О том, что происходило на трассе М-5 «Урал» в 2018 году, что запланировано на 2019 год, читайте в материале «ДорИнфо»
Федеральная трасса М-5 «Урал», проходя через 11 субъектов России, является одной из основных артерий между европейской и азиатской частями России. Магистраль протяженностью почти 1890 км по основному направлению соединяет Москву, Рязань, Пензу, Самару, Уфу и Челябинск, принимая на себя как большой пассажирский, так и грузовой потоки. Ни один дорожный сезон не обходится без масштабных работ на трассе, и завершающий материал серии «ДорИнфо», посвященной главным дорогам страны, рассказывает, что произошло на М-5 в 2018 году, какие работы запланированы на 2019 год.
От Москвы до Рязани
На подведомственном ФКУ «Центравтомагистраль» участке трассы М-5 «Урал» в минувшем 2018 году отремонтировали и привели в порядок 8 мостов и путепроводов. Самый крупный из них - через реку Велинка на 55-м км старого направления. Здесь проводили работы по реконструкции, которые, к слову, удалось завершить на 5 месяцев раньше запланированного срока.
«Мост через реку Велинка был построен еще в 1972 году. За время эксплуатации конструктивные элементы сооружения практически исчерпали свой ресурс. Для обеспечения безопасного проезда по этому участку трассы был разработан проект полной реконструкции моста», - рассказали «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ «Центравтомагистраль».
Работы стартовали в марте 2017 года. К лету 2018 году мостовики заменили конструктивные элементы сооружения, промежуточные и крайние опоры, смонтировали новое пролетное строение и построили локально-очистные сооружения. Русла и откосы земляного полотна укрепили матрасами «Рено». Верхний слой дорожного покрытия выполнили из ЩМА, устойчивого к высоким нагрузкам. В целях безопасности установили барьерное и перильное ограждение, обустроили электроосвещение, нанесли разметку термопластиком и заменили дорожные знаки.
Также в минувшем году отремонтировали мост через реку Велинка на 53-м км нового направления трассы и сооружения на 35-м, 38-м, 65-м, 71-м, 101-м, 118-м и 124-м километрах. На 30-м км в районе поселка Октябрьский под конец 2018 года ввели в эксплуатацию новый модульный надземный пешеходный переход, который обеспечил полную безопасность движения пешеходов на участке с высокой интенсивностью трафика - порядка 80 тыс. автомобилей в сутки.
Главными объектами на трассе М-5 в Подмосковье в 2019 году станут реконструкция головного участка трассы с 19-го км по 28-й км, контракт на реконструкцию которого был заключен в прошлом году, а также строительство обхода поселка Октябрьский, деревни Островцы с 28-го по 37-й км - в минувшем году здесь начались работы по переустройству инженерных сетей и подготовке территории под строительство нового направления.
Участок на границе Москвы и Подмосковья с 19-го по 28-й км предстоит расширить до 10 полос движения. В ходе реализации проекта дорожники построят переходно-скоростные полосы и дублеры для проезда общественного транспорта и машин экстренных служб. Вместо наземных переходов со светофорным регулированием будут построены надземные, что сделает проезд по участку беспрепятственным. Согласно условиям контракта, объект должен быть введен в эксплуатацию в ноябре 2021 года.
Протяженность обхода поселка Октябрьский и деревни Островцы составит 11 км 125 м. Старт непосредственно строительно-монтажных работ запланирован на 2019 год, открытый конкурс на определение генподрядчика намечен на 1-й квартал, отмечают в ФКУ. В ходе реализации здесь построят три транспортные развязки в районе деревни Чулково, шесть путепроводов и два моста через Москва-реку длиной 250 м. Объекты будут открываться поэтапно в течение всего периода строительства, полный ввод в эксплуатацию планируется в 2023 году.
В планах на 2019 год старт реализации еще одного крупного проекта - строительства участка от Ульянино до Непецино. Проектом предусматривается строительство 4-полосной дороги первой технической категории, а также сооружение мостов через реки Ольховка, Песоченка, Савиха и ручей Безымянный. В результате на этом участке трассы М-5 «Урал» появится альтернативная дорога, которая позволит автомобилистам проехать в обход многих населенных пунктов и сократить время в пути.
От Рязани до Самары
ФКУ «Поволжуправтодор», отвечающее за участок трассы М-5 «Урал» в Рязанской области, Республике Мордовия, в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях, привело в нормативное состояние в 2018 году более 280 км магистрали. В Рязанской области отремонтировали 52 км трассы, из них почти 36 км - капитально на трех участках в Рыбновском, Путятинском и Шацком районах. Также дорожное покрытие восстановлено на трех участках общей протяженностью 16 км вблизи Рязани, села Салтыково и границы с Мордовией. В Шиловском районе введены в эксплуатацию два моста: через реки Непложа и Пара на 266-м и 293-м км. На искусственных сооружениях общей протяженностью 250 п. м. отремонтировали мостовое полотно и деформационные швы, асфальтобетонное покрытие проезжей части и тротуаров. Обновлены барьерное и перильное ограждения, лестничные сходы и системы водоотвода.
