Материал «ДорИнфо» о выдаче регионам казначейских кредитов на развитие дорожной инфраструктуры
С этого года российские регионы могут получать специальные казначейские кредиты на развитие региональной или муниципальной инфраструктуры, в том числе транспортной. Кредит предоставляют на особых условиях - под 3 % годовых на срок до 15 лет, при этом основной долг субъекты начнут выплачивать только с третьего года пользования средствами. Зачем нужна такая программа, какие регионы могут претендовать на получение кредита, – в материале «ДорИнфо».
Кому и на что дают?
По итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент РФ Владимир Путин поручил в 2023 году обеспечить опережающее финансирование расходов на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе в рамках реализации национальных проектов (программ), в объеме межбюджетных трансфертов и иных расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на 2024 год, при условии подтверждения готовности к освоению таких средств до 1 апреля 2024 г. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе Правительства РФ. Речь идет не только про автомобильные дороги, но и про объекты общего пользования, первичного звена здравоохранения, а также целый ряд других объектов социальной, коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Для включения необходимого объекта в перечень субъект РФ должен направить предложение в Росавтодор (Министерство транспорта РФ) в части объектов транспортной инфраструктуры или в Министерство строительства страны, если речь идет об иных объектах. Указанные ведомства аккумулируют предложения и позиции главных распорядителей средств федерального бюджета. При этом перечень объектов утверждается президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ.
После того, как объект включили в перечень, регион-заемщик должен направить заявки в Казначейство страны непосредственно для перечисления кредита и ведения графика выборки. Правительство, в свою очередь, мониторит доведение средств, в том числе до конечных получателей - подрядных организаций.
Как уточнили в пресс-службе Правительства страны, каждый субъект РФ может подать заявку на получение казначейского кредита, но тут важен один момент - региону в федеральном бюджете должен быть предусмотрен межбюджетный трансферт на 2024 на реализацию объекта в объеме предоставляемого кредита. Кроме того, нельзя заявлять новые проекты.
«Основными условиями являются наличие средств на реализацию в 2024 году, нахождение объекта в утвержденном штабом перечне и срок возврата кредита - не позднее 30 апреля 2024 г. Ставка - 0,01%. В остальном - в порядке, предусмотренном Минфином России, с учетом особенностей, установленных соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации»
Предоставление кредитов направлено на опережающее финансирование региональной и муниципальной инфраструктуры, что позволяет субъектам РФ быстрее ввести объекты в эксплуатацию в 2023-2024 годах в целях обеспечения граждан необходимой инфраструктурой.
Стоит отметить, что казначейский кредит - несколько переформатированное продолжение инфраструктурного бюджетного кредита (этот финансовый инструмент запустили ранее - в 2021 году). Как уточнили в пресс-службе Правительства страны, казначейский кредит - «короткий» бюджетный кредит, который предоставляет Казначейство для пополнения остатка средств на счете бюджета.
«Федеральным законом предусмотрен лимит для предоставления казначейских кредитов - до 180 млрд рублей. На сегодняшний день распределено чуть больше 140 млрд рублей. На оставшуюся сумму - 40 млрд рублей - регионы могут подавать заявки в Минстрой России и Минтранс России по мере необходимости»
Кредиты на автодороги
На развитие дорожной инфраструктуры в 2023 году российским регионам по программе казначейских кредитов поступит 120,5 млрд рублей - об этом ранее сообщила пресс-служба Министерства транспорта страны. Средства будут направлены на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорожно-транспортных объектов.
«Благодаря программе казначейских кредитов регионы уже сейчас получают опережающее финансирование на реализацию масштабных проектов. В 2023 году в 70 субъектов РФ будут направлены средства в объеме 120,5 млрд рублей. Это позволит ускоренными темпами проводить работы на ключевых объектах дорожной инфраструктуры»
В пресс-службе Росавтодора порталу «ДорИнфо» уточнили, что в том случае, если мероприятия планируют завершить в 2023 году, то расходы бюджета субъекта РФ должны быть осуществлены в объеме, необходимом для реализации таких мероприятий и обеспечивающем достижение заявленных результатов. Это необходимое условие, поскольку направление регионом на реализацию мероприятий только средств бюджетного кредита не позволит достигнуть результаты предоставления межбюджетных трансферов в полном объеме.
«При этом в случае, если планируется завершить мероприятия в 2024 году, то в 2023 году опережающее финансовое обеспечение мероприятий может осуществляться за счет средств бюджетного кредита с последующим расходованием в 2024 году средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивающих уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации объектов»
Деньги, предоставленные по программе казначейских кредитов, позволяют ускоренными темпами выполнить запланированные работы. Так, в этом году за счет средств опережающего финансирования в стране планируют дополнительно ввести в эксплуатацию более 3 тыс. км региональных дорог - это объекты строительства, реконструкции, капремонта и ремонта.
На данный момент такие казначейские кредиты на общую сумму 34,94 млрд рублей на развитие дорожной инфраструктуры уже поступили в 40 регионов страны, при этом 14 из них получили полную сумму кредита.
Так, Ивановской области по этой программе выделили 1,1 млрд рублей. На эту сумму планируют привести в нормативное состояние почти 60 км автодорог. В первую очередь деньги направят на завершение строительства путепровода в местечке Горино на трассе «Иваново - Кинешма» и реконструкции второго этапа улицы Лежневской в Иванове.
Костромская область получила 500 млн рублей. Это позволит до конца года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» капитально отремонтировать объекты, которые ранее планировались на 2024 год: это 6 км трассы «Густомесово - Волгореченск», 12 км автодороги «Пыщуг - Павино - Вохма - Боговарово» в Павинском районе, а также два участка улично-дорожной сети Костромы.
Нижегородской области по программе казначейских кредитов выделили 305 млн рублей: благодаря чему появилась возможность раньше намеченного срока открыть движение по автомобильной дороге Сахарова - Ивлиева в Нижнем Новгороде, обеспечив надлежащее транспортное сообщение для жителей крупнейших жилах комплексов города.
Сумма казначейского кредита, предоставленного Омской области, составила 1,6 млрд рублей. На эти деньги в нормативное состояние приведут шесть региональных автодорог, которые стояли в списке ремонта на 2024 год. Работы пройдут на участках общей протяженностью 72,3 км: это трассы «Сыропятское - Кормиловка - Калачинск», «Называевск - Исилькуль», «Крутинка - Называевск», «Тобольск - Тара - Томск», «Омск - Муромцево - Седельниково» и «Омск - Одесское - граница Республики Казахстан».