Строительство Восточного скоростного радиуса, новой крупной магистрали в Петербурге, может начаться уже в 2019 году. Портал «ДорИнфо» собрал информацию по проекту, известную на данный момент

Не успели жители Санкт-Петербурга привыкнуть к одному мега дорожному проекту – Западному скоростному диаметру, как власти города стали всерьез анонсировать еще один – Восточный скоростной радиус (ВСР), который соединит ЗСД в районе Благодатной улицы с КАД в юго-восточной части Санкт-Петербурга. Целей у проекта много: дублирование наиболее загруженного южного участка КАД, дублирование участка трассы Р-21, связь Санкт-Петербурга и Ленобласти, формирование новой круглосуточной переправы через Неву и так далее. С одной стороны, магистраль нужна, но нужна ли ценой в 165 млрд рублей и с платным проездом? Тем временем Смольный уже постепенно готовит документацию, ищет инвесторов и подрядчиков.

Предыстория

Проект ВСР больше известен как вылетная магистраль в створе улиц Фаянсовая – Зольная с мостом через Неву. О перспективах строительства магистрали впервые было официально упомянуто в мае 2012 года, тогда о необходимости проекта в своем послании ЗакСу заявил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Уже к концу года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на подготовку полного пакета проектной документации по 1-й очереди объекта: от пересечения с Витебским проспектом до перекрестка Зольной улицы с Дальневосточным проспектом. Одним из главных вопросов тогда было, как именно магистраль преодолеет Неву. Забегая вперед, отметим, что этот вопрос остается нерешенным до сих пор. В 2012 году рассматривалось 2 варианта: мост, который пойдет параллельно железнодорожному Финляндскому, либо второй ярус над этим мостом.

В последующие годы Смольный возил проект Фаянсовая - Зольная на крупнейшие международные инвестиционные выставки, такие как Expo Real в Мюнхене и MIPIM в Каннах. Сразу было понятно, что одними бюджетными средствами с новой магистралью не справиться, нужен частный инвестор. В 2015 году фигурировала сумма в 150 млрд рублей, необходимая на строительство ВСР. В том же году компания АО «Западный скоростной диаметр», которая принадлежит Смольному, разместила заказ на написание градостроительного обоснования для строительства.

В октябре 2016 года власти утвердили предварительную схему Фаянсово-Зольной. Было решено, что трасса начнется от ЗСД в районе Благодатной улицы, пройдет в полосе отвода северного железнодорожного полукольца и дойдет до КАД возле Кудрово. Через месяц проект одобрил Президент РФ Владимир Путин, тогда же министр транспорта РФ Максим Соколов озвучил, что проект будут реализовывать по ГЧП, бюджетных средств в нем будет чуть больше 40%.

В 2016 году появилась информация, что власти Ленинградской области предложили Смольному продлить магистраль до трассы Р-21 «Кола», поскольку это позволит разгрузить трассу на въезде в Санкт-Петербург и обеспечить транспортную доступность Кудрово. Позже появились и новые предложения по изменению трассировки: с вариантом Смольного не согласились жители Невского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга. Изначально участок ВСР от Ладожского вокзала до примыкания к КАД рассматривался в двух вариантах трассировки: вдоль улицы Кржижановского с непосредственным примыканием к КАД или вдоль Бокситогорской улицы с подключением к транспортной развязке Шафировского и Индустриального проспектов. Однако по новой концепции в Невском районе трасса изменила маршрут, сместившись в районе Ладожского вокзала к улицам Ванеева и Ворошилова - к жилой застройке. Не согласны были местные жители и с развязкой на Индустриальном проспекте, поскольку она бы только усугубила транспортную ситуацию. После масштабных выступлений на публичных слушаниях и митингах в Генплан Санкт-Петербурга были внесены изменения. Трасса очень близко подойдет к путям железной дороги и протянется вдоль них до улицы Коммуны. Также из нового варианта трассировки исключили развязку магистрали на Российском проспекте, ее перенесли на выезд из города.

Весной 2017 года КРТИ начал поиск подрядчика на разработку проекта планировки территории (ППТ) для двух этапов ВСР, а позже и для третьего этапа, поскольку всю магистраль разделили на 3 этапа на территории Санкт-Петербурга, еще два относятся к Ленобласти. Первый - участок от примыкания к ЗСД до пересечения с Витебским проспектом, включая транспортный узел на самом проспекте. Второй этап начинается от развязки на Витебском проспекте и закачивается на пересечении с Союзным проспектом, третий - от Союзного проспекта до границы Санкт-Петербурга. Работой по ППТ занялся петербургский «Институт «Стройпроект».

22-километровая магистраль

ВСР будет иметь статус магистральной дороги с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Общая протяженность магистрали составит 22,4 км, из которых 15 пройдут по искусственным сооружениям, а 7,4 км - по земле. На участке от ЗСД до КАД предусмотрено 6 полос движения, по три в каждую сторону, а от КАД до Мурманского шоссе - 4 полосы.

В состав магистрали войдет 10 транспортных развязок: на примыкании к ЗСД, на пересечениях с Новоизмайловским проспектом, с Витебским проспектом, на примыкании к Софийской улице, на пересечении с Глухоозерским шоссе, с Союзным проспектом, с продолжением улицы Коммуны, на пересечении с КАД, в поселке Новосергиевка и на пересечении с Мурманским шоссе.

Трасса левобережной и частично правобережной части магистрали совпадает с трассой южного грузового железнодорожного полукольца. Поэтому большая часть ВСР пройдет по эстакаде в едином коридоре с железной дорогой. Это наиболее оптимальный вариант в условиях плотной городской и промышленной застройки с точки зрения стоимости, сроков подготовки территории и предоставления земельных участков.

