199034 +7(812)2450568

СБС-полимеры в дорожной отрасли

В конце прошлой недели в Воронеже состоялось межотраслевое совещание «Развитие применения ПБВ и полимерных решений для дорожной отрасли» на базе воронежского предприятия СИБУРа (АО «Воронежсинтезкаучук»). Основной темой обсуждения стало применение полимерно-битумного вяжущего с использованием СБС-полимеров при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Подробнее - в материале «ДорИнфо».

Лаборатория_1-001.jpg

Зачем нужны СБС-полимеры в дорожной отрасли?

В совещании приняли участие руководители крупнейших компаний дорожной, нефтехимической отраслей и профильных организаций, в том числе ООО «СИБУР», ООО «АВТОДОР-ИНЖИНИРИНГ», «Газпромнефть - Битумные материалы», «Роснефть Битум», Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ», ФАУ «РОСДОРНИИ» и др. Специалисты обсудили применение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) с использованием СБС-полимеров при строительстве и ремонте дорог.

СБС-полимер - это термоэластопласт синтетического происхождения, который обладает свойствами резины, а также способен плавиться и перерабатываться как пластик при высоких температурах. Если говорить о применении данного материала в дорожном строительстве, то его добавляют в асфальтобетонные смеси, что повышает устойчивость дорожного покрытия к образованию трещин и колеи, а также продлевает жизнь покрытия в условиях высоких и низких температур. В результате увеличивается срок службы дорог, снижаются расходы на их содержание и продлевается период между ремонтами.

СБС-полимеры (айфон)-001.jpg

СБС-полимеры-001.jpg

Упаковка СБС-полимеров-001.jpg

По словам генерального директора ООО «АВТОДОР-ИНЖИНИРИНГ» Константина Могильного, в современных условиях без полимерно-битумных вяжущих с СБС невозможно построить безопасные дороги высокого качества.

«Качество и надежность наших дорог - это ключевой фокус для нас. В частности, создавать безопасную малообслуживаемую инфраструктуру, которая не требует значительных затрат на эксплуатацию и ремонты. Другим важным направлением для нас является полимерная разметка, материалы для которой поставляет СИБУР. Речь идет не об эстетической составляющей, а о безопасности дорожного движения. Разметка призвана в любое время суток и при любой погоде сохранять свои свойства и целостность, не разрушаться и не сходить вместе со снежным покровом после зимнего периода эксплуатации», - отметил Константин Могильный.

Могильный-001.jpg

Также спикер добавил, что на всех автодорогах, которые находятся в доверительном управлении ГК «Автодор», а это порядка 4 тыс. км, верхний слой выполнен с применением полимерно-битумных вяжущих.

«На всех новых строящихся объектах, которые сейчас заходят на госэкспертизу, как минимум верхний слой - это однозначно полимерно-битумное вяжущее. Нижний слой покрытия - по расчету, но тоже есть примеры, где будут применяться битумные с полимером. Поэтому если рассматривать в целом, то я бы так сказал, что половина асфальтобетонов, которые применяются в рамках Государственной компании и укладываются - это асфальтобетоны с полимерно-битумным вяжущим. И если говорить о ПБВ с добавлением СБС-полимеров, то я бы, наверное, сказал, что это почти 95 %», - подытожил Константин Могильный.

Хранение ТЭП-001.jpg

За последние пять лет производство ПБВ с применением СБС-полимеров в России выросло в три раза (до 0,9 млн тонн), из них потребление ПБВ на СБС в России выросло в три раза, экспорт - в семь раз. Ожидается, что в 2021 году потребление ПБВ в России составит 10-11 % от совокупного потребления дорожных битумов. Сейчас по процентному показателю потребления ПБВ от объема использования дорожных битумов Россия приближается к среднеевропейскому уровню.

«Сегодня в целом российский рынок просто битумной продукции - это порядка 7,5 млн тонн: он уже с 2016 года растет ежегодно. Доля полимеров модифицированного битума в нем тоже растет значительно, причем, если пять лет назад это было порядка 4 %, то по итогу этого года мы прогнозируем, что цифра превысит 10 %, то есть фактически мы уже близки к цифрам многих европейских стран, где потребление составляет от 15 % до 20 %. <…> Сейчас рано подводить итоги года, но тем не менее уже сейчас видно, что мы «перевалим» через 10 % применения модифицированных битумов в общей структуре ПБВ», - подчеркнул генеральный директор «Газпромнефть - Битумные материалы» Дмитрий Орлов.

Орлов-001.jpg

СБС-полимеры и национальные стандарты

Асфальтобетонные смеси изготавливают по национальным стандартам. Насколько вписаны в нормативную базу СБС-полимеры? С таким вопросом журналисты обратились к Президенту Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николаю Быстрову.

Со слов эксперта, СБС-полимеры полностью включены в национальные стандарты. В настоящий момент существуют две серии стандартов на новые типы асфальтобетонных смесей. Так, Министерство транспорта и Росавтодор на основании североамериканского опыта разработали серию стандартов ГОСТ Р 58401. Это первый документ, который подразумевает применение вяжущих с показателями PG: примерно 2/3 этих марок можно получить только при введении полимеров с СБС. Вторая серия стандартов создана на основе европейского опыта - это ГОСТ 58406.

