Министр транспорта России Роман Старовойт подписал распоряжение о создании рабочей группы по внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на дорогах общего пользования. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса РФ.
«Создание рабочей группы – важный шаг на пути к внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств в России. Мы разрабатываем федеральный закон о ВАТС, который установит четкие правила и требования для всех участников рынка, и планируем внести его в Правительство до конца 2025 года. Принятие закона и его вступление в силу в 2027 году позволят уже в 2028 году вывести беспилотный транспорт на дороги общего пользования», - отметил министр транспорта РФ.
Рабочая группа будет координировать усилия по нормативному и техническому регулированию внедрения беспилотных машин на автодорогах. Возглавляет группу директор Департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков. В состав группы входят представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минцифры, МВД, правительства Москвы, ПАО «КАМАЗ», ООО «Автотех», ООО «Яндекс», АО «ГЛОНАСС», АО «Национальный перевозчик», Научного центра Минтранса России, ФГУП «НАМИ», Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», Московского метрополитена и Центра организации дорожного движения.
Основное направление деятельности группы – подготовка предложений по совершенствованию законодательства, включая технические требования, стандарты безопасности и правила эксплуатации беспилотников. Важным вопросом станет формирование требований по безопасности к таким авто, определение субъектов административной, уголовной и иной ответственности. Также рабочая группа проанализирует отечественный и международный опыт внедрения ВАТС, рассмотрит вопросы мониторинга, диспетчеризации, связи, эксплуатации ВАТС и выработает рекомендации по их внедрению.
Напомним, летом 2021 года Минтранс РФ приступил к работе над запуском беспилотных грузовых машин на трассе М-11 «Нева». В марте 2022-го Правительство РФ утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотного транспорта (ЭПР), который ввели на магистрали М-11 в октябре 2022 года. В начале лета 2023-го на трассе «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом запустили движение беспилотных грузовиков в рамках ЭПР. На тот момент еще не был открыт Северный обход Твери, и водитель на въезде в город должен был находиться за рулем. В августе 2024 года Правительство РФ расширило ЭПР на трассу М-12 «Восток» и ЦКАД. Осенью 2024 года (после открытия обхода Твери летом того же года) был запущен первый беспилотный логистический коридор между двумя столицами по М-11. На ЦКАД в Московской области движение беспилотных грузовиков запустили в начале апреля 2025 года. На трассе М-12 «Восток» автономные грузовики планируют запустить в 2026 году.
Добавим, в январе этого года сообщалось, что Минтранс России подготовил законопроект, по которому предусмотрены пять уровней автоматизации транспортных средств.