Мосту через Керченский пролив между Республикой Крым и Краснодарским краем – 5 лет. Строительство автодорожной части перехода было завершено 15 мая 2018 года.
Как сообщили в пресс-службе Росавтодора, за 5 лет по Крымскому мосту в обе стороны проехало почти 24 млн транспортных средств.
«Завершение в 2018 году строительства автодорожной части Крымского моста многократно расширило возможности для развития полуострова, обеспечив устойчивые логистические цепочки для грузоперевозок и туристического сообщения. <…> Строительство Крымского моста стало логичным продолжением целого комплекса мероприятий, которые реализовывались и продолжают реализовываться с момента возвращения Крыма в состав Российской Федерации. В Крыму стартовали федеральные целевые программы, целью которых стало качественное улучшение уровня жизни крымчан и экономический рост региона», - отмечается в сообщении ФДА.
Задача построить мост в Крым была поставлена Президентом РФ Владимиром Путиным в апреле 2014 года. Было проработано более 70 вариантов будущего транспортного перехода и по итогам анализа был предложен вариант расположения моста в Тузлинском створе. В августе 2014 года этот вариант поддержал глава государства, а в феврале 2015-го – заключили контракт на строительство. За 2015 год была создана вспомогательная инфраструктура, проведены археологические раскопки на площади 56 га. Также перед началом стройки из зоны работ в аналогичную среду обитания были переселены пять видов растений и три вида животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, а также три вида растений из Красной книги России. Экологические мероприятия сопровождали всю стройку: в 2017-2019 годах в водоемы Кубани выпущено 1,5 млн мальков русского осетра, регулярно проводились экомониторинги. По результатам проведения инструментальных исследований не выявлено значительных воздействий на окружающую среду от строительства моста.
В феврале 2016 года проект моста получил положительное заключение госэкспертизы, и с этого момента началась стройка. Основные работы на объекте продолжались 27 месяцев. Строительство поделили на восемь участков, что позволило одновременно работать на каждом из них.
Сперва были устроены свайные фундаменты под опоры на суше и в акватории. Фундаменты опор автодорожного моста насчитывают 3 051 сваю двух типов – трубчатые (металлические) и буронабивные, металлические трубосваи погружали прямо и под наклоном на глубину от 12 до 105 метров. Для автодорожной части построено 288 опор из бетона и арматуры – на это ушло почти 160 тыс. кубометров бетона. В декабре 2017 года все 288 опор были готовы, из них 85 – в морской акватории.
На опорах смонтировано более 100 тыс. тонн металлоконструкций пролетных строений. Вес одного пролета – порядка 300 тонн. Их монтаж в зоне акватории начался в феврале 2017 года. Протяженность морских участков составила 6 км, а сухопутных – 13 км. На них под основание будущей дороги была устроена железобетонная плита проезжей части. Для ее устройства использовали 13 тыс. км арматуры и 67 тыс. кубометров бетона.
В октябре 2017 года была проведена масштабная морская операция по транспортировке, подъему и монтажу автодорожной арки на фарватерные опоры моста. Общий вес конструкции составил более 5 тыс. тонн. Транспортировка к месту монтажа выполнена с помощью четырех плавучих опор, в буксировке задействовали более 10 буксировочных судов и двух вспомогательных катеров.
Асфальтобетон на автодорожной части моста уложили в два слоя, толщина нижнего слоя составляет 6 см, верхнего – 5 см. Общая площадь покрытия на Крымском мосту составила более 380 тыс. кв. метров. Асфальтирование моста завершили в апреле 2018 года. Перед открытием движения было выполнено обустройство перехода: смонтировано 76 км металлического барьерного ограждения, более 1 тыс. мачт освещения, 20 комплексов по очистке ливневых вод с полотна, выполнена пусконаладка автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) Крымского моста.
В середине мая 2018 года Владимир Путин проехал за рулем грузовика по мосту в колонне строительной техники. Этот день ознаменовал окончание строительства объекта. С утра 16 мая движение по Крымскому мосту для автомобилей было открыто – это на семь месяцев раньше предусмотренного госконтрактом срока (декабрь 2018 года).
В строительстве моста было задействовано большое количество людей совершенно разных профессий, за весь период в стройке приняли участие более 25 тыс. специалистов, а в пиковые нагрузки численность инженеров и строителей одновременно составляла около 15 тыс. Сегодня Крымский мост ежедневно обслуживает более 200 специалистов и 35 единиц техники.