«[Этот ГОСТ], помимо обычного битума, подразумевает применение как полимерно-битумного вяжущего на основе стандарта 2003 года, так и битумов марок PG. Таким образом, у нас сегодня в стране полностью обеспечена возможность применения ПБВ на уровне национальной стандартизации. <…> Вот этот рост объемов применения [полимеров] - это не результат административного давления, а результат стремления всей цепочки - заказчиков, проектировщиков, подрядчиков - применять высококачественные материалы с целью обеспечения межремонтных и гарантийных сроков. И это принципиальный момент. <…> Не так давно государство ввело новые межремонтные сроки: между обычным ремонтом - 12 лет, а между капитальным - 24. И обеспечить такие сроки путем применения немодифицированных материалов практически невозможно», - подчеркнул Николай Быстров.

Быстров-001.jpg

Генеральный директор ООО «РН-Битум» Алексей Корнилаев рассказал, что сегодня наблюдается активный рост спроса на модифицированные вяжущие в частности на PG марки. Это связано с введением новых национальных стандартов в дорожной отрасли. За последние два года «Роснефть Битум» удвоил производство модифицированных вяжущих. На текущий момент компания обеспечивает российский рынок с 10 производственных локаций. В планах - еще три локации. По прогнозам, спрос на модифицированные марки вяжущих будет расти и дальше.

Корнилаев-001.jpg

Для долговечности и эластичности дорожного покрытия в полимерно-битумное вяжущее добавляют СБС-полимеры - это уникальное сырье, позволяющее значительно повышать качество дорожного покрытия.

Производство СБС-полимеров в нашей стране

Сегодня один из крупнейших производителей СБС-полимеров в России - нефтехимический холдинг «СИБУР», мощности которого расположены на базе воронежского предприятия АО «Воронежсинтезкаучук». На данный момент мощность производства СБС-полимеров на предприятии в Воронеже достигла 135 тыс. тонн в год. В сентябре текущего года «Воронежсинтезкаучук» достиг рекордной отметки - была выпущена первая в стране миллионная тонна СБС-полимеров.

«Это достаточно значимый объем. Наверное, проще всего почувствовать в цифрах европейского потребления, то есть мы производим примерно каждую пятую тонну в Европе. <…> Совокупно за все время существования предприятия «Воронежсинтезкаучук» мы произвели миллион тонн СБС: основной сегмент идет в дороги. Если взять дорожное применение - что такое 1 млн тонн - я объясняю так: если взять четырехполосную дорогу, можно практически десять витков вокруг земли сделать, если строить дорогу с применением СБС, если использовать полимерно-битумные вяжущие материалы», - рассказал управляющий директор СИБУРа Александр Петров.

Александр Петров-001.jpg

Сегодня компания нацелена на клиентоцентричный и отраслевой подходы, когда в приоритете - удовлетворение потребности ключевых клиентов и конечных потребителей продукции.

«В случае с СБС-полимерами мы, в первую очередь, стремимся ориентироваться на актуальные запросы и потребности автодорожного сообщества. Как производители мы достигли определенных устойчивых результатов: сегодня наш марочный ассортимент СБС-полимеров обеспечивает возможность внедрения полимерных битумных вяжущих на большей части нашей страны. Однако мы не останавливаемся на достигнутом и совместно с нашими клиентами проводим постоянную работу по совершенствованию СБС-полимеров для решения особых задач, конечная цель которых - повышение надежности и безотказности дорожного хозяйства», - заявил Александр Петров.

Внутри предприятия_1-001.jpg

Участникам совещания и журналистам провели экскурсию на предприятии «Воронежсинтезкаучук», где можно было увидеть процесс производства материалов. Изготовление СБС-полимеров экологично и практически не наносит вреда окружающей среде. По информации пресс-службы «Воронежсинтезкаучука», эффективность передовой установки по очистке атмосферного воздуха на производстве достигает 99 %. Также делегацию пригласили в научно-исследовательский центр «Эластомеры», где специалисты продемонстрировали, как происходит создание продукта от стадии разработки марок полимера до выпуска и упаковки продукции.

Лаборатория_Айфон-001.jpg

После посещения предприятия Николай Быстров отметил, что рост применения ПБВ с использованием СБС в России - это итог долгой и планомерной работы регуляторов дорожной отрасли.

«В последние годы в дорожном строительстве мы наблюдаем импортозамещение - соотношение импортных и отечественных полимеров меняется в сторону отечественных. Производители и поставщики ПБВ при этом внесли огромный вклад как в разработку теории, так и практики применения ПБВ. Сегодня мы видели производство СБС-полимеров, которое расширяется не просто по мощности, но и по марочному ассортименту - наши коллеги из СИБУРа развивают разные марки, исходя из потребностей потребителей в зависимости от климатических особенностей регионов, где строятся дороги. Такая синергия позволяет нашему экспертному сообществу уверенными шагами приближаться к главной цели - созданию долговечных, надежных и качественных дорог, не требующих частых ремонтов», - отметил Президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ».

Перевозка СБС-полимеров-001.jpg

По итогам совещания между представителями компаний была достигнута договоренность о дальнейшей совместной работе по развитию полимерных решений в дорожном строительстве. Уже сегодня научные разработки и инновационные технологии открывают широкие перспективы и возможности использования битумов для качественных улучшений российских автомобильных дорог.

Виктория Брылёва

фото: предоставлены пресс-службой АО «Воронежсинтезкаучук»,
«ДорИнфо»

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
пїЅ