Дорожники рассказали о ходе работ на объекте и схеме движения транспорта на участке капремонта (фоторепортаж)
В Гатчинском и Лужском районах Ленинградской области приступили к реализации уникального проекта – расширению федеральной трассы Р-23 «Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Беларусь» вне реконструкции на участке от Рождествено до Мшинской. Добавить две полосы движения к двум уже существующим с 80-го по 111-й км дороги удастся в рамках капитального ремонта в пределах существующей полосы отвода. Сегодня подрядчик работает на втором этапе – с 96-го по 111-й км. Согласно контракту, эти работы должны быть завершены в октябре 2024 года. После этого аналогичные мероприятия начнутся на первом этапе с 80-го по 96-й км и завершатся в октябре 2025 года. Для автомобилистов на время капремонта организовано реверсивное движение. Подробнее о ходе работ и о том, как дорожники стараются свести к минимуму неудобства от реверса, – в материале «ДорИнфо».
Дорога на болоте и расширение в границах полосы отвода
В ходе капремонта подрядчику предстоит выполнить расчистку полосы отвода от леса и кустарников, переустройство электросетей, сетей связи и канализации. При устройстве временных дорог, тела насыпи земляного полотна и дорожной одежды будет использовано больше 1 млн кубометров песка и грунта. По основному ходу дороги, на пересечениях и примыканиях отремонтируют и уложат новые водопропускные трубы. Проект предусматривает строительство разворотных петель, подпорной стенки вблизи проезжей части на одном из участков, установку 14 автопавильонов на автобусных остановках, строительство пешеходных тротуаров, локального искусственного освещения, а также установку 70 транспортных и 20 пешеходных светофоров. Всего на участке будет уложено более 800 тыс. кв. метров асфальтобетона. Для фильтрации воды с проезжей части построят локальные очистные сооружения. На финальном этапе установят 536 новых дорожных знаков, нанесут более 20 тыс. кв. метров горизонтальной разметки из термопластика.
Капитальный ремонт трассы Р-23 на участке с 80-го по 111-й км пройдет близ населенных пунктов Покровка, Кузнецово, Беково, Большая Ящера и Сорочкино. Главный специалист проектного управления АО «ВАД» Денис Алферов отмечает, что приступить к реализации уникального проекта удалось благодаря тому, что современная тенденция направлена на достижение высокого уровня безопасности дорожного движения, а не просто замену покрытия. Специалист выразил надежду, что пилотный проект по увеличению количества полос в рамках капремонта, а не реконструкции станет стартовым, и в дальнейшем все загруженные двухполосные дороги удастся сделать более широкими. В мае 2022 года на участке сегодняшнего капремонта был зафиксирован трафик в 15 тыс. автомобилей в сутки, а пиковое число составляло 24,5 тыс. автомобилей в сутки.
«Это очень много, и двухполосная дорога просто с таким трафиком не справляется. Поэтому в идеале, конечно, чтобы в дальнейшем везде производили такие капитальные ремонты, именно с увеличением полос, а не просто заменой полотна. Основное отличие в том, что мы производим работы именно в существующей полосе отвода. Реконструкция же предусматривала бы задействование новых земель, а капремонт можно произвести только в рамках существующей полосы отвода»
В разделительной полосе будет установлено барьерное ограждение, что заметно увеличит безопасность, исключив самый опасный вид ДТП – лобовое столкновение. Добиться разделения потоков позволит устройство пяти разворотных петель близ каждого пересекаемого населенного пункта. При том каждая разворотная петля будет устроена с переходно-скоростной полосой не менее 100 метров. Также будет оптимизирован продольный профиль, что позволит увеличить расстояние видимости и обеспечить нормативную плавность дорог.
«Предусматриваем трехслойное асфальтобетонное покрытие с межремонтным сроком службы 24 года – до 2047 года. Водоотвод произведем путем устройства пропускных труб, установки железобетонных лотков у населенных пунктов и установки локальных очистных сооружений для очистки сточных вод для норм рыбохозяйственных водоемов. В населенных пунктах предусматриваются тротуары с барьерным ограждением, пешеходные переходы со светофорным регулированием, тактильные плиты, наружное освещение, автобусные остановки с заездными карманами и новыми автобусными павильонами, а также полосами разгона и торможения. Также там предусматривается установка шумозащитных экранов для защиты от шумового воздействия у автодороги»
Специалист отмечает, что на территории очень много болот, и для того, чтобы построить дорогу, нужно вынуть слабый грунт и заменить его песком. Глубина болот, в соответствии с проведенными изысканиями, доходит до 4,5 метра. На сегодняшний день выторфовка произведена на 70 %. Эти работы ведут с зимы. Слабый плохой грунт специалисты извлекают и меняют его на дренирующий и непучинистый.
Асфальт для участка капремонта подобран методом объемного функционального проектирования. Он будет учитывать климатические особенности региона. Специалисты заранее просчитали морозоустойчивость и сдвигоустойчивость материала. На объекте работает ежедневно до 15 экскаваторов, порядка 5-6 бульдозеров, катки, грейдеры, а также около 50-60 человек. Работы ведутся круглосуточно в связи сухой погодой и белыми ночами. Кроме основных строительно-дорожных работ здесь также предусмотрено устройство наружного освещения, переустройство метеостанций, камер.
