Ученые Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) «учат» искусственный интеллект вести мониторинг состояния автодорог и мостов. Об этом в среду, 27 апреля, сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.
Так, в процессе дорожного строительства и ремонта дорог исследователи применили киберфизические системы. Для этого на исследуемый объект устанавливают систему датчиков, которая собирает, а после этого анализирует и систематизирует всю имеющуюся информацию. При этом датчики, оборудование и информационные ресурсы соединены в единую систему.
«В идеале необходимо создать такой искусственный интеллект, который бы исключил влияние человека из процесса определения дефекта и принятия решения о необходимом ремонте того или иного механизма, дороги или строения», - объяснил профессор кафедры прикладной математики ТГАСУ Борис Шумилов.
По словам заведующего кафедрой инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах (ИГМиСД) Павла Елугачева, при проектировании какого-либо механизма киберфизические системы позволяют минимизировать рутинные вычисления, которые берет на себя искусственный интеллект. Так, совместив киберфизическую систему с различными датчиками, можно вести мониторинг состояния дорог.
В настоящий момент томские ученые уже используют различные сенсоры - лазерные лучи, ультразвуковые сигналы и датчики давления - для измерения нагрузки на сооружения. В ТГАСУ разработан механизм, с помощью которого можно провести мониторинг мостов и других искусственных сооружений. Отмечается, что для правильной оценки состояния переправ нужно сначала «научить» искусственный интеллект определять все элементы конструкции - опоры, пролеты и балки, а после этого с помощью датчиков «научить» киберфизическую систему определять состояние конструкции и разрабатывать рекомендации по ее ремонту.
По информации пресс-службы Минобрнауки РФ, математический аппарат, разработанный сотрудниками ТГАСУ, сможет заменить зарубежные аналоги, применяемые для ремонта автодорог.
«Создавая подобный математический аппарат, мы занимаемся импортозамещением, поскольку алгоритмы, разработанные в западных странах, становятся нам недоступны. Нужно самим создавать такие алгоритмы и находить им применение. Будущее за искусственным интеллектом, который будет широко применяться в дорожном строительстве, беспилотном транспорте, летательных и подводных аппаратах. Поэтому мы постоянно совершенствуем киберфизические системы, обкатываем алгоритмы на всех мостах и автодорогах, которыми занимаемся», - подчеркнул Павел Елугачев.
Ранее сообщалось, что искусственный интеллект позволит повысить безопасность на железнодорожных переездах.