Материал «ДорИнфо» о планируемом строительстве платной магистрали М-7 в Санкт-Петербурге

В июне этого года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и президент-председатель Правления Банка ВТБ Андрей Костин подписали Соглашение о намерениях по строительству платной автомобильной трассы М-7. Однако часть жителей Северной столицы не обрадовалась новости – уже несколько лет горожане выступают против дороги, поскольку считают, что новая магистраль навредит Удельному парку и тихим жилым кварталам. Подробнее – в материале «ДорИнфо».

Что известно о будущей дороге

Строительство трассы М-7 обсуждается не первый год. К вопросу вернулись в этом июне на ПМЭФ: власти Петербурга подписали оглашение с банком ВТБ о намерениях по реализации проекта. Планируется, что дорогу будут строить в рамках государственно-частного партнерства. Объем инвестиций ориентировочно составит порядка 300 млрд рублей.

По информации пресс-службы правительства Петербурга, в настоящий момент рассматривается несколько вариантов расположения трассы – из них будет выбран самый оптимальный, с учетом реальных потребностей города и мнения жителей. Ранее сообщалось, что магистраль непрерывного движения пройдет от Шпалерной улицы до Выборгского шоссе с мостом через реку Нева в створе Арсенальной улицы и станет дублером Большого Сампсониевского проспекта. Дорога позволит вывести значительный поток транспорта с перегруженных улиц.

«Она позволит доехать из центра города, от Шпалерной улицы до Выборгского шоссе за 10 минут, снизит нагрузку на набережные на правом берегу, на Сампсониевский и Лесной проспекты. А также отведет часть потока от «бутылочного горлышка» ЗСД - там, где он примыкает к трассе А-181 «Скандинавия»»

цитирует Александра Беглова пресс-служба правительства города.

В пресс-службе Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга порталу «ДорИнфо» сообщили, что строительство трассы М-7 предусмотрено Генеральным планом города, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99. Финансовые и технические подробности, а также сроки реализации проекта будут определены на следующих этапах проработки проекта.

«Для реализации такого крупного проекта потребуется тщательная оценка транспортного планирования, возможных неблагоприятных последствий, развития прилегающих территорий. Это предполагает минимум несколько лет подготовительной работы. При работе над проектом магистрали, в том числе определении способа прохождения дороги (тоннель, эстакада и т.п.), вариантов трассировки и корректировки красных линий, будут учтены все градостроительные ограничения и строгие экологические нормы»

рассказали в пресс-службе Комитета.

Также в Комитете добавили, что частично будущая автодорога пройдет в границах существующей железнодорожной линии Выборгского направления Октябрьской железной дороги, что минимизирует негативные последствия от строительства трассы. В ведомстве подчеркнули, что при возведении современных автодорог сегодня применяют новейшие технологические решения по шумозащите, сбору и очистке сточных вод. Помимо этого, в ходе подготовки проекта будут проходить общественные слушания.

«Необходимость развития в Санкт-Петербурге каркаса скоростных магистралей обусловлена рядом факторов. Магистраль перетягивает существенную часть трафика с загруженных городских дорог, сокращает время использования автомобиля в дороге, следовательно, уменьшается уровень вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, строительство инфраструктуры в целом позитивно влияет на экономику и благосостояние города: это создание рабочих мест для петербуржцев и заказов для отечественных предприятий, налоговые поступления в бюджет Санкт-Петербурга, стимул к развитию прилегающих территорий и многое другое»

добавили в пресс-службе Комитета.

Коллективное «нет» строительству трассы

Пока власти города прорабатывают вопросы строительства будущей автомобильной дороги, часть жителей Санкт-Петербурга высказывается против реализации данного проекта главным образом потому, что, по их данным, будущая трасса в виде эстакады пройдет через Удельный парк. Сразу же после подписания соглашения о намерениях по возведению трассы в парке появились листовки с призывом подписать петицию против строительства магистрали М-7, которую после планируют направить в Смольный.

