению договоренностей с собственниками, арендаторами. Земли для работ предоставляются не все сразу, единым фронтом, поэтому строительство ведется там, где есть свободные пятна.
По словам главного специалиста службы охраны труда, техники безопасности и экологии генподрядной организации Вячеслава Воротникова, все мероприятия на объекте относятся к работам повышенной опасности. Это движущиеся механизмы, краны, работа на высоте, сварочные работы и работы с электричеством. Здесь проходят высоковольтные сети, городские дороги и сети ж/д.
Кроме того, на территории строительства находятся грунтовые воды – раньше здесь была река. Создает препятствия работам и множество сетей – газ, высоковольтные электросети, водопровод и канализация. Часть работ затрагивает ЗСД, и, например, для того, чтобы установить специальное бетонное ограждение и приступить к работам, необходимо разрешение на сужение проезжей части. Дополнительного разрешения требуют и работы рядом с железной дорогой – так, при монтаже металлоконструкций над путями нужно было добиться выделения специального окна с прекращением движения поездов.
То есть основная технологическая особенность строительства – невозможность выполнить работы последовательно, т.к. освобождение территорий, согласование между разными организациями, перенос коммуникаций, дополнительные работы и проектные решения осложняют строительный процесс.
Интересные технические решения
Чтобы уменьшить количество негативных последствий от стройки – перекрытие движения, снос зданий, сход грунта и так далее, – специалистам приходится проявлять техническую смекалку. Например, на участке работают с несъемной опалубкой для устройства бетонной плиты проезжей части, чтобы не перекрывать движение для демонтажа съемной конструкции. Также специалисты использую фибробетонные плиты, которые позволяют повысить эксплуатационные характеристики конструкции.
Специалист также отметил, что в работах задействуют материалы отечественного производства. Например, металлоконструкции, завезенные на участок, произвели на заводах в Курганской и Белгородской областях. Всего на объект поставлено порядка 13 тыс. тонн материала.«Несъемная опалубка – это, грубо говоря, опалубка для устройства плиты проезжей части, которая сокращает время работ по устройству монолитной плиты. Если была бы деревянная опалубка и вспомогательное устройство для ее монтажа и несущей способности, а потом ее демонтажа соответственно и перекладки в другое место, то приходилось бы дополнительно перекрывать движение. Вместо этого мы используем опалубку, которая просто укладывается на место, потом бетонируем монолитную плиту, что позволяет сократить время и издержки»
Во время проектирования стало понятно, что строительство двух параллельных направлений в районе Московского проспекта невозможно из-за ограничений участка по ширине. Поэтому было принято решение о строительстве двухъярусной эстакады по основному ходу Витебской развязки.
Двухуровневая дорога будет проходить над Московским проспектом и начинаться с седьмой опоры эстакады. На данный момент специалисты проводят сборку металлоконструкций пролетных строений и готовятся приступить к бетонированию плиты проезжей части. Позже на монолитную бетонную плиту уложат гидроизоляцию, литой асфальтобетон и щебеночно-мастичный асфальтобетон.
«Такое решение экономит место. С седьмой опоры дорога пойдет в два яруса. Сначала будет выполнена земляная вставка, на первой опоре она начинается раньше. Получается, ригель разгружает пролет, опоры расходятся и между ними будет организовано движение»
Для строительства сооружения сначала возводится тело основной железобетонной опоры, затем устанавливают временные опоры, которые нужны для монтажа пролетов. После опускания на основные опоры вспомогательные демонтируют. Эстакада проходит рядом с железной дорогой. Там, где конструкция приближается к существующей насыпи, сделана подпорная стенка, которая не позволяет грунту рядом с ж/д путями оседать. Участок откоса огораживается шпунтом, сооружаются подпорные стенки. С седьмой опоры начинаются верхний и нижний ярусы двухуровневой эстакады, до седьмой опоры, на развязке с ЗСД, дорога идет по земляной вставке. Эстакада протягивается до 32 опоры и потом снова разделяется на две одноуровневые проезжие части.
Отметим, что в первой половине октября в пресс-службе администрации Санкт-Петербурга порталу «ДорИнфо» сообщили, что в рамках реализации следующих этапов ШМСД сейчас силами АО «ЗСД» ведется подготовка территории. Так, специалисты выполнили мероприятия по освобождению территории в створе ул. Витебская-Сортировочная от ГК «Дружинник» и ГК «Железнодорожник». Объявлены два конкурса, по результатам которых выберут подрядчиков для подготовки участка от пересечения Витебского проспекта до Союзного проспекта.