«ДорИнфо» рассказывает, какие новые разработки были представлены на «Ярмарке технологий» в рамках форума «Дорога 2022»

Современные дорожные разработки представили на «Ярмарке технологий», которая прошла в рамках X Международной выставки-форума «Дорога 2022» в Казани в октябре. Мероприятие объединило авторов идей по разработке и внедрению новых решений в дорожном хозяйстве, ведущих экспертов отрасли и производителей дорожно-строительных материалов. Всего было представлено 15 современных разработок, которые в ближайшие годы могут быть применимы в России. Подробнее - в материале «ДорИнфо».

Проектирование и строительство облегченных насыпей с применением EPS-блоков

Первый заместитель генерального директора - главный инженер АО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС» Евгений Медрес представил технологию проектирования и строительства облегченных насыпей с применением EPS-блоков (блоков из экспандированного пенополистирола) как альтернативу традиционным методам строительства дорожных насыпей. По словам спикера, применение EPS-блоков позволяет избежать переустройства инженерных коммуникаций, расположенных под насыпью, уменьшить боковую нагрузку на мостовые устои и подпорные стенки, а также нагрузку на сооружения, расположенные под насыпью (водопропускные трубы, подземные переходы). Кроме того, благодаря возможности устройства более крутых или вертикальных откосов достигается снижение требуемой ширины полосы отвода.

Основная функция таких блоков - уменьшение нагрузки на слабое основание за счет уменьшения веса насыпи. Их применение является альтернативой другим существующим технологиям строительства насыпей, которые предполагают закрепление слабых грунтов до требуемой стабилизации. Эффективность EPS-блоков заключается в снижении затрат на строительство дорог, низких затратах на последующую эксплуатацию и увеличение срока службы дорожного полотна.

Укрепление грунтов комплексными минеральными вяжущими

Руководитель проекта по развитию бетонных дорог АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Олег Агарышев представил метод укрепления местных грунтов комплексными минеральными вяжущими. Цель работы - ускорение сроков устройство рабочего слоя земляного полотна за счет применения технологии в выемках в условиях дефицита качественных песков и сжатых сроков строительства.

Так, полутвердая песчанистая глина из выемки не вывозится, а используется на месте. Новизна такой технологии заключается в том, что вместо цемента или извести по отдельности применяется комплексное минеральное вяжущее. Преимущества метода - ускорение сроков строительства, так как не нужно ждать доставки песка, а также экономия на слое до 15 %.

Чтобы внедрить данную технологию, необходимо выполнить предполагаемый перечень работ. Во-первых, утвердить проект ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Комплексные минеральные вяжущие для стабилизации и укрепления грунтов. Технические условия», во-вторых, сделать сопоставительный анализ по результатам сравнительных испытаний двух типов конструкций дорожных одежд с использованием симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС», в-третьих, выделить группы материалов и разработать Федеральную единичную расценку на комплексные минеральные вяжущие.

Применение однолучевой схемы электросети с функцией автоматизированного детектирования

При строительстве объектов электроснабжения дорожной инфраструктуры могут начать применять однолучевую схему электрической сети с функцией автоматизированного детектирования и выделения аварийного участка - о технологии рассказал коммерческий директор ООО «Таврида Электрик» Юрий Смищенко-Миронов. Это позволит оптимизировать капитальные затраты при устройстве объектов электроснабжения автомагистралей до 30 %.

В чем заключается новизна? Сегодня типовые решения схемы электроснабжения опираются на ряд зарубежных технологий, при этом ликвидация аварии осуществляется на кабельной линии 10 кВ путем объезда персоналом трансформаторных подстанций (ТП) для детектирования места происшествия и его выделения для проведения ремонтных работ. В такой схеме используется двухлучевая схема, когда к каждой ТП прокладывается по два кабеля с целью обеспечения резерва питания на время ремонта поврежденной кабельной линии.

Применение в составе ТП малогабаритных устройств с развитой функциональностью измерения, коммутации и передачи данных позволяет организовать не двухлучевую тупиковую схему, а однолучевую кольцевую схему сети, при которой возможно организовать резервное питание не от той же распределительной подстанции двумя кабелями, а с двух сторон от соседних РП и обеспечить автоматическое детектирование и выделение поврежденного участка сети.

Гидроизоляционная добавка с самозалечиванием трещин

Технический директор ООО «Группа компаний «Пенетрон» Денис Балакин рассказал о гидроизоляционной добавке в бетон с эффектом самозалечивания трещин. По его словам, широко применяемые традиционные материалы для гидроизоляции мостовых сооружений не обеспечивают необходимой долговечности, равной сроку службы сооружения. Поэтому была разработана технология, которая позволит не только увеличить срок службы искусственных сооружений, но и снизит трудозатраты при устройстве гидроизоляции, а также уменьшит стоимость работ.

