Материал «ДорИнфо» о ремонтных и строительных работах на дороге «Баяндай - Еланцы - Хужир» в Иркутской области

В этом году в Иркутской области приступили к капитальному ремонту участка автомобильной дороги «Баяндай - Еланцы - Хужир»: это направление ведет к одному из самых популярных туристических мест в регионе - острову Ольхону. Вопрос о ремонте дороги решался на протяжении нескольких лет. Дело в том, что остров находится на территории Прибайкальского национального парка - это особо охраняемая природная территория (ООПТ) федерального значения, которая была создана для сохранения природы западного побережья озера Байкал, поэтому ремонт здесь можно было выполнить только после изменения границ нацпарка и внесения изменений в законодательство. О том, как удалось решить данную проблему, какие работ предусмотрены на дороге, влияет ли ремонт на экологическую обстановку на острове, - в материале портала «ДорИнфо». Также в тексте - рассказ нашей корреспондентки, попавшей в аварию на дороге на остров Ольхон минувшим летом.

Дорога за н.п. Хужир в сторону севе.JPG

Ремонту быть или не быть?

Летом 2017 года житель Ольхона в ходе прямой линии пожаловался Президенту РФ Владимиру Путину на состояние автодорог: он сообщил, что после ужесточения экологического законодательства на острове стало невозможно содержать дороги. В частности, запрещена разработка карьеров для содержания грунтовых дорог, в связи с чем последние пришли в негодность.

Дорога «Баяндай - Еланцы - Хужир» проходит рядом с территорией Прибайкальского национального парка, где законом дорожное строительство запрещено: об этом местные власти говорили неоднократно. Собственно, это и стало камнем преткновения в вопросе реализации проекта, поэтому власти Иркутской области акцентировали свое внимание на том, что к строительству можно будет приступить только после внесения правок в законодательные документы. В частности, об этом говорил министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Крючков (занимал этот пост с февраля 2016 года до декабря 2019 года).

Участок дороги на Ольхоне.JPG

«Остров - это центральная экологическая зона, там запрещена разработка карьеров, это не дает возможности структурировать и строить дороги. Если будет поправка с разрешением вести работы для государственных и муниципальных нужд, это даст возможность изменить ситуацию. <…> Поселок Хужир как раз находится в границах нацпарка. Там есть определенные ограничения, даже на пастьбу скота. Ограничено строительство. И эти ограничения исходят из федеральных законов, а не региональных», - сообщил тогда Андрей Крючков.

В августе 2017 года в поселке Танхой Иркутской области Владимир Путин провел совещание по вопросам экологического развития Байкальской природной территории. В ходе встречи губернатор региона Сергей Левченко (занимал данный пост с октября 2015 года по 12 декабря 2019 года) заявил, что невозможно построить качественную дорогу на остров Ольхон без корректировки федерального законодательства. «Дело в том, что на острове Ольхон, который входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, запрещена добыча общераспространенных полезных ископаемых. Ближайший карьер расположен в Баяндаевском районе на расстоянии 160 км от острова Ольхон, вне центральной экологической зоны», - сказал Сергей Левченко.

Участок дороги на острове Ольхон.JPG

В ходе совещания Владимир Путин поручил правительству Иркутской области просчитать стоимость строительства дороги на острове Ольхон, добавив, что с федеральной стороны будет оказана финансовая поддержка реализации данного проекта. В итоге в 2017 году власти региона посчитали строительство дороги на Ольхоне по максимальному и минимальному вариантам. Так, максимальная цена составила 2 млрд рублей, второй же вариант - на 700 млн рублей дешевле.

В ходе долгих дискуссий вопрос решили: водоохранную зону сделали более привязанной к ландшафту, что фактически обеспечило охрану озера Байкал в рамках тех экологических норм, которые прописаны в законодательстве. Кроме того, для реконструкции участков, у которых нет населенных пунктов, ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» оформило ограниченное право пользования - сервитут.

«С целью сокращения срока процедуры согласования на проведение дорожных работ в границах особо охраняемой природной территории, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека, Правительством Иркутской области заключено соглашение с ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» об установлении сервитута в границах национального парка с целью проведения по реконструкции автомобильных дорог, расположенных на о. Ольхон, а также получено согласование Министерства природных ресурсов Российской Федерации о временном размещении строительной площадки для проведения работ по капитальному ремонту «Баяндай - Еланцы - Хужир» на участке км 159+532 - км 161+189», - рассказали корреспонденту портала «ДорИнфо» в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.

Дорога в черте Хужира.JPG

Эти действия позволили приступить к работам на участке дороги, ведущей на остров Ольхон.

Какие работы запланированы?

В декабре прошлого года между ОГКУ «Дирекция автодорог» и ООО «Дорожно-эксплуатационное» предприятие «БАЙКАЛ-138» был подписан контракт на выполнение капитального ремонта участка дороги протяженностью 5,6 км в Ольхонском районе. К работам на объекте приступили в конце апреля текущего года, капремонт рассчитан на два года.

Отрезок протяженностью 5 км имеет грунтовое покрытие. В рамках работ на дороге устроят земляное полотно и уложат асфальтобетон, устроят водопропускные трубы, нанесут разметку и установят знаки и барьерные ограждения. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую среду в рамках госконтракта предусмотрены локальные очистные сооружения с целью сбора и очистки поверхностного стока с покрытия автодороги.

