Материал «ДорИнфо» об обеспечении безопасности при зимнем содержании дорог

Безопасность в контексте зимнего содержания автомобильных дорог – это не только обеспечение беспрепятственного и безаварийного движения транспорта и пешеходов, но и безопасное проведение работ по уборке снега, и использование безопасных материалов при обработке дорожного полотна. В рамках зимней сессии Санкт-Петербургского Дорожного форума 2023 представители отрасли поделились опытом обеспечения безопасности в зимний период, а также рассказали о проблемах, возникающих из-за некачественной уборки дорог зимой, и экологичности противогололедных материалов. Организатором ПМДЭФ-2023 выступил институт развития внешнеэкономических связей «ИРВЕН». Подробнее – в материале «ДорИнфо».

Аварийность на дорогах зимой

По словам старшего инспектора пятого отдела УГИБДД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрия Заставского, безопасность дорожного движения в зимний период тесно связана с качеством содержания дорог. Зима приносит дополнительные риски возникновения ДТП.

«Может быть для кого-то не новость, но тормозной путь, даже при скорости 60 км/ч на дороге зимой будет составлять около 70 метров, а в идеале тормозной путь должен быть 18-23 метра»

пояснил инспектор.

Обращаясь к общему числу ДТП, старший инспектор по особым поручениям третьего отдела УГИБДД по Ленинградской области Кирилл Разумов, отметил, что с 1 ноября 2022 года по 1 апреля 2023 года зарегистрировано более 2 тыс. ДТП с пострадавшими: погибли 158 человек и более 2,5 тыс. получили ранение. При оформлении 158 ДТП Госавтоинспекция зафиксировала недостатки эксплуатационного содержания дорог в зимний период, в результате этих ДТП 15 человек погибли, 204 – получили ранения.

Аварии, на месте которых выявляются недостатки зимнего содержания, характеризуются высокой тяжестью последствий. Смертность в случае таких ДТП возрастает на 20 %. За прошлую зиму Госавтоинспекция Ленобласти выявила 6 тыс. 245 недостатков, связанных с зимним содержанием дорог. При проверке ГИБДД руководствуется требованиями Госстандартов, обязательных для исполнения. К ним относится, например, ГОСТ 50597.

Среди характерных недостатков Кирилл Разумов выделил снежные валы, сформированные ближе 10 метров от пешеходного перехода, что не соответствует требованиям Госстандарта. Наличие снежного вала вблизи переходов приводит к внезапному для водителя появлению человека на проезжей части. Также одной из частых проблем зимнего содержания является наличие снежных валов на остановках общественного транспорта. Из-за снега пассажиры высаживаются из автобуса на проезжую часть или ожидают транспорт за пределами остановочной площадки. По нормативам валы должны быть размещены на расстоянии минимум 20 метров от остановки.

Также причиной ДТП могут стать заваленные снегом обочины. Высота снежного вала по бокам проезжей части не должна превышать 1 метр, а ширина – 0,5 метра. При нарушении этого требования водители, съезжающие на обочину, могут не заметить край дороги и допустить опрокидывание в кювет. При некачественной уборке рыхлого снега с проезжей части возможно образование уплотненного скользкого снега. В результате растет риск аварийных ситуаций. Кроме того, очистить плотный снег труднее, чем рыхлый.

Если специалисты не проводят превентивную обработку дороги, то может образоваться стекловидный лед, – это лед в виде гладкой пленки или шероховатой корки. В соответствии с требованиями ГОСТа не допускается наличие стекловидного льда. Как отмечает специалист, к сожалению, сейчас у дорожных служб зачастую имеются только трехдневные прогнозы образования зимней скользкости, по которым определить момент возможного образования льда или снега затруднительно.

В некоторые регионах допускается содержание дороги в уплотненном снежном виде – «в накате». Госстандарты также предписывают правила содержания таких дорог для обеспечения безопасности. Так, на уплотненной дороге не допускается формирование колеи глубиной более 3 см. Кроме того, на таких трассах вводят ограничения скорости движения до 60 км/ч, а также устанавливают знаки, предупреждающие о скользкой дороге. При этом скорость необходимо ограничивать ступенчато: с 90 до 60 км/ч.

Проведение работ в рамках зимнего содержания также должно быть безопасным. Спикер подчеркнул, что подрядчики должны заранее предупредить автомобилистов о проведении мероприятий по содержанию дорог.

«Также необходимо напомнить, что включенный проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества движения, а служит для предупреждения других участников дорожного движения об опасности. Водители с включенным маячком при выполнении работ могут отступать от требований некоторых дорожных знаков при условии обеспечения безопасности дорожного движения»

отметил инспектор.