Так, добавка «Пенетрон Адмикс» обеспечит безремонтные сроки службы по результатам испытания НИИЖБ не менее 105 лет, увеличит морозостойкость и коррозийную стойкость бетона, придаст бетону эффект самозалечивания трещин раскрытием до 0,4 мм.

«Это универсальная долговечная защита. <…> По сравнению с традиционной технологией, преимущества - это всесезонность, всепогодность, это простота технологии - то есть введение добавки и ничего больше и, соответственно, низкая стоимость - 330 рублей стоит кг добавки и невысокая материалоемкость - 4 кг на куб бетонной смеси»,

рассказал Денис Балакин.

Производство аналога импортного автогудронатора с косвенным подогревом

В условиях пандемии и санкционного давления, из-за ухода с рынка западных производителей и поставщиков в связи с изменениями геополитической обстановки отечественные промышленные заводы вынуждены искать новые решения для замещения импортной техники и материалов. Так, ООО «Завод дорожной техники «Регион 45» представил на «Ярмарке» аналог импортного автогудронатора с косвенным подогревом.

По словам руководителя отдела продаж ООО «Завод дорожной техники «Регион 45» Сергея Меньшикова, автогудронатор «Гефест» производится полностью из отечественных комплектующих. В сравнении с итальянским аналогом он имеет ряд преимуществ: скорость разогрева битумной эмульсии выше, система автоматического управления более информативна, система дозирования эмульсии способна сама подстраиваться под скорость движения машины, а гидравлический тип распределения битума исключает ручной труд. Стоимость новой машины на 35-40 % выгоднее западного аналога.

Механизация работ по укладке бордюрного камня

В настоящее время при выполнении работ по укладке бордюрного камня используется в основном ручной труд, либо задействуют какую-то неспециализированную технику или применяют самодельные захваты. Учитывая, что в перспективе дорожное хозяйство страны будет активно развиваться и объемы работ вырастут, потребуются средства механизации для работ по укладке бордюрного камня. Для решения данного вопроса предлагается запустить в серийное производство малогабаритную бордюроукладочную машину МБМ-250 - о преимуществах техники рассказал коммерческий директор ООО «ГРИНКОМ» Дмитрий Чистотин.

Данная машина обеспечит перемещение и укладку бордюрного камня различных типов, в том числе изготовленных из природного камня (гранита), а также выполнит вспомогательные работы - перемещение и планировку грунта и песчаных материалов.

На данный момент специалисты уже провели анализ существующих иностранных моделей техники, разработали конструкторскую документацию на бордюроукладочную машину, изготовили опытный образец и испытали его на объектах благоустройства в Москве, а также выполнили доработку, исходя из результатов испытаний.

Освоение дорожных резцов в России

Исполняющий обязанности коммерческого директора ООО «КейЭйСи» Павел Шаповалов рассказал об освоении дорожных резцов в России - данная тема особенно актуальна при реализации , мероприятий по импортозамещению. Специалисты компании изготовили резец «К6», который, по словам спикера, позволит повысить износостойкость корпусов за счет термической и упрочняющей обработки поверхности.

Получение резцедержателя происходит методом холодной высадки, что является оптимальным способом получения заготовки. Из преимуществ: высокая производительность и высокий коэффициент использования металла, точность размеров, улучшенные механические свойства и более высокая удельная прочность (деформация волокон без разрушения зерна).

«Наш дорожный резец по своим геометрическим и эксплуатационным свойствам не отличается от зарубежных представителей, и в некоторых даже превосходит их»,

отметил спикер.

Укрепление местных грунтов неорганическим вяжущим на основе техногенных отходов

В настоящий момент на территории нашей страны насчитывается более 39 млрд тонн техногенных отходов, которые можно использовать для производства эффективных дорожно-строительных материалов. Применение таких отходов может покрыть до 40 % потребности в сырьевых ресурсах. О совершенствовании методов применения комплексных неорганических вяжущих на основе техногенных отходов при укреплении грунтов автодорог рассказала к.т.н., доцент кафедры автомобильных дорог ФГБОУ «Иркутский национальный исследовательский технический университет» Надежда Слободчикова.

