Накануне Дня дорожника рассказываем о развитии дорожного образования в России, подготовке кадров и новых образовательных программах

В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Кроме того, в третье воскресенье октября в стране отмечается День работников дорожного хозяйства. Накануне праздника рассказываем о развитии дорожного образования в России и подготовке кадров.

Как сообщает пресс-служба Росавтодора, в Грозном в рамках Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» 12 октября подписали меморандум о сотрудничестве между Российским университетом транспорта (МИИТ) и Грозненским государственным нефтяным техническим университетом им. академика М.Д. Миллионщикова. Меморандум устанавливает сотрудничество сторон при подготовке кадров для дорожного хозяйства. Вузы будут совместно разрабатывать и внедрять инновационные и востребованные образовательные программы. Планируется обеспечить полную доступность научно-исследовательской инфраструктуры, включая высокотехнологичное лабораторное и испытательное оборудование.

Также на съезде подписали меморандум о сотрудничестве между РУТ (МИИТ) и «ЛЛК-Интернешнл». Договор устанавливает порядок взаимодействия в сфере профориентации молодежи, развития учебно-исследовательской и инновационной деятельности в дорожном хозяйстве. В центре внимания – разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс перспективных обучающих технологий, ресурсов, программ, учебных пособий, методов и методик подготовки, в том числе дистанционных и электронных, с использованием передовых достижений науки, образования и производства. Компания «ЛЛК-Интернешнл» предоставит производственные и научно-исследовательские площадки для прохождения летней учебной практики студентами университета.

Отметим, что это не единственное соглашение, подписанное в последнее время в целях улучшения кадрового потенциала дорожного хозяйства РФ. Подготовка новых сотрудников – одна из приоритетных задач дорожной отрасли страны. Так, за последние два года Росавтодор разработал несколько проектов в сфере развития дорожного образования. В частности, была разработана и одобрена Концепция развития дорожного образования до 2035 года, открыта Академия дорожного хозяйства в составе РУТ (МИИТ), подписаны соответствующие соглашения с ведущими вузами страны. В октябре этого года компания «Газпромнефть – Битумные материалы» и Российский университет транспорта (МИИТ) подписали соглашение об усилении научной деятельности в дорожной отрасли. Меморандум о сотрудничестве в сентябре 2023 года подписали проректор Российского университета транспорта Татьяна Марканич, и.о. директора Межрегионального центра профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров им. Героя Советского Союза В.К. Артюха Алексей Давыдкин и директор Сочинского центра профессиональной подготовки и повышения квалификации Анна Цветкова.

Усиленная работа в области сотрудничества образовательных организаций, федеральных ведомств и исследовательских центров свидетельствует о стремлении развития кадрового потенциала, внедрения новых образовательных программ и, как следствие, повышения качества дорожно-транспортной отрасли России. По сообщению пресс-службы ФДА, в рамках Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» ректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Артем Ажгиревич обратил внимание на проблему нехватки кадров.

«По данным ФАУ «РОСДОРНИИ», к 2029 году дефицит специалистов с высшим образованием составит порядка 29 тыс. человек по стране, Москва же заявляет о потребности около 3 тыс. специалистов дорожного хозяйства ежегодно»

отметил Артем Ажгиревич.

Новые программы

Свои предложения о способах улучшении кадрового потенциала представил ректор Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ), к.т.н., д.п.н, доцент Александр Жигадло на съезде «Дорога 2023». Специалист рассказал о методах создания условий для ликвидации нехватки кадров в транспортной отрасли, обеспечении прямого перехода специалиста из вуза на предприятие. По его словам, необходимо акцентировать внимание на более тесном взаимодействии профильных учебных заведений с работодателями, проводить конференции по итогам производственной практики, развивать научно-исследовательские проекты. Александр Жигадло подчеркнул, что процесс формирования востребованных специалистов для дорожного хозяйства должен начинаться уже в старших классах школы.