«Много лет жители боролись против строительства трассы М-7 через Удельный парк. В итоге старые планы не были реализованы, однако теперь предлагается новый якобы «щадящий» вариант - возведение эстакады над парком. Эстакада заполнит рекреационную зону шумом, отравит выхлопными газами, разрушит сложившуюся жилую среду в исторических районах «Шувалово» и «Озерки», в Удельной и на Черной речке, ухудшит условия проживания для множества жителей Приморского и Выборгского районов, чьи дома окажутся рядом с автомагистралью или вовсе будут снесены»

говорится в одном из постов в группе «Друзья Удельного парка» в социальной сети ВКонтакте.

Строительство трассы М-7 в Петербурге: за и против
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: часть Удельного парка у ж/д
Строительство трассы М-7 в Петербурге: за и против
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: часть Удельного парка у ж/д
Строительство трассы М-7 в Петербурге: за и против
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: часть Удельного парка у ж/д

Горожане требуют отказаться от строительства трассы М-7 над Удельным парком, а также вблизи него. В тексте петиции отмечается, что будущая трасса пройдет возле крупных жилых кварталов Приморского района – «Невский стиль», «Шведская крона», «Приморский квартал», «Северная корона» и «Светлана». Это лишит жителей возможности гулять по парку, что было важнейшим критерием при выборе жилья для многих покупателей квартир.

«Зеленые легкие нужно сохранять, а не сокращать ради прокладки трасс. Поэтому мы выражаем свое категорическое несогласие с обсуждаемой на данный момент концепцией прокладки платной автомагистрали и выступаем за разработку альтернативных проектов развития транспортной сети города, с акцентом на развитие экологически безопасного общественного транспорта и прокладку новых трасс за пределами»

говорится в тексте петиции.

На момент публикации материала петицию в соцсети ВКонтакте поддержали больше 26 тыс. человек, на change.org – свыше 5,5 тыс. подписей. Кроме того, активисты периодически устраивают встречи для сбора физических подписей.

Так, 8 июля в Удельном парке состоялась встреча горожан с депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борисом Вишневским - видео мероприятия опубликовано в группе «Друзья Удельного парка» во ВКонтакте. По словам депутата, в августе прошлого года на слушаниях по Генплану был предоставлен проект, согласно которому трасса М-7 пройдет в виде тоннеля. Тогда были предложения – исключить прохождение магистрали через парк. Ближайшей осенью состоится очередное слушание по Генплану, где будет предоставлен окончательный текст законопроекта с учетом внесенных год назад предложений.

«Есть в принципе возможность это остановить, в том случае, если само Правительство учтет предложения по исключению этой трассы, или если депутаты поддержат такую поправку, которую можно будет внести. Последние несколько лет при каждом обсуждении Генерального плана вносили поправки, чтобы, исключить в Генплане эту трассу через Удельный парк и перевести территорию в зеленые насаждения общего пользования (ЗНОП), и ни разу эти поправки не принимались, один раз не хватило всего одного голоса для поддержания этой поправки - это было в 2014 году»

сказал Борис Вишневский.

Депутат подчеркнул, что на сегодняшний день нет расчетов транспортных потоков, нет расчетов, связанных с возможной загрузкой, нет экспертизы по влиянию трассы на окружающую среду. Он отметил, что даже если дорога пройдет в виде эстакады – в процессе строительства все равно уничтожат большое количество деревьев. Вишневский также подчеркнул, что, согласно Генплану, на котором уже сейчас изображена трасса М-7, большая часть магистрали проложена эстакадами – с нее нет съездов ни на Арсенальную, ни на Воскресенскую набережные.

«Первый этап борьбы – на моменте принятия Генерального плана этой осенью. Практика показывает, что администрация меняет свои планы только тогда, когда видит какое-то общественное мнение, которое против этих планов. Поэтому я знаю, что уже собирались подписи, сейчас еще постараемся собрать, важно, чтобы это мнение было услышано. Понятно, что городу нужны и новые трассы, и возможности для новых транспортных потоков. Но, во-первых, все должно быть просчитано, а во-вторых, спрошено у жителей. В данном случае я не вижу ни того, ни другого»

сказал Борис Вишневский.