В чем преимущества такой технологии? Первое - составы комплексных неорганических вяжущих материалов на основе техногенных отходов - золошлаковых смесей, зол уноса ТЭЦ и фторгипса - расширят существующую номенклатуру вяжущих материалов. Второе - это информационная модель на основе нейронных сетей, позволяющая спрогнозировать качественные характеристики укрепленного грунта на основе данных исходных материалов. Третье - область применения неорганических вяжущих материалов в зависимости от конструктивного слоя дорожной одежды повысит эффективность строительства.

Армирование асфальтобетонных слоев стальными сетками «ДОРКАРС» по технологии «САДЭМС»

Усталостные и отраженные трещины - один из наиболее распространенных дефектов дорожных асфальтобетонных покрытий. Мало того, что трещины ослабляют дорожную одежду, они также являются источником образованиям выбоин на асфальте, что нарушает ровность покрытия и сокращает срок его службы. Для повышения устойчивости асфальтобетона к образованию трещин инженер ООО «БитумРус» Павел Ефремов предложил выполнять армирование дорожных слоев стальными сетками «ДОРКАРС» по технологии «САДЭМС».

Данные сетки имеют шестиугольные ячейки и вплетенные поперечные стержни, что повышает радиальную жесткость и зацепление сетки в асфальтобетоне. По технологии «САДЭМС» сетка закрепляется на основании тонким слоем литой эмульсионно-минеральной смеси (ЛЭМС) - именно благодаря ей сетка прочно сцепляется с основанием и вышеуложенным слоем.

По словам спикера, такая технология была применена в 2012 году на экспериментальном участке строительства трассы А-114 «Вологда - Тихвин - а/д Р-21 «Кола» со 114-го по 224-й км в Вологодской области. После девяти лет эксплуатации на покрытии, армированном стальной сеткой, наблюдается в 5 раз меньше поперечных трещин, чем на смежном не армированном участке.

Таким образом, в результате применения данной технологии устойчивость асфальтобетонного покрытия к образованию трещин повышается в 5-10 раз, а срок службы дорожной одежды увеличивается в 2 и более раза.

Пластиковые телескопические лотки для сброса воды с проезжей части

Применение бетонных лотков для сброса воды с проезжей части по откосу насыпи сопровождается трудностями монтажа и логистики, а также высокой стоимостью ресурсов для их установки. Для решения этой проблемы директор дивизиона ООО «АКВАСТОК» Аркадий Бызов предложил использовать пластиковые телескопические лотки типа Б-6, которые идентичны бетонным по всем параметрам, но изготовлены из переработанного морозостойкого сырья (полипропилена) методом литья под давлением.

«Имеют необходимую разрешительную документацию, устойчивы к ультрафиолету, есть входная секция, которая примыкает к бетонному камню. Принцип монтажа данных лотков идентичен установке бетонных блоков: каждый верхний элемент крепится к предыдущему на специальный замок, который образует шарнирное соединение за счет чего линия лотков принимает форму откоса»,

отметил спикер.

Дорожный парфюм

Для устранения специфического запаха разогретого битума во время производства, транспортировки и укладки асфальтобетона была разработана инновационная асфальтобетонная смесь - о ней на «Ярмарке» рассказала заместитель директора по качеству, руководитель НИЦ ОАО «АБ3-1» Наталья Майданова. Технология полностью нейтрализует нефтяной запах разогретого битума. На данный момент разработано несколько вариантов добавок с ароматами клубники, абрикоса, малины, розы и ванили.

Отмечается, что произведенная асфальтобетонная смесь ароматизирована добавками, полученными полностью из натурального сырья, она показала ожидаемый эффект в лаборатории. Опробовать инновационную разработку было решено в районе садоводств, где традиционный запах асфальта может доставить дискомфорт жителям. Покрытие не уступает обычному по своим характеристикам, после охлаждения смеси аромат становится незаметным.

Ярмарка технологий: новые решения для качественных автодорог
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
Фото - с укладки «клубничного» асфальта в Ленобласти

«Какие эффекты от данной технологии мы ожидаем? В первую очередь для отрасли - это резонансная технология, которой еще нет в мире. Будет формироваться положительный облик дорожного рабочего в момент укладки. Мы укрепляем ментальную устойчивость людей, потому что спокойный человек - это более креативный, более положительно настроенный к жизни, к стране, к политике. И, в первую очередь, мы, конечно, избавимся от жалоб населения»,

сказала Наталья Майданова.

Защита системы освещения от грозовых и коммутационных перенапряжений

Светодиодные светильники приобрели большую популярность, но система электропитания для наружного освещения в России требует доработки в связи с низким уровнем стойкости блоков питания к импульсным перенапряжениям. В связи с этим специалисты АО «НПО «Стример» разработали решения по защите наружного освещения от грозовых и коммутационных перенапряжений. Подробнее об этом рассказал технико-коммерческий инженер компании Дмитрий Хохлов.

