На площадке XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» в Москве прошла отраслевая конференция «Федеральное дорожное агентство: основные тренды научно-технической деятельности». Как сообщает 15 ноября пресс-служба Росавтодора, ключевыми темами стали формирование образование, научно-техническое развитие в отрасли, а также совершенствование цифровых инструментов для внедрения и мониторинга инноваций.
«В прошлом году был утвержден пятилетний план дорожной деятельности в Российской Федерации. Сегодня он проходит первую в своей истории корректировку, связанную с продлением плана до 2028 года. Этот комплексный документ включает более 250 мероприятий, направленных на обеспечение качественными и удобными дорогами жителей всех без исключения регионов. Также в программе учитываются отдельные локальные задачи по ликвидации узких мест, снижению аварийности, развитию дорожной инфраструктуры. И все это может решаться только одновременно со своевременной и комплексной научной и нормотворческой деятельностью», – отметил руководитель Росавтодора Роман Новиков.
С докладом о научно-технической деятельности ФДА выступил начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец. По его словам, развитие отраслевых стандартов и других нормативно-технических документов, их увязка друг с другом способствуют повышению качества работ, внедрению достижений науки и техники, расширению сферы применения ресурсосберегающих технологий и использованию новых материалов.
«На текущий момент можно с уверенность констатировать, что дорожное хозяйство обладает одним из самых современных фондов технических документов, которые соответствуют лучшим мировым практикам. <…> Например, общий фонд документов, находящихся в сфере ответственности ТК 418 «Дорожное хозяйство», насчитывает более 430 наименований. Из них порядка 99 % соответствует всем современным требованиям», – рассказал Сергей Гошовец.
По его словам, утверждена Стратегия инновационной деятельности, в соответствии с которой продолжается подготовка новых и актуализированных нормативно-технических документов. При этом в последнее время в научно-технической деятельности участвует бизнес-сообщество. За период с 2016 по 2023 годы применили новые технологии и материалы более 2,1 тыс. раз на более чем 1 тыс. федеральных дорожных объектов. Их общая длина – более 8 тыс. км.
О дорожном образовании рассказала проректор РУТ (МИИТ) Татьяна Марканич. Сейчас действуют три документа, которые являются основой кадрового и инновационного развития дорожного хозяйства как части транспортной системы России. Это Транспортная стратегия РФ, Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса и Концепция развития дорожного образования. Отдельно Татьяна Марканич остановилась на работе Учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства, созданного в 2022 году на базе Российского университета транспорта. В планах центра – разработка рекомендованных образовательных программ и учебно-методических комплексов по отдельным отраслевым дисциплинам, а также популяризация дорожных профессий. Ожидается, что площадка станет местом для конструктивного диалога всех заинтересованных образовательных организаций с целью координации усилий для формирования конкурентной национальной системы дорожного образования.
Также спикер представила результаты исследования, посвященного разработке реестра наиболее востребованных в отрасли компетенций. В этот список вошли 42 наименования - разработка, управление и оптимизация ИТС, использование BIM-технологий, эффективное управление ресурсами, экологическая и промышленная безопасность, способность оперативно обучаться и адаптироваться к новым условиям. Компетенции ранжированы по принципу актуальности для работодателей и запланированы к использованию для обновления образовательных программ.
Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко рассказал о внедрении и мониторинге инноваций в дорожном хозяйстве. Важной работой в этом направлении является формирование перечня инновационных решений, материалов и технологий повторного применения в виде специального цифрового реестра, который создается РОСДОРНИИ в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Опыт использования реестра выявил направления для модернизации. В их числе – совершенствование структуры и классификации технологий, материалов и изделий, интеграция всех данных с информационными системами федеральных ведомств, которые регулируют дорожную деятельность, и др.
Исследованиям в области пересмотра методики расчета нежестких дорожных одежд был посвящен доклад генерального директора АНО «НИИ ТСК» Евгения Симчука. Работа предусматривает экспериментальные исследования влияния современного грузового транспорта на дорожные конструкции, создание станций мониторинга напряженно-деформированного состояния дорожных одежд и изучение водно-теплового режима грунта земляного полотна. Для этого были установлены три станции мониторинга на участках федеральных трасс М-9 «Балтия» в Тверской области, М-5 «Урал» в Рязанской области и А-135 в Ростовской области. Планируется обустроить еще две станции. Ранее в отечественной практике такие исследования не проводились. Их итогом станет разработка стандартов, благодаря которым удастся повысить рациональность использования ресурсов и качество проектирования конструкций нежестких дорожных одежд.
Также на конференции рассмотрели перспективные направления в области мостостроения, в том числе исследования сверхвысокопрочного сталефибробетона и разработка новых инженерных методик для стали. Кроме того, АО «Дороги и мосты» совместно с Минпромторгом РФ завершает НИОКР по испытаниям технологии мирового уровня, позволяющей производить современные шаровые сегментные опорные части мостов полностью из российских комплектующих.
В завершение конференции участники обсудили повышение конкурентоспособности отечественной дорожно-строительной техники. Была представлена информация об испытаниях асфальтоукладчика «ДЕСНА 1800» на участке трассы М-7 «Волга» в Республике Башкортостан. В ходе первого этапа испытаний, которые проводились 29-30 сентября этого года, техника показала свою способность укладывать асфальт шириной до 4 метров и толщиной слоя 18 см. На втором этапе (с 4 октября по 28 октября) ширина была увеличена до 7 метров. В результате было уложено более 18 тыс. тонн асфальтобетона. Сформированные по итогам испытаний предложения направлены производителям техники для дальнейшей донастройки оборудования и формирования конечной документации для запуска конвейерной сборки.