Министерство транспорта России совместно с производителями беспилотных автомобилей и заинтересованными госорганами до конца года представит проект федерального закона о беспилотном транспорте. Об этом рассказал директор департамента цифрового развития Минтранса РФ Артем Юренков на ПМЮФ-2025 в Санкт-Петербурге, сообщает министерство транспорта России в своем Telegram-канале.
Сейчас машины без водителей курсируют по дорогам страны в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). В частности, 67 беспилотных грузовиков запущены на трассе М-11 «Нева» и ЦКАД – эти автомобили проехали уже более 9 млн км.
С учетом опыта ЭПР по поручению Правительства РФ разрабатывается законопроект для внедрения беспилотных транспортных средств на постоянной основе. По сообщению Минтранса РФ, в документ войдут понятия, критерии разграничения беспилотников по уровням автоматизации, права и обязанности производителей, требования к диспетчеризации. Также будут предусмотрены положения о создаваемом сейчас АО «ГЛОНАСС» Центре мониторинга движения беспилотных автомобилей. Этот центр сможет обеспечить экстренную остановку в случае незаконного вмешательства в систему.
«Фактически сегодня рождается подотрасль Транспортного права: правовое регулирование беспилотных транспортных средств. Это рождает серьезную кадровую потребность как в программистах, тестировщиках, так и в юристах, готовых разрабатывать правовые новеллы, чтобы правовое регулирование могло идти в ногу с технологией, которая в нашей стране, благодаря поддержке Правительства, действующим ЭПР, имеет возможность активно развиваться», - отметил Артем Юренков.
Напомним, летом 2021 года Минтранс РФ приступил к работе над запуском беспилотных грузовых машин на трассе М-11 «Нева». В марте 2022-го Правительство РФ утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотного транспорта (ЭПР), который ввели на магистрали М-11 в октябре 2022 года. В начале лета 2023-го на трассе «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом запустили движение беспилотных грузовиков в рамках ЭПР. На тот момент еще не был открыт Северный обход Твери, и водитель на въезде в город должен был находиться за рулем. В августе 2024 года Правительство РФ расширило ЭПР на трассу М-12 «Восток» и ЦКАД. Осенью 2024 года (после открытия обхода Твери летом того же года) был запущен первый беспилотный логистический коридор между двумя столицами по М-11. На ЦКАД в Московской области движение беспилотных грузовиков запустили в начале апреля 2025 года.
Ранее сообщалось, что беспилотные автомобили на дороги общего пользования планируют вывести к 2027 году.