199034 +7(812)2450568

Без КАД-2 и жизнь не та: зачем Петербургу вторая кольцевая дорога

Разговоры о строительстве второй кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга идут несколько лет, однако до практического исполнения планов дело так и не доходило. Обсуждение проекта с новой силой началось в июле после совещания по вопросам развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области, которое провел Президент РФ Владимир Путин. Глава государства выступил с инициативой построить вокруг Северной столицы кольцевую трассу по аналогии с платной ЦКАД в Московской области. Рассказываем, что на данный момент известно о строительстве второй кольцевой дороги вокруг Петербурга и чем вызвана необходимость новой трассы.

Есть проблема: существующая КАД не справляется с трафиком

Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Северо-Запад», трафик на существующей кольцевой дороге вокруг Петербурга варьируется от 32 до 240 тыс. автомобилей в сутки в зависимости от участка и времени года. На КАД расположены 486 датчиков учета интенсивности движения, поступающая с них информация позволяет специалистам ФКУ анализировать данные о трафике.

Самый загруженный участок кольцевой автодороги сейчас - это отрезок от Мурманского шоссе (трасса Р-21 «Кола») до Красносельского шоссе (и внутреннее, и внешнее кольца). Здесь находится вантовый мост с подходами к нему, где максимальное количество машин в сутки может превышать 240 тыс., а также южный участок КАД, рассекающий районы города. В июле 2020 года на отрезке от пересечения КАД с Колтушским шоссе до пересечения с трассой «Кола» проезжало 201-210 тыс. автомобилей в сутки по восьми полосам внутреннего и внешнего колец, а на участке от вантового моста до Софийской улицы - 216-221 тыс. машин в сутки.

КАД_Вантовый мост.JPG

Далее по уровню загруженности идет участок от Мурманского шоссе до пересечения с дорогой «Санкт-Петербург - Матокса»: здесь также отмечается достаточно высокий трафик. На участке от Колтушского до Рябовского шоссе в июле прошлого года проезжало 186 тыс. машин в сутки, на отрезке от Рябовского шоссе до Пискаревского проспекта - 155-167 тыс., а на участке от Пискаревского проспекта до Мурино - 108-146,5 тыс.

От пересечения с дорогой «Санкт-Петербург - Мурино» в сторону проспекта Энгельса и далее трафик чуть ниже, однако в связи с продолжающейся жилой застройкой он увеличивается с каждым годом. Так, в июле прошлого года на участке от пересечения с дорогой «Санкт-Петербург - Мурино» до пересечения с проспектом Энгельса в среднем проезжало 95,7-108 тыс. машин в сутки, а от пересечения с проспектом Энгельса до Приморского шоссе трафик варьировался от 39,8 до 68,6 тыс. автомобилей.

Отрезок кольцевой дороги на юге также довольно загружен: в июле на участке от улицы Софийской до Таллинского шоссе датчики насчитывали от 177,8 до 216 тыс. машин в сутки. От Таллинского шоссе в сторону пересечения с дорогой к порту «Бронка» участок менее загружен: здесь интенсивность варьируется от 32,8 до 100 тыс. автомашин в сутки.

«Дорога действительно очень загружена. При проектировании КАД в проекте была заложена перспективная интенсивность. На сегодняшний день она превышена на некоторых участках более, чем в два раза. Так, в 2020 году перспективный трафик на участке от пересечения с Р-21 «Кола» до Софийской улицы предполагался на уровне от 84 до 105 тыс. автомобилей в сутки», - отметили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Северо-Запад».

Много разговоров, мало действий

Проектирование существующей КАД выполнялось в 1990-е годы: тогда никто не мог предположить такой бурной автомобилизации в городе. Но уже в 2010-е годы стало понятно, что существующая кольцевая дорога не справляется с трафиком: интенсивность движения превышает предполагаемую. С каждым годом количество автомобилей на дороге только увеличивается, и возникает необходимость строительства еще одной магистрали, которая разгрузит автомобильное движение.

Вопрос о возведении КАД-2 поднимался многократно. В 2011 году компания ЗАО «Петербург-ДОРСЕРВИС» (генеральный проектировщик КАД-1) предложила схему строительства второго кольца, а точнее радиально-дуговой магистрали, которая должна была обойти весь город, но не иметь дополнительной переправы через Финский залив. Тогда проектировщики предложили два варианта строительства. Первый - проложить трассу на расстоянии 20 км от Петербурга между КАД-1 и трассой А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо». Второй вариант предполагал реконструкцию до нужных параметров дороги А-120. Но, как видим, дело не сдвинулось дальше проработанной схемы.

КАД_.JPG

Еще в бытность министра транспорта РФ Игоря Левитина (занимал данную должность с марта 2004 года по май 2012 года) КАД-2 была включена в проект программы развития транспортного узла на 2015-2025 годы. В 2012 году власти Ленобласти готовили обращение к Правительству РФ с просьбой включить данный проект в госпрограмму Минтранса РФ и выделить деньги на стройку. Однако ни к проектированию, ни к строительству новой трассы так и не приступили. Осенью 2018 года сообщалось, что второе кольцо вокруг Петербурга могут образовать путем объединения Южного и Северного полуколец. Отметим, что Южное кольцо давно является трассой А-120, а Северное - в 2018 году передали из региональной в федеральную собственность. Тогда же первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Александр Тетерин заявил, что трассировка дороги на территории города и Ленобласти уже определена. Реализация проекта запланирована до 2048 года.

