О дорожных работах на трассе М-4 «Дон» в 2020 и 2021 годах - в материале «ДорИнфо»
Трасса М-4 «Дон» проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей, Республики Адыгея и Краснодарского края. Дорога находится в ведении Госкомпании «Автодор». В доверительном управлении ГК находится 1835 км, длина пути от МКАД до Новороссийска - 1542 км, в том числе 848 км - длина платных участков. В прошлом году на магистрали ввели в эксплуатацию несколько крупных объектов, проводили строительно-монтажные работы на переходящих, в этом году на трассе продолжатся мероприятия в рамках строительства, реконструкции и ремонта. Подробнее о развитии скоростной автомагистрали к Черноморскому побережью - в материале портала «ДорИнфо», который открывает серию публикаций, посвященных итогам работ на федеральных трассах страны в рамках дорожного сезона 2020 года и планам на 2021 год.
Ввод в эксплуатацию крупных объектов
Как рассказали «ДорИнфо» в пресс-службе «Автодора», в июле 2020 года запустили движение по новому платному участку автодороги М-4 «Дон» в обход села Лосево и города Павловска в Воронежской области. Он проходит по территории Бобровского, Павловского и Верхнемамонского районов. Трасса имеет четыре полосы движения с разделенными встречными потоками и развязками в разных уровнях. На ней разрешен проезд со скоростью 110 км/ч. Напомним, до строительства участок в районе Лосева и Павловска был одним из самых проблемных на всей трассе. Здесь регулярно были пробки, в курортный сезон по пути к Черному морю или обратно водителей на несколько часов «сковывали» многокилометровые заторы.
Фото: с сайта ГК «Автодор»
Строительство участка с 633-го по 715-й км велось в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, заключенного между «Автодором» и ООО «Трансстроймеханизация». Подготовительные работы стартовали в мае 2017 года. На трассе возвели пять развязок: на 634-м, 673-м, 708-м, 712-м, 716-м км. Дорожники обустроили безопасные съезды на бесплатный альтернативный участок дороги на 698-м и 701-м км. Пункты взимания платы установлены на 636-м км на основном ходу и на 672-м км на съезде в Павловск.
Еще один введенный в прошлом году крупный объект находится в Республике Адыгея: на 1346-м км трассы М-4 в районе поселка Тугургой построили развязку. Она появилась на месте старого путепровода, возведенного в 1970-е годы. В составе новой развязки четыре путепровода (по направлению из Новороссийска на Южный обход Краснодара и обратно). Технические параметры объекта рассчитаны на 20-летнюю перспективу с учетом постоянного роста трафика на М-4 «Дон». Движение на участке организовано по трем полосам в каждую сторону, что позволяет повысить пропускную способность не только магистрали, но и других дорог в направлении Черного моря и обратно.
В Краснодарском крае сдали в эксплуатацию реконструированный мост через реку Джубга на 1439-м км федеральной дороги. Как сообщили в ГК, теперь автомобилистам доступны четыре полосы вместо двух. На объекте подрядчик разобрал старые конструкции моста, нарастил ростверки и опоры и усилил их современными материалами. По итогам выполнения всех мероприятий на участке трассы ликвидировано «узкое горлышко».
Еще одним крупным событием в рамках дорожной кампании стал ввод второго этапа строительства развязки на 1342-м км автодороги М-4 «Дон» в районе поселка Тлюстенхабль в Адыгее. Сооружение позволит обеспечить беспрепятственный проезд транспорта по восточному обходу Краснодара в районе поселка Тлюстенхабль. Дорога на этом участке доведена до параметров первой технической категории. С открытием развязки отрезок трассы стал безопаснее, так как убраны левоповоротные съезды, которые являлись потенциальными очагами аварийности. Кроме того, увеличена пропускная способность дороги в Теучежском районе Адыгеи между Тлюстенхаблем и Краснодарским водохранилищем. Суточная интенсивность движения на участке магистрали превышает 62 тыс. автомобилей, треть трафика - грузовики. К 2033 году, согласно прогнозам, суточный трафик может увеличиться до 79 тыс. машин. Новая развязка должна разгрузить не только трассу М-4 «Дон» на этом участке, но и улучшить транспортную обстановку внутри Адыгеи и в Краснодарском крае.
В декабре 2020 года досрочно открыли движение по первому участку обхода Аксая в Ростовской области. В эксплуатацию ввели отрезок трассы М-4 «Дон» с 1024-го по 1036,8-й км, реконструированный в рамках третьего этапа. Как сообщается на сайте «Автодора», председатель правления Госкомпании Вячеслав Петушенко в рамках церемонии сдачи объекта отметил, что «в связи с эпидемиологической ситуацией в 2020 году трафик на юг через Ростовскую область стал гораздо интенсивней. Строителям было сложнее работать, но они закончили реконструкцию на год раньше срока».