При проведении работ участок ограничивают временными техническими средствами организации движения в соответствии с требованиями. Большинство работ при содержании дорог в зимний период – подвижные. Они должны быть обозначены дорожными знаками, при проведении подвижных работ на проезжей части со скоростью менее 40 км/ч используется автомобиль прикрытия с передвижным комплексом, на котором размещены знаки.

Безопасность ПГМ в городах

Еще один аспект безопасного содержания автодорог зимой – материалы, используемые для борьбы со скользкостью, и в первую очередь это касается населенных пунктов. Для обработки дорог в зимний период применяют несколько видов противогололедных материалов: фрикционные – пески, щебень, мраморно-гранитная крошка, а также реагенты и комбинированные материалы. В дорожном сообществе не первый год ведутся споры об эффективности и экологичности способов обработки дорог.

Так, фрикционные материалы, как рассказала доктор медицинских наук, заведующая кафедры общей и военной гигиены «Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова» Лилия Аликбаева, содержат взвешенные частицы – сложные соединения органических и неорганических субстанций, находящиеся в атмосферном воздухе во взвешенном состоянии. С 2016 года в России стартовал масштабный федеральный проект «Чистый воздух», цель которого – изменить экологическую ситуацию в промышленных центрах. Одна из задач проекта – модернизация устаревшей системы слежения за качеством воздуха в городах России. В рамках проекта в 46 городах организовали онлайн-мониторинг вредных выбросов в атмосферу.

«Обновление системы мониторинга качества воздуха значительно расширяет возможности определения времени планирования мероприятий по уборке города для предотвращения пылевых бурь и иных негативных воздействий»

подчеркнула Лилия Аликбаева.

Зимнее содержание дорог: безопасность
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: Лилия Аликбаева

Так, по результатам оценки содержания взвешенных частиц в атмосфере Петербурга в 2017-2019 годах выявлено, что самым загрязненным сезоном для города является весна. Пик содержания в воздухе взвешенных частиц весной приходится на апрель. Зимой загрязняющие вещества попадают в атмосферу с выхлопными газами автомобилей, выбросами промышленных предприятий и пескосоляными смесями. В процессе таяния снега взвешенные частицы мигрируют в атмосферный воздух.

«Уборка дорог в Петербурге по нормативам начинается с 16 апреля и продолжается до 15 октября, наши исследования показывают, что период летней уборки дорог в СПБ должен начинаться с 16 марта»

отметила Лилия Аликбаева.

По ее словам, мероприятия по уборке территорий должны начинаться, когда происходит подъем концентрации взвешенных частиц в каждом конкретном городе.

«Важно отметить, что нужно серьезно относиться к выбору материалов: не песок, не песко-щебень, которые остаются после таяния снега, а современные противогололедные реагенты, которые растворяются в снегу. На основе полученных результатов исследований, предлагаем внести изменения в разные промышленные регионы в России, учитывая погоду, расположение и даже теплоснабжение в конкретных городах»

считает специалист.

В ходе исследований с 2015 по 2020 годы, которое проходило в Петербурге, Челябинске, Перми и Уфе, ученые провели гигиеническую оценку отходов дорожно-автомобильного комплекса. Специалисты оценивали состав отходов, которые поступают в атмосферу. При том, что города отличаются по градообразующей промышленности, климату, географическим особенностям, количеству населения и автомобилизации территории, содержание и состав дорожного смета не сильно отличался друг от друга. В результате исследования выявлено, что основным компонентом отхода дорожно-автомобильного комплекса был песок, которым обрабатывают дороги зимой, - на долю песка приходится от 84 % до 92 % отходов.

Вместе с тем в связи с широким применением ПГМ необходимо проводить лабораторные испытания на соответствие качества продукта. Как сообщила руководитель лаборатории НИЦ «Союзэкспертиза» ТПП РФ, эксперт национальной ассоциации содержания дорог Ольга Бондаренко, нередки случаи применения ПГМ, химсостав которых отличается от заявленного. И рабочие, и экологические характеристики такого продукта не отвечаю требованием безопасности.

Так, в Москве проводят контроль качества каждого закупаемого ПГМ, в том числе по химсоставу и экологическим характеристикам. Все больше регионов перенимают эту практику и контролируют качество закупаемых и применяемых ПГМ.

В лаборатории НИЦ испытывают противогололедные материалы на соответствие требований документации: противоаллергенность, безопасность и эффективность применения. Противогололедные материалы проверяют на такие показатели как грансостав, физико-химические показатели и рабочие показатели. Также предусмотрены периодические испытания. Их рекомендуют проводить не реже одного раза в год: проверяется влияние материала на бетон, металл и эко характеристики.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789