Специалисты уже провели необходимые исследования, произвели ТЭО и разработали решения по защите освещения при помощи устройств защиты от импульсных напряжений (УЗИП) серии «РИФ». Теперь предстоит выполнить подконтрольные испытания, согласовать технологию в Росавтодоре и подведомственных организациях, создать СТО и внести соответствующие требования по применению УЗИП в нормативную документацию.

В результате применения решений АО «НПО «Стример» при новом строительстве и дооборудовании существующей сети наружного освещения будет достигнута экономическая эффективность для организаций, эксплуатирующих светодиодное освещение на сети автодорог, а также безопасная бесперебойная работа освещения для пользователей.

Полимерно-дисперсное армирование асфальтобетонов

Один из способов повышения прочностных и эксплуатационных свойств асфальтобетона - его полимерно-дисперсное армирование с использование различных модификаторов. ООО «ВЕКТОРРУББЕР» разработало и внедрило комплексный модификатор асфальтобетона (КМА) «Руббермастик» ПГ (гранулированный) - о нем в своем докладе рассказал ведущий научный сотрудник компании Евгений Кошкаров.

КМА «Руббермастик» ПГ - это полимерная гранулированная смесь активных химических добавок, минеральных добавок, первичных и вторичных каучуков, оказывающая стабилизирующее и модифицирующее воздействие на асфальтобетонные смеси и обеспечивающая устойчивость смеси к расслаиванию, а также улучшающая основные физико-механические и технологические свойства асфальтобетонных смесей.

Преимущества данной технологии: оригинальный состав комплексного модификатора, использование отечественных компонентов, обеспечение полимерно-дисперсного армирования асфальтобетона, низкая глубина колеи, абразивный износ, малый исход и сухой способ ввода.

Устройство для распределения вяжущих при укладке тонкослойных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей

Генеральный директор ООО «НПФ Бастион» Дмитрий Челядинов рассказал об уникальном решении в области техники - устройстве «Бастион УРВ», которое может использоваться для укладки тонкослойных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей. Оно монтируется на любой асфальтоукладчик и позволяет распределить битумную эмульсию и уложить асфальтобетонную смесь за один проход укладчика.

«Данная технология подразумевает под собой нанесение эмульсии непосредственно перед нанесением асфальта, непосредственно на асфальтоукладчике, что позволяет произвести микровзрыв, микровспенивание и распределение эмульсии (которая в классической технологии - полимербитумная), заполнить все пустоты покрытия, подняться вверх на открытые смеси и тем самым создать покрытие, которое обеспечивает очень хорошие показатели при интенсивности движения не более 3 тыс. автомобилей и желательно без шипов»,

рассказал спикер

Битумное вяжущее, учитывающее особенности введения полимеров в битум и их жизненного цикла в слоях асфальтобетона

Ведущий инженер ООО «ЛЛК-Интернешнл» Владимир Васюков представил работу по разработке специализированного битумного вяжущего ЛУКОЙЛ Roadliner MBH-Р, которое учитывает особенности введения полимеров в битум и их жизненного цикла в слоях асфальтобетона. Также специалисты разработали комплексный модификатор ЛУКОЙЛ РКМ-2 для повышения межремонтных сроков трасс и снижения стоимости конструкций дорожных одежд.

По словам спикера, сегодня есть две основные проблемы: первая - это высокая стоимость логистики, высокая степень трудозатрат и низкое качество ПБВ в отдаленных регионах, вторая - отсутствие специализированного вяжущего для модифицирования его полимерными добавками. Для решения данных вопросов было разработано специальное битумное вяжущее и модификатор асфальтобетонов. Отмечается, что асфальтобетонные смеси с применением такого вяжущего и модификатора имеют ряд преимуществ: уменьшается колееобразование, повышается трещиностойкость, увеличиваются межремонтные сроки, снижается уровень шума от дороги, повышается коэффициент сцепления покрытия и адгезионные свойства.

Комплекс оптимизированного вяжущего и модификатора позволяет значительно улучшать показатели асфальтобетонных смесей и существенно увеличить межремонтные сроки. Технологичность применения технологии «сухой» модификации позволяет получать полимерасфальтобетоны в условиях технических и логистических ограничений в труднодоступных регионах.

После того, как все докладчики выступили, было проведено голосование: присутствующим предложили выбрать один проект, который им понравился больше всего. Победителем стал «дорожный парфюм» - технология, которая нейтрализует запах разогретого битума.


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789