Нужна ли Петербургу трасса М-7 - мнение эксперта в логистике

Автодорога М-7 была предусмотрена Генпланом развития Ленинграда еще в 1966 году, когда окружающие территории еще не были застроены, не существовало КАД и Западного скоростного диаметра (ЗСД). Сегодня транспортная ситуация изменилась, поэтому строительство магистрали повлечет за собой негативные последствия - так считает генеральный директор транспортной компании ГК «Маршал» Михаил Белоусов, сообщает пресс-служба компании.

Эксперт считает, что, во-первых, возведение трассы М-7 может привести к уменьшению зеленых насаждений и потере биоразнообразия в Удельном парке. Во-вторых, с появлением дороги увеличится количество автомобилей, что может привести к загрязнению воздуха. В-третьих, новая магистраль может уменьшить площадь парка и ухудшить условия для отдыха и рекреации петербуржцев. В-четвертых, неизбежно шумовое загрязнение. В-пятых, дорога может привести к увеличению скорости движения автомобилей и ухудшению безопасности для пешеходов и велосипедистов, которые используют парк для прогулок и спорта.

Как достоинство Михаил Белоусов выделяет возможность быстро, без пробок в час пик добраться из северных районов в центр города и обратно.

«Однако с точки зрения логистики трасса не так необходима. Исторически сложилось, что вся логистика сосредоточена на юго-западе города, а крупные предприятия обрабатывающей промышленности - на юге Санкт-Петербурга. На севере города очень мало действующих крупных предприятий»

отметил гендиректор транспортной компании ГК «Маршал».

Исключением является промышленная зона «Парнас», но здесь с доставкой и вывозом продукции справляется КАД. А проектируемая трасса М-7 не ведет напрямую к Морским портам, крупным железнодорожным терминалам или промышленно-складским комплексам в отличие от ЗСД.

Также Михаил Белоусов отметил, что грузооборот портов Приморск, Высоцк и Выборг ощутимо снизился с прошлого года – существующие автодороги не загружены настолько сильно, чтобы строить новую. Торговля с Финляндией «упала» почти до нуля – по этой причине нет необходимости строить дополнительные подходы к трассе А-181 «Скандинавия» в сторону государственной границы.

Эксперт отметил, что существующий Западный скоростной диаметр полностью дублирует транзитный грузопоток и уже является коридором, соединяющим север и юг Петербурга. Планируемая трасса М-7 не решит транспортные проблемы, а создаст новые, потому что не будет развиваться общественный транспорт, который бы быстро и комфортно доставлял людей из спальных районов в центр города, соответственно, люди будут покупать больше автомобилей, а это приведет к новым заторам.

«Проект устарел еще в Советское время. Во всем мире сейчас идет активный курс на деавтомобилизацию и развитие общественного транспорта. Проект дорогостоящий и отодвинет на второй план решение других насущный и острых транспортных проблем»

подчеркнул гендиректор ГК «Маршал».

Строительство трассы М-7 в Петербурге: за и против
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: машины перед закрытым ж/д переездом у станции метро «Удельная»

Что говорят в Комитете по природопользованию

В пресс-службе Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга порталу «ДорИнфо» сообщили, для реализации такого крупного проекта требуется тщательная оценка транспортного планирования, возможных неблагоприятных последствий и развития прилегающих территорий. На это потребуется несколько лет, поскольку все детали и технические решения новой трассы должны быть разработаны в строгом соответствии с действующим законодательством, включая экологические нормы.

«Для подготовки проектной документации должны быть выполнены необходимые инженерные изыскания. Далее проектная документация и результаты инженерных изысканий проходят государственную экспертизу, что включает в себя в том числе соответствие экологическим требованиям. В ходе подготовки проекта документация проходит общественные слушания»

уточнили в пресс-службе комитета.

Кроме того, федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) должна будет провести экологическую экспертизу федерального уровня – это обязательное условие.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789