Ключевым проектом прошлого года стало завершение строительства транспортной развязки на 189-м км трассы М-5 «Урал» в Рязани. Ввод объекта в эксплуатацию позволил развести на разные уровни транспортные потоки с федеральных дорог М-5 и Р-132 «Калуга - Тула - Рязань» на въезде в город. Вместо перекрестка со светофором для автомобилистов организовали беспрепятственный и безопасный проезд. Если до производства работ участок мог пропускать 20 тыс. автомобилей в сутки, то теперь этот показатель вырос почти вдвое - до 37 тыс. автомобилей.
В ходе реконструкции дорожное полотно на обеих трассах расширили до четырех полос. При этом 2-километровый участок довели до параметров I технической категории - с проезжей частью общей шириной 15 м, пятиметровой разделительной полосой и осевым барьерным ограждением. Также здесь возвели 258-метровоую эстакаду. На новый путепровод перенаправили поток транспорта на Москву и Самару. Под эстакадой в сторону трассы Р-132 со съездами на «Урал» транспортные средства двигаются по распределительному кольцу. Были разобраны старые мостовые переходы через реки Павловка и Плетенка. На их месте построили современные четырехполосные железобетонные мосты общей протяженностью 136 м. Благодаря установке 8 км барьерного ограждения, линий наружного электроосвещения и устройству тротуаров на объекте повысился уровень безопасности. Общая стоимость проекта составила более 2,5 млрд рублей. Строительно-монтажные работы начались в августе 2016 года и велись без закрытия движения транспорта круглогодично, включая зимний период.
В Пензенской области после капитального ремонта и ремонта на трассе М-5 «Урал» в 2018 году ввели в эксплуатацию более 50 км в Мокшанском, Спасском, Бессоновском и Кузнецком районах. В 2019 году на пересечении трассы (633-й км) с улицей Островной в областном центре появится двухуровневая транспортная развязка. В настоящее время ведутся подготовительные мероприятия, включающие в себя оформление и выкуп земельных участков, демонтажные работы, строительство объездной дороги, а также работы по переустройству инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства. После реконструкции четырехполосный участок автодороги М-5 «Урал» будет доведен до параметров 1B технической категории. На Островной улице каждую из существующих четырех полос расширят до 3,75 м. Водители, следующие по Островной, смогут беспрепятственно выезжать на М-5 в обоих направлениях без пересечений с транспортными средствами, двигающимися по федеральной трассе.
В Ульяновской области изношенное покрытие заменили на 11-километровом участке дороги М-5 «Урал» с 835-го по 846-й км вблизи районного центра Новоспасское. Продолжаются работы на участке реконструкции М-5 в границах Николаевского и Новоспасского районов протяженностью 21 км (с 814-го по 835-й км). Участок автомобильной дороги со строительством трех дорожных сооружений будет доведен до параметров I категории. Новые линии электроосвещения общей протяженностью более 4 км установят на новых мостовых объектах, а также в районе с. Свирино.
В Самарской области в 2018 году особое внимание уделили приведению в нормативное состояние трассы М-5 не только по основному направлению в Сызранском, Красноярском, Сергиевском и Исаклинском районах. Капитальный ремонт и устройство защитных слоев произведены также на подъездах к Самаре, Ульяновску и Оренбургу.
Самым грандиозным в развитии трассы М-5 «Урал» в Поволжье на сегодня по-прежнему остается возведение трехуровневой развязки в г. Тольятти Самарской области общей стоимостью более 7 млрд рублей. Новая трасса пройдет над существующим участком федеральной дороги и железнодорожным путепроводом. Максимальная высота эстакадной части составит 18 м, а ее протяженность - 1 км 117 м. После сдачи объекта в эксплуатацию в 2019 году пропускная способность данного участка трассы М-5 «Урал» увеличится вдвое. Для обеспечения связи с местной сетью дорог предусмотрены съезды на улицы Громовой, Куйбышева и Железнодорожную. В настоящее время на объекте ведется переустройство железнодорожных коммуникаций. Дорожники продолжают работы по устройству буронабивных свай на путепроводе и подпорных стенках. Выполняется устройство ростверков, опор, ригелей, подферменников и монтаж балок на путепроводе.
В 2019 году начнется строительство путепровода через железную дорогу на 960-м км автодороги М-5 «Урал» в районе Жигулевска. Общая длина проектируемого участка автодороги I категории составляет 2,56 км. На участке местных проездов в городе предусмотрено устройство шумозащитных экранов высотой 2,5 м общей длиной 93 м. Основной причиной реализации проекта является необходимость ликвидации пересечения в одном уровне федеральной автомобильной дороги с железнодорожным переездом и снижения социальной напряженности среди граждан Тольятти и Жигулевска, недовольных транспортными заторами на железнодорожном переезде, особенно в дачный сезон.
