Представитель Госавтоинспекции рассказал о состоянии безопасности дорожного движения и назвал факторы, влияющие на аварийность

Повышение уровня безопасности на автомобильных дорогах - одна из важнейших задач национального проекта «Безопасные качественные дороги». О том, как обстоят дела с безопасностью на трассах сегодня, какие факторы приводят к ДТП, какие мероприятия выполняются для повышения уровня безопасности, рассказал начальник отдела ГУОБДД МВД России Тимур Гайнетдинов в мае на очередном заседании Общественного совета при ФДА, Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, Общественной палаты Курганской области в рамках совещания с руководителями территориальных органов управления автодорогами Уральского федерального округа по вопросу развития сети дорог регионального значения и реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

В мае 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором отдельным пунктом №8 указано, что Правительству РФ при разработке нацпроекта по созданию безопасных качественных автодорог нужно исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение целевых показателей. Один из таких показателей - снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения.

«Изначально эта задача стояла к 2024 году, потом впоследствии при изменении планов, корректировке создания единого плана достижения национальных целей развития сдвинулась к 2030 году. <...> Соответственно, эта задача осталась одной из основных для нашей страны»

отметил Тимур Гайнетдинов.

На сегодняшний день многие страны уже достигли показателя «меньше 4 погибших на 100 тыс. человек», в России это число равно 13. Однако тут стоит отметить срок, за который странам удалось достичь таких результатов. Так, например, в Норвегии к этому показателю пришли за 33 года, в Швеции - за 32, в Швейцарии - за 22, в Великобритании - за 25, в Ирландии - за 15, в Израиле - за 33, в Японии - за 39, в Финляндии - за 27. Нашей же стране необходимо достичь показателя «меньше 4 погибших на 100 тыс. человек» за 13 лет - к 2030 году.

В связи с этим прогнозируемое количество погибших в ДТП во взаимосвязи с целевым уровнем социального риска на 2023 год составляет 13066 человек, на 2024 год - 12 331, на 2025 год - 10 938, на 2026 год - 9 916, на 2027 год - 8 902, на 2028 год - 7 894, на 2029 год - 6 877, на 2030 год - 5 866.

Начальник отдела ГУОБДД МВД России представил динамику основных показателей безопасности дорожного движения с 2017 по 2022 годы. За этот период число ДТП сократилось на 25,2 % (с 169 432 до 126 705), количество погибших уменьшилось на 25,7 % (с 19 088 до 14 172), число раненых стало меньше на 25,8 % (с 215 374 до 159 635).

«Мы видим, что темпы были заложены хорошие. Показатели, начиная с 2019 года, достигались, число погибающих ежегодно снижалось, если мы видим базовое число было на уровне 19 тыс. ежегодно погибающих, то по итогам 2022 года она стало на уровне 14 тыс.»

отметил Тимур Гайнетдинов.

Факторы, влияющие на аварийность

Проанализировав все случившиеся ДТП, специалисты пришли к выводу, что основной фактор, влияющий на смертность на дорогах, - выезд на полосу встречного движения. Это наиболее тяжкие аварии, в которых погибает треть всех жертв ДТП. Также существенную роль играет скорость автомобиля при совершении маневров. Так, на каждый 1 % увеличения средней скорости транспортного средства приходится увеличение риска ДТП со смертельным исходом на 4 % и увеличение риска ДТП с тяжкими последствиями на 3 %.

«Данные ДТП в основном фиксировались в местах, разрешенных для совершения маневра обгон, <…> не рассчитывают водители и возможности транспортных средств, и тот отрезок, который разрешен для обгона в том числе»

отметил Тимур Гайнетдинов.

Регулировать этот вопрос помогают комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Развитие системы автоматической фиксации административных правонарушений оказывает эффективное и положительное влияние на снижение общего уровня аварийности на автодорогах. За период с 2015 по 2021 год количество ДТП в зоне работы камер в расчете на 100 стационарных комплексов снизилось с 22,2 % до 15,8 %. Поэтому выступающий порекомендовал и дальше использовать такие средства. Он также добавил, что в регионах, где комплексы фиксации по объективным причинам переставали работать, сразу наблюдался всплеск аварийности, связанный с повышением скоростного режима.

Еще один фактор - нарушение режима труда и отдыха водителей. В среднем три из четырех смертельных случаев по причине усталости водителя фиксируются на трассах федерального значения. По мере увеличения времени, проведенного виновником ДТП за рулем, возрастает тяжесть последствий аварии.

«В том числе эта проблема становится очень серьезной, когда мы видим, что у нас вырастает объем перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов. 78 % пассажиров перевозят этим видом транспорта, по грузам - более 67 %. Видим большую нагрузку, поэтому этот вопрос связан с контролем режима отдыха как перевозчиков пассажиров и грузов, так и частных перевозок»

сказал начальник отдела ГУОБДД МВД России.