Фото: с сайта ГК «Автодор»
Теперь проезжая часть магистрали имеет шесть полос движения, встречные потоки на ней разделены. На участке возвели мост через реку Тузлов и путепровод через улицу Советская. Стоимость реализации проекта - 8,9 млрд рублей.
Безопаснее и комфортнее стали два участка трассы М-4 «Дон» в Тульской области: с 211-го по 218-й км и с 222-го по 225-й км (прямое направление). Речь идет о вводе в эксплуатацию первого и второго этапов реконструкции «тульских горок». Как рассказали в «Автодоре», такое название среди водителей участок трассы М-4 в Тульской области получил за то, что проходит по холмистой местности и представляет собой серию резких спусков и крутых подъемов. Теперь дорога соответствует первой категории, на ней имеются пересечения в разных уровнях, две развязки и пять искусственных сооружений. Отметим, что работы в рамках третьего этапа реконструкции «тульских горок» на участке с 275,4-го по 287,8-й км (обратное направление) в Тульской области планируют завершить в этом году.
Старт работ в 2020 году
В Краснодарском крае весной прошлого года началось строительство развязки в рамках реконструкции участка трассы М-4 «Дон» с 1517-го км по 1519-й км около села Виноградное. Работы на объекте закончат в текущем году. Проект реконструкции включает возведение двухуровневой развязки, расширение проезжей части до четырех полос. Общая протяженность участка - 4,7 км. Развязка улучшит доступность подъездов к Новороссийскому транспортному узлу и курортным поселкам возле Геленджика, в частности, к селу Кабардинка.
По информации «Автодора», в прошлом году началась реализация четырех крупных дорожных проектов по реконструкции и строительству, работы по которым завершат в 2023-2024 годах.
Так, к реконструкции приступили на участке трассы М-4 «Дон» с 715-го по 777-й км в Воронежской области. Срок завершения работ - 2023 год. Подрядчика выбрали в сентябре 2020 года - реконструкцией займется ООО «Трансстроймеханизация» за 16,3 млрд рублей. После окончания работ участок дороги станет платным.
Строительство начали в рамках масштабной реализации проекта Дальнего западного обхода Краснодара (ДЗОК). Трасса пройдет по территории Краснодара, Динского, Красносельского, Нововеличковского, Новотитаровского, Пластуновского сельских поселений Динского района Краснодарского края, а также Марьянского сельского поселения Красноармейского района Кубани. Дорога протяженностью более 50 км будет платной. На обходе построят 24 моста, путепровода и три развязки, ширина проезжей части составит 15 метров, ширина разделительной полосы - 3,7 метра. На всем протяжении обхода устроят освещение. В границах полосы отвода с двух сторон в районе станиц Новотитаровская и Нововеличковская разместят многофункциональные зоны дорожного сервиса.
Летом 2020 года состоялись торги на право заключения Долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и платную эксплуатацию участка трассы М-4 «Дон» в обход Краснодара. Максимальная стоимость контракта - порядка 41,57 млрд рублей. Победителем признали АО «Донаэродорстрой». Движение транспорта по ДЗОК планируют запустить в конце 2023 года. Ввод объекта в эксплуатацию увеличит пропускную способность дальних подходов к мосту через Керченский пролив, позволит перераспределить грузопоток с Новороссийского транспортного узла на трассу «Дон», выведет транзитный трафик из Краснодара, улучшит экологическую обстановку в городе, существенно повысит мобильность населения Краснодарской агломерации и ускорит социально-экономическое развитие Кубани.
В 2020 году началось строительство развязок на 1504,7-м км и 1515,3-м км дороги М-4 «Дон» в районе Геленджика. Ввод в эксплуатацию объектов намечен на 2023 год. Подрядчиков выбрали в июне прошлого года. Работами на 1504,7-м км занимается ООО «Строймагистраль» - развязку построят за 2,98 млрд рублей, общая протяженность объекта составит 3,5 км. Строительство сооружения на 1515,3-м км выполняет ООО «СтройЮгРегион» за более чем 5,8 млрд рублей. Здесь работы охватят 4,3 км.