Реверсивное движение в пиковые дни будет только на двух участках
Остановка движения транспорта на время капремонта проектом не предусмотрена, поэтому дорожникам приходится искать компромиссы. Для успешного соседства работы строительной техники и автомобильного движения вводят реверсы – одну из двух существующих полос закрывают для нужд рабочих, вторую оставляют водителям. Закрытие происходит участками, схема реверса согласована с ГИБДД и предусматривает закрытие сразу нескольких отрезков протяженностью до 1,5 км. Зимой и весной, когда движение было менее плотным, подрядчик придерживался этого плана. Большой участок специалистам брать удобнее, так как это позволяет вести одновременно несколько видов работ и сократить сроки производства. Однако с началом летнего сезона и увеличением трафика дорожники стараются облегчить жизнь автомобилистам – сократить количество закрытых участков с четырех возможных до двух. Длину этих реверсов также сокращают с 1500 метров до 500-1000 метров. Кроме того, введено регулирование этого реверса, увеличено время пропуска машин. Если в стандартном буднем режиме – это 20 минут в одну сторону, то в последний выходной день оно доходило до 70 минут в направлении наибольшего трафика: в пятницу из Санкт-Петербурга, а в воскресение – обратно из Пскова.
«Когда были майские праздники, мы сняли все ограничения, перестали временно работать. Машин было много, но люди ехали, не было больших пробок. После праздников в первые выходные, нам ведь нужно тоже работать, поставили реверс в обычном режиме. Вот из-за этого пошел большой поток жалоб от водителей. Там действительно были длинные пробки протяженностью до 12 км. Водители стояли несколько часов, и мы это учли. Сейчас оставляем минимальное количество светофоров – два перепуска минимум, иначе мы просто остановимся. Если мы работаем, нам нужно ограждать место проведения капремонта, это схема безопасности дорожного движения. Вы видели, что это большой перепад высоты, работа дорожной техники. Пока водителям придется потерпеть, мы стараемся улучшить ситуацию, минимизировать длину захваток, чтобы на выходные она была не более 1 км. Мы работаем над улучшением этой ситуации. Думаем о какой-то еще защите, но это пока только мысли. То есть чтобы открыть здесь движение, нужно защитить место перепада, например, барьерное ограждение поставить. Но это сложно и долго»
Несмотря на послабления дорожников, водители по-прежнему ищут подвох во временной схеме организации движения и интересуются, почему на перекрытом участке работает так мало техники. На это у специалиста также нашлись объяснения.
«Понимаете в чем дело, что значит мало техники? Вот сейчас весь наш участок реверса вскрыт. Конкретно там, где мы сейчас стоим, на 100-м км, техники нет, но открыть этот отрезок для движения мы не можем, пока здесь не будет засыпано. И насыпать сразу мы не может, это тоже время необходимо. Мы же не можем работать на участке 50 метров, нам нужно хотя бы 500-1000 метров. Чтобы сделать такой участок нужно 5-7 дней. На все это время ставится реверс. Визуально на объекте может быть виден один экскаватор, а через час там будет три экскаватора, все зависит от типа работ. Допустим, ведется замена слабого грунта: работают два экскаватора и бульдозер с катком для укладки основания. Потом мы переходим к следующему виду работ по данному покрытию – это устройство земполотна. Мы вынимаем слабый торф, а потом засыпаем участок песком. Этот песок нужно прикатать, он идет слоями по полметра, насыпать сразу гору песка мы не можем, необходимо добиться уплотнения для того, чтобы в дальнейшем дорога стояла. По правилам дорожного движения, перепад на дороге больше полуметра должен быть защищен. Мы не можем оставить его и уйти, открыв движение. Если работает тяжелая техника, работают люди, мы тоже не можем оставить их без защиты. Любая авария, и мы будем отвечать за это»
Не навредить природе – одно из правил дорожников
Как признается Денис Алферов, одна из основных сложностей в реализации данного проекта заключается в существующей полосе отвода. Условия у специалистов стесненные, потому что они стараются сохранить лесфонд. Масштабной вырубки деревьев не предусмотрено. Кроме того, в населенных пунктах находятся земли частного владения, которые также нельзя трогать. Это создает определенные трудности, но справиться с ними удается. Например, предусматривается установка подпорных стенок из габионов, что позволяет не делать откос, таким образом, дорога заметно сужается, но с сохранением мощностных характеристик.
Помимо деревьев дорожникам удалось спасти гнездо аиста. Эти птицы любят селиться вдоль трасс на старых деревьях и столбах – одно из гнезд оказалось на участке капремонта. На это первым обратил внимание местный житель. Он написал письмо в экологическую службу с просьбой спасти аиста, и уже оттуда подрядчику пришло поручение найти решение проблемы. Жилище птицы весом 3,5 кг может достигать массы в сотни раз больше нее самой – 200-250 кг. Пара птиц может прожить в ним всю свою жизнь, до 20 лет, а затем передать по наследству птенцам. Обустройством такого пристанища занимается исключительно самец. На строительство метрового дома у него есть неделя, после чего прилетает самка и откладывает в готовом гнезде яйца. В связи с этим дорожникам пришлось поторопиться.
«Мы успели. Буквально через два дня там уже пара сидела»
Сегодня капремонт с расширением с двух до четырех полос ведется на двух участках трассы Р-23 «Санкт-Петербург – граница с Республикой Беларусь» с 80-го по 111-й км и с 157-го по 178-й км. Работы на границе с Псковской областью завершатся уже в этом году, на всем участке с 80-го по 111-й км - в октябре 2025 года. В скором времени подрядчик приступит к реконструкции участка с 54-го по 59-й км – от Больших Колпанов до Никольского. Здесь предстоит построить обход деревни Лядино, а также расширить существующий участок до шести полос. В итоге дорогу планируют расширить до четырех полос от Рождествено в сторону Пскова в рамках капитального ремонта и до шести – от Больших Колпанов до 80-го км в рамках реконструкции.