Счетная палата указала на недостатки и нарушения при строительстве М-12 Москва - Казань

Счетная палата проверила ход строительства дорог ТК Европа - Западный Китай: магистрали М-12 и обхода Тольятти

Счетная палата указала на недостатки и нарушения при строительстве М-12 Москва - Казань
Фото: Архив ДорИнфо
Поделиться:

Счетная палата РФ проверила ход строительства дорог в составе транспортного коридора Европа - Западный Китай: магистрали М-12 «Москва - Казань» и обхода Тольятти с мостом через реку Волга в Самарской области. Контрольный орган указал на недостатки реализации проектов, выявил нарушения и внес свои предложения. Отчет опубликован на сайте СП РФ.

Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, финансирование работ в рамках федерального проекта «Строительство дорог международного транспортного коридора Европа - Западный Китай» в 2020-2021 годах шло опережающими темпами. На строительство магистрали М-12 было направлено 91,5 млрд рублей по состоянию на 1 октября 2021 года.

Благодаря опережающему финансированию Госкомпания «Автодор» смогла заключить договоры по всем этапам проектирования и строительства М-12. Однако, как указывает СП, подтвердить предусмотренный объем финансирования в строительство дороги невозможно из-за отсутствия положительных заключений госэкспертизы на проекты, в том числе из-за несоблюдения сроков их разработки. Эксперты госэкспертизы должны были одобрить проекты до 30 сентября 2021 года. Однако на 1 октября заключения отсутствовали. При этом подрядчикам выплатили авансы на подготовку к строительству и закупку основных стройматериалов на сумму 72,3 млрд рублей. Всего без положительных заключений экспертизы ГК заключила десять договоров на проектирование и строительство девяти участков трассы М-12 на сумму 572,8 млрд рублей. Финансирование предусмотрено за счет субсидий из федеральной казны.

Кроме того, в рамках проверки Счетная палата указала на нормативную неурегулированность, в результате которой «Автодор» определил начальную цену контрактов расчетно, без технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Действующий Порядок заключения контрактов, включающих и проектирование, и строительство, предусматривает определение начальной цены договоров только после проведения ТЦА обоснования инвестиций. Однако положения Порядка не применимы к Госкомпании, которая проводит закупки в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Также выявлено отсутствие резервирования земельных участков. На 1 октября 2020 года ГК изъяла 3,7 тыс. земельных участков - 80 % от общей площади изъятия. При этом зарезервированы были только участки первого этапа строительства М-12. Это привело к тому, что уже после утверждения документов по планировке территорий ряду организаций выдали лицензии на добычу полезных ископаемых на участках, предназначенных под стройку. Правообладатели участков в адрес «Автодора» предъявили убытки, в том числе упущенную выгоду на сумму 446,5 млн рублей. Это может привести к увеличению расходов федерального бюджета.

Кроме того, выявлена неправомерная компенсация при изъятии недвижимости. Так, правообладатель получил за изъятие участка 4,9 млн рублей, в том числе компенсацию рыночной стоимости жилого дома 3,7 млн рублей. В ходе проверки установлено, что участок отнесен в ЕГРН к землям сельхозназначения, на которых запрещено строительство жилых домов. Таким образом, компенсация рыночной стоимости дома не предусмотрена, а полученная выплата свидетельствует о причинении ущерба госбюджету. По этому факту СП направила обращение в Генпрокуратуру.

Также контрольный орган указал на нехватку транспортных развязок. Проекты предусматривают развязки только на границах этапов, на пересечении с региональными дорогами и для разворота развязки отсутствуют. Протяженность этапов достигает до 124 км. Для связанности и повышения уровня транспортной обеспеченности населенных пунктов Владимирской, Нижегородской области и Чувашской Республики, а также с учетом значительной протяженности 3, 4, 5, 7 этапов трассы М-12 целесообразно будет рассмотреть вопрос о внесении изменений в проекты касаемо устройства дополнительных развязок и зон придорожного сервиса.

Контрольный орган выявил несоответствие протяженности М-12 в утвержденном Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и утвержденной документации по планировки территории (ДПТ) магистрали. В Комплексном плане протяженность трассы - 794,4 км, а в ДПТ - 810,9 км.

При проверке реализации проекта строительства обхода Тольятти в Самарской области Счетная палата указала на недостаточный объем финансирования. Федеральным проектом предусмотрено 115,4 млрд рублей, а по условиям концессионного соглашения стоимость трассы - 120,8 млрд рублей.

По результатам проверки СП рекомендовала до 6 июня 2022 года Правительству РФ рассмотреть вопрос о корректировке паспорта федерального проекта для уточнения протяженности трассы М-12 и стоимости строительства обхода Тольятти с мостом через Волгу. Также рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о резервировании земель для госнужд в части установления нормативных сроков на принятие решения о резервировании участков с момента утверждения документации по планировке территории. Кроме того, правительству рекомендовано внести изменения в Порядок заключения контрактов на одновременное проектирование и строительство и распространить его требования на юридические лица, осуществляющие закупки за счет федеральных средств в соответствии с ФЗ № 223.

Присутствовавшие на Коллегии представители Минтранса РФ и «Автодора» с выводами Счетной палаты согласились.

«Практически по всем этапам уже получены положительные заключения. Мы рассмотрим вопрос установки срока резервирования земель, принимая во внимание необходимость всесторонней проработки и согласования с межведомственным взаимодействием», - сказал замминистра транспорта Андрей Костюк.

ГК по результатам контрольной проверки рекомендовано до 6 июня 2022 года предусмотреть в проектах дополнительные развязки и зоны сервиса. Для недопущения недоимки и оплаты некачественно выполненных работ - рассмотреть вопрос о синхронизации сроков приемки и оплаты инженерных изысканий только после оказания услуг по контролю их качества.

Как сообщает пресс-служба ГК «Автодор», на трассе М-12 запроектировано 17 развязок с федеральными и региональными дорогами. На момент проектирования на основании социально-экономических и транспортно-экономических изысканий по согласованию с регионами было предусмотрено 13 развязок, по итогам обращений администраций регионов с учетом точек роста предусмотрели четыре дополнительные развязки.

По проекту М-12 выделено 26 подэтапов. На момент проверки были получены положительные заключения госэкспертизы по трем подэтапам (подготовка территории строительства). Такая ситуация обусловлена ростом рыночной стоимости основных строительных материалов, установления единой нормируемой зарплаты рабочих, учета прочих инфляционных процессов и затрат, связанных с изменением нормативной базы. В связи с чем по 19 подэтапам были получены положительные заключения госэкспертизы в конце 2021 года. По оставшимся четырем подэтапам по причине сложных инженерно-геологических условий, наличия опасных инженерных процессов потребовались углубленные исследования и натурные испытания, планируемый срок получения заключения госэкспертизы по ним - конец февраля 2022 года. По подэтапам которые получили положительные заключения госэкспертизы стоимость строительства оценивается в 622 млрд рублей.

Резервирование земель для государственных нужд выполняется в первую очередь в отношении госземель в целях недопущения удорожания строительства. По автодороге М-12 большая часть государственных земель переведена под трассу и оформлена.

199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789
Почта: info@dorinfo.ru