Фоторепортаж «ДорИнфо» о строительстве первого этапа ШМСД в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге продолжается строительство Витебской развязки – первого этапа Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Проект состоит из трех участков: развязка с Западным скоростным диаметром (ЗСД) на пересечении Благодатной и Кубинской улиц, развязка с Витебским проспектом, а также трасса основного хода между ними. На объекте побывал корреспондент портала «ДорИнфо», о ходе и особенностях строительства рассказали представители генеральной подрядной организации ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север». Подробнее – в нашем фоторепортаже.

В целом строительство ШМСД поделено на шесть этапов в Петербурге и Ленинградской области. Первый, как было сказано ранее, это участок от ЗСД до Витебского проспекта (Витебская развязка), второй – от Витебского проспекта до Союзного проспекта, третий – от Союзного проспекта до улицы Коммуны, четвертый – от улицы Коммуны до КАД Санкт-Петербурга, пятый – от КАД до примыкания к федеральной трассе Р-21 «Кола», шестой – от улицы Коммуны до дороги «Санкт-Петербург – Колтуши».

Активные строительные работы сейчас ведутся на первом этапе. Проект реализуется в рамках Соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного между Санкт-Петербургом, ООО «Магистраль северной столицы» и АО «Западный скоростной диаметр». Генеральным подрядчиком строительства выступает ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север», созданное компаниями «ПУСК» (входит в ВТБ Инфраструктурный Холдинг) и «ЛИМАК КОНСТРАКШН».

Общая протяженность шестиполосной Витебской развязки составит 2,6 км. Расчетная скорость движения транспорта – 110 км/ч, пропускная способность – до 70 тыс. автомобилей ежедневно. На дороге будет действовать безбарьерная система оплаты проезда FreeFlow. К строительству развязки приступили в 2021 году. Завершение строительства запланировано на 2024 год. Всего на объекте установят 114 опор, уложат 218 тыс. кв. метров асфальта и установят более 4 км шумозащитных экранов.

Как сейчас идут работы

Строительство Витебской развязки поделено на три участка. Первый – съезды с ЗСД на пересечении Благодатной и Кубинской улиц, второй − основной ход между развязками с ЗСД и Витебским проспектом, а третий − соединение с Витебским проспектом, которое включает спрямление участка проспекта в районе Заставской улицы со строительством нового путепровода и реконструкцию Артиллерийского путепровода.

Всего в работах задействовано от 350 до 500 человек. На данный момент специалисты заканчивают монтаж металлоконструкций пролетного строения на участке, примыкающем к ЗСД: для этого на площадку завезли более 3,9 тыс. тонн металла. Кроме того, специалисты устроили 118 буронабивных свай, возвели 26 опор, еще одна опора – в работе.

Параллельно специалисты устраивают железобетонную плиту проезжей части – забетонировано более 10 тыс. кубометров, а также ведут земляные работы в рамках устройства подходов к съездам транспортной развязки.

На участке, который прилегает к Витебскому проспекту, завершено устройство 35 буронабивных свай, трех опор путепровода, смонтировано 24 железобетонные балки пролетных строений и устроена железобетонная плита проезжей части.

Также продолжается монтаж металлических пролетов на основном ходу, который полностью идет по эстакадам, часть – по двухъярусной эстакаде.

Строительство в стесненных условиях

Особенность реализации проекта заключается в том, что магистраль создается в стесненных условиях – в условиях существующей и функционирующей городской инфраструктуры. Основной ход трассы идет вдоль железной дороги, территория насыщена общественно-деловой застройкой и коммуникациями практически всех видов.

Длина дороги составляет 2,6 км, и на всем ее протяжении – более 100 различных земельных участков и объектов собственности. Это большая работа по освобождению территорий, достижению договоренностей с собственниками, арендаторами. Земли для работ предоставляются не все сразу, единым фронтом, поэтому строительство ведется там, где есть свободные пятна.

По словам главного специалиста службы охраны труда, техники безопасности и экологии генподрядной организации Вячеслава Воротникова, все мероприятия на объекте относятся к работам повышенной опасности. Это движущиеся механизмы, краны, работа на высоте, сварочные работы и работы с электричеством. Здесь проходят высоковольтные сети, городские дороги и сети ж/д.