Следующий фактор, влияющий на аварийность, - не предоставление преимущества пешеходам, передвижение пешеходов вне «зебр». Несмотря на то, что с 2017 года отмечается положительная динамика по этому направлению, ДТП с участием пешеходов все же сохраняются в большом объеме. Так, за 2022 год на нерегулируемых пешеходных переходах произошло 2 925 ДТП, в которых 163 человека погибло, 2 935 пострадало. Одна из мер для профилактики наезда на пешеходов - оснастить нерегулируемый переход искусственными неровностями, обозначив их техническими средствами организации движения (знаками и разметкой) и физически снизив скорость транспортных средств. На многополосных дорогах следует разводить пешеходные и транспортные потоки в разные уровни, в частности, устраивать надземные и подземные переходы. Еще одна мера - обустройство «зебр» светофорами с кнопкой «вызова».

В ходе анализа аварийной обстановки в стране специалисты пришли к выводу, что на состояние аварийности влияет валовой региональный продукт, в том числе высокая покупательская способность. Так, регионы с высоким значением валового регионального продукта, как правило, характеризуются более низкими показателями социального риска.

«Субъекты с более большими доходами - у них социальный риск снижается, соответственно, есть определенный момент, связанный с возможностью покупки более безопасных автомобилей. Более того, отношение самих людей к правилам дорожного движения и участникам дорожного движения здесь более внимательно»

отметил Тимур Гайнетдинов.

Также специалисты пришли к выводу, что более чем в половине регионов России установлена высокая или очень высокая обратная корреляционная зависимость между ростом объемов региональных дорожных фондов и числом погибших в ДТП, иными словами, чем больше объем фондов, тем меньше аварий. В связи с этим начальник отдела ГУОБДД МВД страны порекомендовал регионам увеличивать дорфонды, в том числе и объемы на проведение инженерных мероприятий.

Еще один фактор - численность и состояние парка транспортных средств. Сегодня парк ТС в России составляет 60,5 млн единиц (без прицепов и полуприцепов), в том числе 87 % - легковые автомобили, 11 % - грузовики, 3,9 % - мототранспорт, 1,4 % - автобусы.

«При этом отмечаем, что по парку у нас идет старение. Более 15 лет - такой возраст почти половины среди всех зарегистрированных ТС. Какое тут влияние? Чем старше автомобиль, который в ДТП попадает, тем выше тяжесть последствий. Современные автомобили безопаснее с точки зрения активной/пассивной безопасности, старые автомобили такой безопасностью не обладают. Мы также смотрим на марки машин. Видим, что наибольшее число произведенных и проданных автомобилей - это отечественный автопром. Тем не менее при анализе ДТП тяжесть с отечественным автомобилем выше, чем с автомобилем, производимым иностранным государством»

отметил спикер.

Он добавил, что техническое состояние транспортных средств - немаловажный фактор. В прошлом году технические неисправности автомобилей установлены почти в каждом 20-м ДТП. На такие аварии пришелся каждый 12-й погибший.

Аварийность на федеральных трассах

Основное движение транспортных потоков по стране идет по трассам федерального значения. Для повышения уровня безопасности Госавтоинспекция постоянно взаимодействует с Федеральным дорожным агентством. В период с 2017 по 2022 годы число ДТП на федеральных дорогах снизилось на 20,2 % (с 22 601 до 18 025), количество погибших уменьшилось на 20,5 % (с 5 602 до 4 448), число раненых стало меньше на 21,4 % (с 32 944 до 25 886).

«Понятно, что тут основной вид ДТП - это столкновение. Несмотря на это, у нас смертность по федеральным дорогам снижается, при этом их протяженность ежегодно увеличивается. Это хороший результат, хорошие показатели, необходимо в дальнейшем развивать нашу деятельность по профилактике нарушений, влияющих на аварийность»

сообщил Тимур Гайнетдинов.

Для снижения столкновений эффективно работает разделение транспортных потоков. Сегодня разделительной полосой оборудовано только 12 % (6 598 км) дорог федерального значения и менее одной сотой (2 971,2 км) дорог регионального и межмуниципального значения.

Спикер добавил, что в 11 субъектах РФ удельный вес погибших в ДТП на федеральных трассах превысил половину всех погибших в ДТП на территории данных регионов. В их числе Еврейская автономная область (66,7 %), Республика Алтай (62,2 %), Мурманская область (61,4 %), Карачаево-Черкесская Республика (57,8 %), Кабардино-Балкарская Республика (54,2 %) , Рязанская область (53,8 %), Республика Карелия (53,2 %), Саратовская область (51,8 %), Ульяновская область (51,1 %), Республика Саха (Якутия) (50,6 %) и Магаданская область (50 %).

Аварийность на дорогах России за три месяца 2023 года

По словам Тимура Гайнетдинова, за три месяца текущего года отмечается рост аварийности на трассах. Так, в январе, феврале и марте на российских дорогах произошло 24 223 ДТП, в которых погибло 2 664 человека, травмировано 31 119 человек. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года случилось 23 620 аварий, в результате которых погибло 2 592 человека, пострадало 30 499 человек.