Что касается участка магистрали на территории Ленинградской области, то от улицы Коммуны до КАД будет построен участок длиной 2,5 км с развязкой, от КАД до трассы Р-21 «Кола» - длиной 5,7 км с двумя развязками, а также участок примыкания основного хода к Колтушскому шоссе протяженностью 5 км. За участок от Коммуны до КАД будет отвечать Смольный.

Нерешенные вопросы

Если трассировка Восточного скоростного радиуса уже утверждена, то, каким образом трасса пройдет в двух наиболее сложных участка, еще обсуждается. Речь идет о пересечении Невы в створе улиц Фаянсовая и Зольная, а также об участке над Исправительной колонией №7 недалеко от Ладожского вокзала. Касательно пересечения Невы власти сперва рассматривали только вариант моста, однако осенью 2017 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин озвучил идею о строительстве тоннеля взамен моста. По словам чиновника, с тоннелем проект станет дороже на 3-4 млрд рублей, однако тоннель не испортит вид на окружающие объекты, некоторые из которых являются памятниками архитектуры, например, северная часть Финляндского ж/д моста. Если же останавливаться на варианте с мостом, то по требованию администрации Волго-Вятского бассейна переправа через Неву должна быть неразводной, а высота подмостового габарита - не менее 30-ти метров.

Если будет выбран мостовой переход, то, возможно, это будет переправа экстрадозной системы (вантовый мост с низкими пилонами) с центральным пролетом протяженностью 260 метров и сопрягающими до 95-ти метров, отмечала в ноябре 2017 года в ходе конференции «Проектирование транспортной инфраструктуры» заместитель технического директора АО «Институт Стройпроект» Татьяна Кузнецова. Центральный пролет предлагается сделать по ширине трех пролетов существующего здесь Финляндского моста. Возможен и тоннельный переход под Невой. Сооружение подрусловой части тоннеля рассматривается способом опускных секций. Такой вариант более преимущественен, нежели щитовая проходка. Общая длина тоннельного сооружения составит 1,2 км.

Татьяна Кузнецова отмечала, что строительство тоннеля осложнят подземные коммуникации: канализационные коллекторы и метро на левом берегу. В случае с мостовым переходом возникают трудности с охранными зонами и объектами культурного наследия, расположенными рядом, поскольку высота подмостового габарита составит 30 метров. Определиться власти планировали к концу 2017 года, однако до сих пор окончательного решения не принято. «В настоящий момент ведутся более детальные проработки, окончательное решение пока не принято», - прокомментировали порталу «ДорИнфо» в «Стройпроекте» в феврале 2018 года.

Ещё одну сложность на пути магистрали создает ИК №7 у Ладожского вокзала. Колонию давно планировалось переселить с этого участка, однако никто никуда не переехал, поэтому трассировку ВСР пришлось менять - именно тогда магистраль приблизилась к жилым домам. «Неужели заключенные городу дороже, чем 15 тысяч жителей?», - спрашивали жильцы ЖК «Ладожский парк» у чиновников весной прошлого года. Однако власти услышали местных жителей и приступили к переговорам с УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти по согласованию строительства магистрали над режимным объектом. В КРТИ рассматривали два варианта: либо построить высокую эстакаду, либо подземный тоннель, однако наиболее целесообразным считается строительство эстакады, но окончательное решение еще не принято.

Текущее положение дел

На публичных слушаниях по внесению изменений в Генплан Петербурга в феврале 2017 года заявлялось, что строительство первой очереди ВСР начнется не раньше 2030 года, однако события стали развиваться гораздо быстрее. Документация по планировке территории первых двух этапов магистрали была готова уже осенью 2017 года, после чего разработчики приступили к корректировке полученных замечаний. Срок окончания разработки документации - 1 квартал 2018 года. По третьему этапу ДПТ будет готова к концу 2018 года. Разработать документацию по планировке территории на участки в Ленобласти планируется в текущем году.

По просчетам «Стройпроекта», к маю 2019 года может быть разработана проектная документация по всей магистрали, а также заключено концессионное соглашение. Приступить к подготовке территории под строительство можно будет уже в 2018 году, а непосредственно к строительству - с мая 2019 года. Такой срок подтверждает и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, информацию о возможном начале работ уже в 2019 году он озвучивал в конце прошлого года. На саму стройку, по оценке градоначальника, уйдет 5 лет.

Инвестора для проекта будут выбирать с помощью открытого конкурса, реализация пройдет в рамках ГЧП. В 2017 году в рамках ПМЭФ между Смольным и двумя банками были подписаны соглашения о намерениях по строительству ВСР: с банком ВТБ, который готов вложить не менее 110 млрд рублей, и с Евразийским банком развития - 150 млрд рублей. Такую же инициативу проявляют еще пять банков. По последней информации, озвученной Игорем Албиным, стоимость всей магистрали оценивают в 165 млрд рублей. Принять участие в строительстве ВСР власти Санкт-Петербурга хотят предложить итало-турецким компаниям, принимавшим участие в реализации Западного скоростного диаметра, об этом Албин заявил на выставке MIPIM 13 марта.

К слову о ЗСД. Смольный обязан возмещать концессионеру магистрали убытки, если с водителей будет собрано менее 9,6 млрд рублей в год. В прошлом году власти выплатили 5,2 млрд рублей, что серьезно взволновало ряд городских депутатов. Они требовали раскрыть им условия концессии, однако получили от Смольного отказ, власти сослались на коммерческую тайну. В случае с ВСР схема с концессионером, скорее всего, будет примерно такой же. «Есть опасность, что мы увязнем в ВСР так, что стадион на Крестовском покажется игрушечным домиком, а расходы на него - карманными деньгами», - считает депутат Оксана Дмитриева.

Дарья Кильцова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789