В регионах кадровый вопрос в дорожном хозяйстве также решают на уровне взаимодействия учебных заведений и предприятий, а также пересмотра учебных программ. Напомним, в августе 2023 года по итогам встречи руководителя Росавтодора Романа Новикова и главы Республики Калмыкия Бату Хасикова сообщалось, что для обеспечения дорожных предприятий кадрами правительство Калмыкии наладило взаимодействие с Элистинским автомобильно-дорожным колледжем, студенты которого являются непосредственными участниками производственных процессов на дорогах. Пройдя практику, они пополняют штат работников дорожных предприятий. А чтобы они еще во время учебного процесса адаптировались к современным требованиям дорожно-строительного производства, проводится работа по пересмотру учебных программ и методик колледжа.

Кроме подготовки новых кадров необходимо обеспечивать постоянное развитие и повышение квалификации опытных сотрудников с учетом цифровизации многих процессов и развития современных технологий. Так, Госкомпания «Автодор» создала собственный учебный центр на базе ООО «Автодор-Инжиниринг». Об этом рассказал генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Константин Могильный в рамках форума «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения» в Санкт-Петербурге в конце сентября 2023 года.

Поводом для создания учебного центра стала задача по цифровизации работы, связанной с осмотром мостовых сооружений. Раньше процесс был связан с большим количеством бумажной деятельности, информация от подрядчика передавалась сначала в филиал, а затем в центральный аппарат. Это проводило к «информационному коллапсу», который необходимо было решать вручную и быстро.

В связи с этим в 2020 году в компании разработали Web-модули и стандарты организации для цифровизации рабочего процесса. Для подготовки персонала к работе с программой организовали учебный центр. Специалисты создали курсы об определенных этапах и видах работ: содержание искусственных сооружений, содержание автомобильных дорог, строительный контроль, изыскания, ТИМ/BIM и другое. Учебная аудитория сегментируется по признаку принадлежности к организации – участнику производственной цепочки. Уровень программы определяется набором тем: от начального до экспертного уровня.

По состоянию на 2023 год ГК представила от 14 до 43 тем разным категориям слушателей: собственным сотрудникам, представителям заказчиков, специалистам подрядных организаций. В этом году платформой воспользовались более 300 человек.

Кроме того, программу освоили студенты-практиканты, которые ежегодно стажируются в компании, - это порядка 100 человек в год. В результате молодых специалистов удалось быстрее внедрить в рабочий процесс.

«Эффект получен. Результат следующий – при введении новых участков дорог и реализации в прошлом году осмотров, все вновь прибывшие сотрудники, пройдя такой курс обучения, сразу смогли, в шестинедельный срок, выполнить задачи, которые требовались по внесению информации по текущему осмотру»

отметил Константин Могильный.

Развитие кадрового потенциала: сотрудничество, образование и повышение квалификации дорожников
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: Константин Могильный

В 2024 году планируется запуск курсов повышения квалификации на основе платформы и контента ООО «Автодор-Инжиниринг» с выдачей удостоверений вузов. Также в марте 2024 года будет внедрен механизм допуска для производства отдельных видов работ только тех сотрудников, которые прошли обучение по разработанным программам и имеют удостоверения о повышении квалификации, полученные не более года назад. Кроме того, предусмотрена разработка более 50 постоянно актуализируемых учебных программ с доведением до уровня курсов повышения квалификации по наиболее перспективным и проблемным направлениям деятельности «Автодора».

Важность повышения квалификации как в дорожном строительстве, так и в мостостроении также отметил президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель технического комитета ТК-418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров.

«Сейчас Минтранс и Росавтодор проводят огромную работу, ну я бы так сказал, по возрождению мостового образования. К сожалению, была уничтожена специальность мосты и транспортные туннели. И сейчас Минтранс настойчиво добивается ее возрождения в чистом виде. Как специальности автомобильные дороги и мосты, потому что она сегодня существует внутри общего направления, строительство»

отметил Николай Быстров.

Развитие кадрового потенциала: сотрудничество, образование и повышение квалификации дорожников
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: Николай Быстров

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789