«Ситуация по итогам трех месяцев сложная. Показатель ежемесячно повышается, у нас 45 субъектов в настоящее время имеют риски не достижения соответствующих показателей по итогам текущего года. Соответствующая работа Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения проводится, в том числе проводится работа по выработке методических рекомендаций для регионов, анализируются региональные паспорта проектов, анализируется состояние аварийности в регионах, соответствующие рекомендации сводятся в справочные материалы с презентационными материалами и за подписью руководителя федерального проекта направляются на имя руководителя субъекта для использования в работе»

рассказал спикер.

Руководитель Росавтодора Роман Новиков добавил, что тенденция последнего времени такова, что вопросы аварийности и смертности на дорогах имеют «хаотичный и рваный характер». На сегодняшний день безопасность на автодорогах - болезненный момент, который также сильно влияет на общественно-значимый результат.

«Я хочу сказать, что именно рост смертности на дорогах в марте-апреле замедлился, сейчас роста нет, но тем не менее показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года неутешительные. <...> В целом по стране у нас рост на 12 %, поэтому есть где работать, надо отрабатывать оперативные мероприятия, надо давать и принимать предложения, в том числе и от общественности, каким образом возможно повлиять на дисциплинированность водителей - это серьезный фактор, который влияет на аварийность и смертность»

подчеркнул Роман Новиков.

Комплексный подход к повышению безопасности на дорогах

Повышение безопасности дорожного движения требует комплексной работы заинтересованных министерств, органов исполнительной власти, общественности и организаций. По словам Тимура Гайнетдинова, комплексный подход при обеспечении безопасности движения начал применяться с 2005-2006 годов, когда была разработана первая целевая программа по повышению безопасности на дорогах, которая реализуется на протяжении 15 лет.

В вопросе безопасности на дорогах важен системный подход, который состоит из четырех компонентов: безопасное ТС, безопасный участник дорожного движения, безопасная дорога и внешняя среда. Спикер отметил, что отдельно по каждому компоненту необходимо применять работу на законодательном, правоприменительном, образовательном и технологическом уровне. Данный подход предвидит и учитывает ошибки, характерные для человека, предусматривает проектирование дорог так, чтобы минимизировать тяжесть последствий ДТП, способствует разделению ответственности за аварии между теми, кто проектирует, обслуживает трассы и производит транспортные средства, и участниками движения, а также ориентирован на постоянное совершенствование улично-дорожной сети, а не только аварийно-опасных участков.

В рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта БКД выделяют основные направления, по которым идет работа, - это развитие нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в области безопасности дорожного движения, повышение качества профессиональной подготовки лиц, деятельность которых связана с безопасностью движения, обеспечение соблюдения норм и правил в области безопасности движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения и оказание помощи пострадавшим в ДТП, совершенствование обучения детей основам ПДД и привития им навыков безопасного поведения на дорогах, совершенствование организации движения, повышение безопасности ТС и повышение эффективности государственного управления в области безопасности дорожного движения.

По словам Тимура Гайнетдинова, в 2023 году в рамках проекта «Безопасность дорожного движения» на мероприятия по повышению уровня безопасности выделено более 7 млрд рублей, из них по линии МВД - свыше 6,5 млрд рублей. На эти средства планируют приобрести 1 367 патрульных автомобилей, 2 035 приборов контроля эксплуатационного состояния дороги, 1 253 прибора для проверки состояния транспортных средств и 3 183 медицинских укладок для оказания первой медпомощи пострадавшим в ДТП.

Кроме того, Госавтоинспекция проводит мероприятия по информационному сопровождению, организует кампании, направленные на профилактику основных факторов, влияющих на ДТП.

«По объемам - порядка 450 млн тратится на эти мероприятия. До органов внутренних дел в регионах доводятся средства также на разъяснения законодательства в СМИ: с этого года данное мероприятие было расширено. Также деньги доводятся на социальную рекламу: трансляция как на телевидении, так и в СМИ, в общественных местах, на автобусных остановках. На эти мероприятия выделяется ежегодно порядка 700 млн рублей. Кроме того, до территориальных подразделений МВД России доводятся средства на содержание и проверку технических средств»

сказал начальник отдела ГУОБДД МВД России.

Помимо этого, в рамках федерального проекта проводятся модернизация и усовершенствование информационных систем ГИБДД, позволяющих обеспечивать право применения, а также учет и анализ ДТП. Также в текущем году совместно с ФДА были проработаны новые мероприятия по проведению эффективных малозатратных отдельных мероприятий на локальных участках дорог по инженерным мероприятиям. На эти цели в 2023 году планируют направить почти 500 млн рублей, на три следующих года - 1,8 млрд рублей. Как отметил спикер, инициатива уже поддержана Министерством экономического развития и Министерством финансов РФ, ожидается положительный ответ со стороны Правительства РФ.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789