Стоит упомянуть и участок трассы М-5 «Урал» на подъезде к Саранску, за который отвечает другое управление - ФКУ Упрдор «Москва - Нижний Новгород». В минувшем году здесь привели в нормативное состояние три участка общей протяженностью 18 км. В 2019 году планируется отремонтировать участок с 56-го км по 62-й км.
Приуралье
Один из ключевых проектов, завершенных на трассе М-5 «Урал» в 2018 году в Республике Башкортостан, - запуск рабочего движения на мосту через р. Белая в Уфимском районе на 1470-м км. Мостовой переход - заметная часть масштабной реконструкции участка трассы с 1466-го по 1480-й км трассы. Работы активно велись несколько лет.
«До реконструкции здесь была дорога второй категории с двумя полосами движения. В 2013 году дорожниками был запущен первый мост. Второй – его строительство завершилось к 2018 году – возводился на месте старого, связав два берега реки многотонной стальной конструкцией. По завершении реконструкции дорога получила статус 1Б категории и расширилась до трех полос движения в каждом направлении», - сообщили в ФКУ Упрдор «Приуралье».
В 2019 году сразу на нескольких участках трассы на территории Башкирии запланировано начало работ по реконструкции проезжей части. Например, участки с 1300-го км по 1312-й км и с 1336-го по 1344-й км, где пропускная способность уже не соответствуют возросшей и перспективной интенсивностям автомобильного движения. Высокая нагрузка трассы ведет к росту числа ДТП и затруднению проезда. Завершить реконструкцию этих участков планируется к 2022 и 2023 годам.
Еще один участок - с 1480-го по 1494-й км на обходе Уфы с выходом на мкр. Шакша. Работы здесь проведут в рамках федерального плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Сегодня эта автодорога второй технической категории, а сужение трассы с шести до двух полос приводит к появлению эффекта «бутылочного горлышка». Решение проблемы Упрдор видит в расширении участка дороги и доведении ее до параметров первой технической категории. Реализация проекта рассчитана на шесть лет - до 2024 года.
В планах также установка здесь автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Такая необходимость обоснована сложными погодными условиями на маршруте - в направлении Челябинска нередко затруднено движение автомобилей и фур. С помощью АСУДД при гололеде и возникновении заносов на дороге удастся регулировать поток транспорта, направляя его на предусмотренные проектом площадки отдыха.
Урал
В Челябинской области летом прошлого года на трассе М-5 отремонтировали путепровод на 1859-м км в районе поселка Саргазы. Работы начались в марте 2018 года и завершились в июле, что на 1,5 месяца раньше запланированного срока.
Также в минувшем году возобновились работы по реконструкции двух участков трассы М-5 «Урал»: с 1790-го по 1799-й км и с 1809-го по 1820-й км. Напомним, в общей сложности эти работы обойдутся примерно в 3,7 млрд рублей. Подготовительные работы уже выполнены, как и устройство защитных слоев, мобилизована необходимая дорожная техника. По итогу реконструкции данные участки М-5 будут соответствовать современным стандартам качества и перейдут из третей в первую техническую категорию с 4 полосами движения и разделительной полосой. Работы на первом участке должны завершиться в 2020 году, на втором - на год раньше.
Напомним, ранее сообщалось, что в 2019 году могут быть готовы проекты реконструкции двух участков трассы М-5 в Челябинской области: от границы с Республикой Башкортостан до города Аша и в районе Сатки. Их планируют расширить до 4-х полос, также могут возвести путепроводы, мосты, эстакады и развязки.
На участке М-5 при подъезде к Екатеринбургу в 2018 году капитально отремонтировали участок со 130-го по 138-й км, рядом с границей Челябинской области. «Рабочие в кратчайшие сроки устроили основание из органоминеральной смеси, уложили нижний слой покрытия и верхний из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, укрепили обочины. Были проведены работы по устройству водопропускных труб, установлены новые дорожные знаки, металлическое барьерное ограждение, сигнальные столбики и нанесена термопластиковая дорожная разметка», - рассказали в ФКУ «Уралуправтодор».
Кроме того, на магистрали в рамках ремонта обновили дорожное полотно на участке со 153-го по 169-й км возле города Сысерть. Проведенные ремонты повысили уровень безопасности дорожного движения и обеспечили комфортный проезд автомобилистов по трассе. В планах ФКУ «Уралуправтодор» на 2019-2020 годы капитально отремонтировать участок трассы со 143-го по 183-й км. Также в 2019 году отремонтируют участок со 183-го по 191-й км.
Читайте также:
Трасса М-1 Беларусь в 2018 году: 80-летний юбилей и новые объекты
Трасса М-4 Дон в 2018 году: новая развязка на Кубани и работа по двум обходам
Трасса М-7 Волга в 2018 году: капремонты мостов и окончание реконструкции в Татарстане
Трасса М-8 Холмогоры: итоги 2018 года и планы на 2019 год
Трасса Р-258 Байкал в 2018 году: строительство, реконструкция, ремонт
Трасса Р-255 Сибирь: строительство обходов и ремонты
Дарья Кильцова