В начале 2021 года стало известно, что компания SIMETRA разработала для Ленинградской области программу Комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) на период до 2035 года и Комплексную схему организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ). В рамках ПКРТИ и КСОТ специалисты предложили более 600 дорожных мероприятий, в том числе строительство КАД-2.

Наконец-то перешли к действиям?

В июле текущего года Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти, на котором предложил построить новый автомобильный обход Санкт-Петербурга по аналогии с ЦКАД в Подмосковье.

«Мы с вами в свое время построили здесь Кольцевую дорогу, затем Северо-западный скоростной диаметр, развязки, в общем и целом ситуацию кардинальным образом поменяли. <…> Мы сейчас привлекаем средства ФНБ, для того чтобы продлить дорогу от Петербурга до Москвы, от Москвы до Екатеринбурга через Казань, и, таким образом, действующая трасса позволит двигаться от Балтики прямо до Урала. В этой связи, конечно, нужно подумать о том, чтобы создать новое, более удаленное кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга по аналогии с Центральной кольцевой дорогой, которую мы недавно открыли в Подмосковье. Думаю, что для такой крупной агломерации, как и Петербург и Ленинградская область, это будет, безусловно, востребовано», - сказал Владимир Путин.

Это предложение поддержал губернатор Петербурга Александр Беглов. Он отметил, что строительство КАД-2 актуально и для города, и для региона. По его словам, вторая кольцевая дорога позволит вывести транзитный трафик с КАД-1, а также разгрузит сеть региональных и местных трасс.

«Вопрос о КАД-2 поднимался много лет и разными руководителями, но на сегодняшний день пробки уже возникают в определенных точках КАД-1. Самое важное, что эта дорога пойдет по территории Ленинградской области и даст возможность соединить часть населенных пунктов города и области. Также это расширяет возможности трафика, который идет через Финляндию», - отметил Александр Беглов.

Глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов тоже считает, что и городу, и региону крайне необходима вторая кольцевая дорога. «КАД сегодня превратился, по сути, во внутригородскую магистраль, которая не способствует выводу транспорта за пределы города. Для Ленобласти КАД-2 даст дополнительный импульс развития территорий Всеволожского, Гатчинского, Тосненского и других районов. Важно, что магистраль будет выводить грузовой транзит дальше от населенных пунктов, что благоприятным образом скажется на безопасности движения», - процитировали слова Дениса Седова в пресс-службе комитета.

Спустя несколько дней после совещания, которое провел глава государства, вице-премьер России Марат Хуснуллин дал поручение ГК «Автодор» и Министерству транспорта РФ проработать вопрос строительства нового обхода Петербурга: необходимо определить трассировку, источники финансирования и примерные сроки реализации. В пресс-службе Госкомпании корреспонденту портала «ДорИнфо» сообщили, что предпроектные работы могут занять год. «Получили поручение, будем прорабатывать. Проработка предпроектная может занять год», - уточнили в пресс-службе «Автодора».

В пресс-службе Минтранса РФ порталу «ДорИнфо» сообщили, что министерство совместно с Росавтодором и ГК «Автодор» ведет работу по развитию сети федеральных дорог на территории Петербурга и Ленобласти. В рамках поручения Владимира Путина будут сформированы предложения по развитию существующих или строительству новых дорог для создания «дальнего» обхода Санкт-Петербургской агломерации.

«Кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга является одной из самых загруженных федеральных трасс. Резервы ее развития для движения транзитного транспорта в обход города практически исчерпаны. В связи с этим прорабатываются альтернативные варианты развития дорожной сети в обход агломерации», - сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Минтранса РФ.

При этом добавили, что в текущем году ФКУ Упрдор «Северо-Запад» завершает корректировку проекта реконструкции одного из самых загруженных участков существующего «дальнего» обхода Петербурга - дороги А-120 на участке от трассы М-11 «Нева» до автодороги Р-23 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия». В следующем году планируют приступить к строительным работам по расширению дороги до четырех полос движения.

«В настоящее время при участии субъектов РФ формируется опорная сеть автомобильных дорог, эта работа будет завершена до конца текущего года. В частности, разрабатывается также программа развития опорной сети, ключевыми приоритетами которой станут устройство обходов городов и ликвидация «узких мест», - добавили в пресс-службе Минтранса РФ.

Существующая КАД действительно перегружена: дорога не справляется с автомобильным трафиком. Решить эту проблему поможет новая трасса, которая возьмет часть нагрузки на себя. После совещания, которое провел Владимир Путин, процесс строительства второго автодорожного обхода Санкт-Петербурга, кажется, сдвинулся с мертвой точки, и есть основания рассчитывать, что проект не отложат в долгий ящик, а приступят к его реализации в ближайшие годы.

Виктория Брылёва

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
пїЅ