IMG_0013.JPG

«При реализации мероприятий по капитальному ремонту вышеуказанного участка автомобильной дороги сложности по устройству локальных очистных сооружений отсутствуют. Контроль за ходом вышеуказанных мероприятий осуществляет ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», - отметили в пресс-службе Министерства транспорта области.

В ближайшие годы дорожные работы на Ольхоне продолжатся: всего предусмотрено четыре этапа приведения трассы в нормативное состояние. Первый этап - с 153,9-го по 159,5-й км: эти работы начаты в текущем году. Как сообщили в пресс-службе Министерства транспорта Иркутской области, в 2022 году капитально отремонтируют участок со 159,5-го км по 161,1-й км. В период с 2022 по 2024 годы выполнят реконструкцию на отрезке со 124,3-го км по 153,9-й км. Также в 2022-2024 годах планируют реконструировать участок автодороги «Хужир - Харанцы» с 0-го км по 5,1-й км. Работы будут выполнены во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента РФ от 14 августа 2017 года № Пр-1602 по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории 4 августа 2017 года.

Участок дороги после н.п. Хужир в с.JPG

Дорожные работы под наблюдением экологов

Корреспонденту «ДорИнфо» в пресс-службе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории сообщили, что вопросами контроля и негативного влияния ремонта дороги на Ольхоне на окружающую среду занимается ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»).

В рамках контроля за проведением капремонта дороги «Баяндай - Еланцы - Хужир» проводятся выезды, в ходе которых специалисты осматривают участок работ, включая площадку под складирование инертных материалов, а также местообитания редких видов растений в зоне влияния хозяйственной деятельности. В начале вегетационного периода 2021 года специалисты «Заповедного Прибайкалья» провели осмотр ценных местообитаний редких видов растений: нарушений местообитания и гибели растений в результате капремонта не выявлено.

«Установлено, что работы ведутся с учетом природоохранных рекомендаций, разработанных Учреждением на этапе проектирования работ. Совместно с подрядчиками произведено уточнение координат расположения ценных участков, в дальнейшем участки были огорожены для соблюдения их сохранности», - подчеркнули в пресс-службе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории.

Как дорога выглядит сейчас и безопасно ли по ней ехать?

В настоящее время двигаться на транспорте по дороге на Ольхон необходимо с крайней осторожностью. В этом лично убедилась корреспондент портала «ДорИнфо» Виктория Непогодина, попав в ДТП на участке трассы в августе этого года. Дорога от паромной переправы до Хужира - гравийная, участок довольно извилист и пролегает через холмистую местность. Ради безопасности приходится ехать со скоростью не более 30-40 км/ч.

Общественный транспорт на Ольхоне - УАЗы. Машины забирают туристов и местных жителей на остановке у паромной переправы и доставляют до населенных пунктов острова. Виктория вместе с другом сойдя с парома не успела сесть в УАЗ - все места уже были заняты. Водитель общественного транспорта ей посоветовал попросить довезти до Хужира любого водителя личного автомобиля, добавив, что таким способом многие добираются до поселка. Следующий общественный транспорт, примерно, должен был прибыть только через 30 минут. Виктория увидела на остановке женщину, управлявшую личным автомобилем УАЗ, - среди местных жителей эта марка машин распространена, так как на таком автомобиле можно легко преодолевать сложные участки дороги. Женщина-водитель согласилась довезти ребят до Хужира. Виктория и ее друг сели в салон, пристегнулись ремнями и поехали.

«В пути очень сильно трясло, было пыльно, летели камни от проезжающих по встречной полосе машин. Примерно на середине участка между паромом и Хужиром УАЗ съехал с дороги и опрокинулся. В результате ДТП машину наполовину смяло. Я сломала лучевую кость на руке, также у меня и друга были слегка разбиты головы. Женщине-водителю и ее знакомой, которая сидела на переднем сидении авто, повезло меньше - в момент аварии их выбросило через лобовое стекло, и они получили более тяжелые травмы. Ремнями безопасности они пристегнуты не были. Оперативные службы прибыли к месту аварии примерно через 15-20 минут. Мне, предварительно, сообщили, что у машины произошло повреждение колеса», - рассказала Виктория.

После ДТП пострадавшая пассажирка, жительница Ольхона, сообщила корреспонденту «ДорИнфо», что гравийная дорога доставляет неудобства водителям, резина на колесах быстро портится из-за текущего состояния проезжей части. Случаи, когда в пути рвется резина на колесах и автомобиль заносит, - частые.

Кроме того, Виктория обратила внимание на отсутствие на всем протяжении участка дороги инфраструктуры: АЗС, шиномонтажных мастерских, кафе. В нескольких километрах от трассы лишь изредка видны туристические базы. Поэтому, отправляясь на остров на личном авто, необходимо запастись бензином, проверить аптечку и убедиться в том, что автомобиль технически выдержит такую дорогу.

Виктория Брылёва

Автор фото - Кирилл Шипицин

*фото сделаны 3 года назад, но, по словам Виктории Непогодиной,
они отражают и нынешнее состояние дороги (без учета ремонтируемого участка)

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789