В рамках реализации проекта обхода Аксая на трассе М-4 «Дон» в Ростовской области в конце прошлого года приступили к реализации пятого этапа - строительству участка с 1036,8-го по 1072,3-й км, а в начале прошлого года - к реконструкции в рамках первого и второго этапов с 1072-го км по 1091-й км. В целом проект обхода Аксая поделена на пять этапов: первые три предусматривают реконструкцию, четвертый - подготовку территории к строительству, пятый - строительство нового участка. Срок завершения всех этапов реализации проекта - 2024 год. Реконструкцию в рамках первого и второго этапов планируют завершить в 2022 году.
Благодаря строительству нового участка трассы сократится время в пути из центральной части России к побережью Черного моря, повысится мобильность населения внутри Ростовской агломерации, улучшится дорожно-транспортная ситуация в Ростове-на-Дону, что положительно скажется на безопасности движения в регионе.
В прошлом году на трассе М-4 «Дон» проведены и ремонтные работы, в том числе капитальные. В пресс-службе Госкомпании рассказали, что дорогу ремонтировали на территории Тульской, Воронежской, Ростовской областей, в Краснодарском крае и Адыгее. Общая протяженность вводимых объектов ремонта - 96,5 км. Капитально отремонтировали участки автодороги в Тульской, Липецкой, Воронежской областях общей длиной 86,2 км.
БДД на трассе М-4 «Дон»
В прошлом году на трассе М-4 «Дон» выполнены мероприятия для повышения безопасности дорожного движения. Работы были развернуты на территории шести регионов. В Подмосковье дорожники построили более 22 км пешеходного сетчатого ограждения, устроили более 1 км барьерного ограждения, смонтировали почти 50 знаков. В Тульской области установили три комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД, модернизировали светофор, построили 200 погонных метров пешеходного сетчатого ограждения и более 70 дорожных знаков.
На территории Липецкой области для повышения безопасности движения на трассе установили пять комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, модернизировали пять светофоров, металлическое барьерное ограждение появилось на участках протяженностью 1 км. В Воронежской области смонтировали семь комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, установили четыре светофора, заменили более 2,8 км металлического барьерного ограждения и еще 1,3 км устроили, также заменили почти 140 светильников. Кроме того, в регионе завершили строительство надземных пешеходных переходов на 492-м и 750-м км трассы.
В Ростовской области на автомагистрали в 2020 году появились пять комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, четыре информационных знака, шумовые полосы устроили на площади 25 кв. метров, пешеходное сетчатое ограждение построили на 806 метрах, металлическое барьерное ограждение - на 10,4 км. На Кубани для повышения безопасности движения смонтировали 4,6 км барьерного ограждения типа «Нью Джерси», 2,6 км - металлического барьерного ограждения, 213 метров - пешеходного и 7,7 км пешеходного сетчатого ограждения, поперечные шумовые полосы появились на участках общей протяженностью 35 км. Светофоров на дороге установили девять штук, знаков - более 400 штук, сигнальных столбиков - почти 500 штук.
Старт работ в 2021 году
Как рассказали в «Автодоре», в этом году на федеральной трассе стартуют строительно-монтажные работы на трех объектах. В Краснодарском крае начнут возведение разноуровневой развязки на 1522,2-м км. В Ростовской области приступят к строительству и реконструкцию участка с 777-го по 933-й км. Кроме того, в регионе начнут реконструировать правый мост через реку Северский Донец на 930,7-м км. Напомним, в августе 2019 года на 931-м км трассы запустили движение по временной переправе через Северский Донец. Ее возвели на период реконструкции основного правого моста. По временному переходу автомобили следуют в сторону Москвы. Проезд в южном направлении (из Москвы в сторону Ростова-на-Дону) действует по основной левой переправе. Добавим, что правый мост закрыли на реконструкцию в апреле 2019 года, специалисты выполняли проектирование работ на объекте. По их оценкам, на реконструкцию потребуется около двух лет.
Кроме того, на трассе М-4 «Дон» в текущем году запланированы ремонтные работы. На территории Московской, Тульской, Воронежской, Ростовской областей и в Краснодарском крае планируют отремонтировать 103,6 км дороги. В Липецкой области и Краснодарском крае намерены капитально отремонтировать 37,6 км. Как отметили в Госкомпании, перечень объектов ремонта и капитального ремонта дорог и их объем на 2021 год подлежит уточнению по результатам оценки транспортно-эксплуатационного состояния.
«Проведение работ по строительству и реконструкции позволит автомобилистам быстро, комфортно и безопасно проезжать по трассе М-4 «Дон», которая является ключевой транспортной связью Центрального региона и Юга России. Сократится время в пути, ускорится доставка грузов, улучшится дорожно-транспортная и экологическая ситуации в районах тяготения автомобильной дороги», - отмечают в «Автодоре».
Виктория Непогодина