Как строят Витебскую развязку в Петербурге
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: Вячеслав Воротников

Кроме того, на территории строительства находятся грунтовые воды – раньше здесь была река. Создает препятствия работам и множество сетей – газ, высоковольтные электросети, водопровод и канализация. Часть работ затрагивает ЗСД, и, например, для того, чтобы установить специальное бетонное ограждение и приступить к работам, необходимо разрешение на сужение проезжей части. Дополнительного разрешения требуют и работы рядом с железной дорогой – так, при монтаже металлоконструкций над путями нужно было добиться выделения специального окна с прекращением движения поездов.

То есть основная технологическая особенность строительства – невозможность выполнить работы последовательно, т.к. освобождение территорий, согласование между разными организациями, перенос коммуникаций, дополнительные работы и проектные решения осложняют строительный процесс.

Интересные технические решения

Чтобы уменьшить количество негативных последствий от стройки – перекрытие движения, снос зданий, сход грунта и так далее, – специалистам приходится проявлять техническую смекалку. Например, на участке работают с несъемной опалубкой для устройства бетонной плиты проезжей части, чтобы не перекрывать движение для демонтажа съемной конструкции. Также специалисты использую фибробетонные плиты, которые позволяют повысить эксплуатационные характеристики конструкции.

«Несъемная опалубка – это, грубо говоря, опалубка для устройства плиты проезжей части, которая сокращает время работ по устройству монолитной плиты. Если была бы деревянная опалубка и вспомогательное устройство для ее монтажа и несущей способности, а потом ее демонтажа соответственно и перекладки в другое место, то приходилось бы дополнительно перекрывать движение. Вместо этого мы используем опалубку, которая просто укладывается на место, потом бетонируем монолитную плиту, что позволяет сократить время и издержки»

рассказал начальник производственного отдела ООО «ПЛ-Север» Вячеслав Суханов.
Специалист также отметил, что в работах задействуют материалы отечественного производства. Например, металлоконструкции, завезенные на участок, произвели на заводах в Курганской и Белгородской областях. Всего на объект поставлено порядка 13 тыс. тонн материала.

Во время проектирования стало понятно, что строительство двух параллельных направлений в районе Московского проспекта невозможно из-за ограничений участка по ширине. Поэтому было принято решение о строительстве двухъярусной эстакады по основному ходу Витебской развязки.

Двухуровневая дорога будет проходить над Московским проспектом и начинаться с седьмой опоры эстакады. На данный момент специалисты проводят сборку металлоконструкций пролетных строений и готовятся приступить к бетонированию плиты проезжей части. Позже на монолитную бетонную плиту уложат гидроизоляцию, литой асфальтобетон и щебеночно-мастичный асфальтобетон.

«Такое решение экономит место. С седьмой опоры дорога пойдет в два яруса. Сначала будет выполнена земляная вставка, на первой опоре она начинается раньше. Получается, ригель разгружает пролет, опоры расходятся и между ними будет организовано движение»

пояснил заместитель директора по организации строительства и подготовки к производству ООО «ПЛ-Север» Андрей Красильников.

Как строят Витебскую развязку в Петербурге
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
на фото: Андрей Красильников

Для строительства сооружения сначала возводится тело основной железобетонной опоры, затем устанавливают временные опоры, которые нужны для монтажа пролетов. После опускания на основные опоры вспомогательные демонтируют. Эстакада проходит рядом с железной дорогой. Там, где конструкция приближается к существующей насыпи, сделана подпорная стенка, которая не позволяет грунту рядом с ж/д путями оседать. Участок откоса огораживается шпунтом, сооружаются подпорные стенки. С седьмой опоры начинаются верхний и нижний ярусы двухуровневой эстакады, до седьмой опоры, на развязке с ЗСД, дорога идет по земляной вставке. Эстакада протягивается до 32 опоры и потом снова разделяется на две одноуровневые проезжие части.

Отметим, что в первой половине октября в пресс-службе администрации Санкт-Петербурга порталу «ДорИнфо» сообщили, что в рамках реализации следующих этапов ШМСД сейчас силами АО «ЗСД» ведется подготовка территории. Так, специалисты выполнили мероприятия по освобождению территории в створе ул. Витебская-Сортировочная от ГК «Дружинник» и ГК «Железнодорожник». Объявлены два конкурса, по результатам которых выберут подрядчиков для подготовки участка от пересечения Витебского проспекта до Союзного проспекта.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789