В рамках XXVIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который стартовал 18 июня в Санкт-Петербурге, прошла сессия «Беспилотные горизонты: единый путь к автономному будущему». Видеотрансляция велась на официальной странице форума в социальной сети ВКонтакте.
На сессии выступил председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко - он поделился опытом эксплуатации беспилотных транспортных средств на скоростных трассах Госкомпании.
«Когда мы строили магистраль М-11 «Нева», то не знали, что там поедут беспилотники, но строили так, что удалось в кратчайшие сроки без каких-то больших капитальных вложений запустить первые шесть автомобилей - это было два года назад. Мы их видим, отслеживаем. Сейчас их - 68. <…> На сегодняшний день автомобильный транспорт крайне востребован, поскольку степень свободы гораздо выше. Автомобильный транспорт гораздо проще реагирует на логистические изменения и транспортные коридоры, поскольку все другие виды транспорта более емки с точки зрения капиталовложений», - рассказал Вячеслав Петушенко.
По его словам, на сегодняшний день для беспилотного транспорта оборудована 1 тыс. км дорог, трасса М-12 «Восток» для этих целей готова на 99 %.
«Мы видим, что это тот коридор, который сегодня активно развивается с точки зрения транспортных логистических направлений, с точки зрения целеполагания - нам нужно перевозить груз. <…> В июле «доедем» до Екатеринбурга - это тоже ось, которая идет на восток, которая позволяет использовать в сегодняшнем состоянии автодороги для высокоавтоматизированных транспортных средств», - сказал глава Госкомпании.
Вячеслав Петушенко также назвал актуальные проблемы при использовании беспилотников, одна из них связана с растущим трафиком на скоростных дорогах. Так, разрешенная скорость на трассе М-11 «Нева» - 130 км/ч, в то время как автономные грузовики двигаются со скоростью 90 км/ч. Спикер отметил, что в будущем это может привести к определенным сложностям, поэтому важно уже сейчас продумывать возможность движения беспилотников с более высокой скоростью. Кроме того, важно предусмотреть, чтобы в будущем автомобили без водителей «научились» обгонять.
«Развитие разных систем управления беспилотниками на наших дорогах может привести, помимо прочего, к необходимости модернизации существующей дорожной инфраструктуры. Сегодня с деньгами - не очень хорошо, поэтому я бы обратился к коллегам: на сегодняшний день подстраиваться под существующую дорогу», - отметил Вячеслав Петушенко.
Ранее сообщалось, что к 2030 году в России планируют увеличить протяженность дорог, пригодных для движения беспилотных грузовых автомобилей, до 19,5 тыс. км. Сегодня такие автомобили курсируют по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом (с лета 2023 года) и по ЦКАД в Московской области (с 9 апреля 2025 года). Планируется, что к концу 2025 года по трассе М-11 будут курсировать 93 беспилотника, которые проедут более 10 млн км и перевезут около 1,5 млн кубометров грузов. В 2026 году автономные грузовики планируют запустить на трассе М-12 «Восток».