13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Дороги в России будут «умнеть»

В России идет процесс цифровизации дорожной инфраструктуры. Комплексы весогабаритного контроля, фотовидеофиксации нарушений ПДД, «умные» светофоры и другие элементы интеллектуальных транспортных систем (ИТС) внедряют на федеральных, региональных и местных дорогах. Благодаря ИТС автомобилисты могут оперативно получать информацию о текущей обстановке на трассах, что позволяет создать более безопасную обстановку для всех участников движения. Кроме того, создание ИТС должно способствовать уменьшению площади изношенного покрытия трасс, увеличению пропускной способности и улучшению экологической обстановки. Для достижения таких результатов в России реализуют ряд масштабных проектов, в их числе - пилотный проект «Умная дорога» и мероприятия в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Как внедряют ИТС, где уже в этом году появятся «умные» дороги - читайте в материале портала «ДорИнфо».

Статья_ИТС_рамка.JPG

Тестирование цифровых технологий на российских дорогах

В сентябре прошлого года в дорожно-транспортной отрасли России запустили проект платформы «Автодата» по сбору автомобильных данных. В рамках него предполагается создать цифровую площадку для сбора, хранения и обработки автомобильных и транспортных данных уже существующих цифровых систем. Как рассказал порталу «ДорИнфо» пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС» Ярослав Федосеев, «Автодата» включает в себя ряд направлений, в том числе пилотный проект «Умная дорога», предусматривающий создание системы «умных» дорог. В рамках его реализации в ближайшие три года городскую инфраструктуру в регионах обеспечат необходимыми цифровыми технологиями, позволяющими транспорту обмениваться друг с другом информацией. Пилотное тестирование проект пройдет в Тамбове, Самаре, Волгограде, Курске. В частности, в городах планируется установить технологию V2X, с помощью которой будет происходить обмен данных между участниками дорожного движения, объектами инфраструктуры и операторами управления движением.

В настоящее время работы по реализации проекта уже стартовали в Курске. По информации Комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области, в городе уже этой весной запустят интеллектуальную транспортную систему мониторинга и управления движением. Ее внедрением занимается «Центр управления «умной дорогой» платформы «Автодата». В свою очередь НП «ГЛОНАСС» предоставляет необходимое оборудование и организует его монтаж.

ИТС установят на участке трассы «Курск - Льгов - Рыльск - граница с Украиной» от проспекта Ленинского Комсомола в микрорайоне Волокно Курска до села Дьяконово в Октябрьском районе области. На данном участке внедрят единую систему автоматизированного управления светофорами с учетом загруженности, детекторами транспорта, стационарными камерами видеонаблюдения, комплексами фиксации нарушений ПДД.

Участок дороги «Курск - Льгов - Рыльск - граница с Украиной» выбрали для внедрения ИТС исходя из технических критериев. Как отметили в комитете, специалисты подбирали отрезок, где с технической точки зрения можно реализовать отработку определенных сценариев дорожных ситуаций. Так, участок от проспекта Ленинского Комсомола до села Дьяконово пролегает через границу двух муниципалитетов и пересекает один из густонаселенных микрорайонов областного центра. Вблизи магистрали расположены учебные заведения, городская больница, пожарная часть. Здесь имеется достаточное количество перекрестков, где можно регулировать проезд различного вида транспорта, контролировать пешеходные потоки.

В настоящее время специалисты уже монтируют и выполняют наладку необходимого оборудования на дороге. Планируется, что система заработает к концу апреля 2020 года. Эксперимент, в ходе которого специалисты изучат возможности системы, отработают заданные сценарии дорожной ситуации на практике, продлится несколько месяцев. После чего специалисты проведут анализ полученных данных, который покажет эффективность внедрения программного обеспечения на других участках дорог в регионе.

В тестировании примут участие автомобили крупных промышленных предприятий города и служб экстренного реагирования, а также общественный транспорт. Их оснастят специальными дорожными модулями, которые предназначены для обеспечения обмена информацией между бортовым оборудованием транспортного средства и сервисной платформой центра обработки данных. Аккумулируя полученные данные, ИТС будет предлагать оптимальные варианты решения дорожно-транспортных ситуаций для всех участников движения и в автоматическом режиме регулировать автомобильные и пешеходные потоки.

Предполагается, что программа позволит заблаговременно информировать водителей о текущей обстановке на пути следования. Например, передавать информацию о наличии пешеходов на нерегулируемом переходе, препятствиях или приближении автомобилей экстренных служб. Кроме того, ИТС позволит прогнозировать транспортную ситуацию на отдельных участках дорог, что будет способствовать повышению безопасности движения и удобству передвижения водителей и пассажиров.

Статья_ИТС,_дорога.JPG

В глобальном смысле проект «Умная дорога» подразумевает целый комплекс мер: от решения локальных транспортных проблем до формирования единой системы мониторинга ситуации на магистралях в отдельных городах и регионах.

Реализуется пилотный проект по внедрению технологии V2X и в Тамбовской области. Здесь работа по созданию интеллектуальной транспортной системы в городе Тамбов началась осенью прошлого года. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в Департаменте общественных связей и информационной политики администрации региона со ссылкой на Управление автомобильных дорог и транспорта области, в субъекте в рамках внедрения на дорогах пилотных технологических макетов «Умная дорожная сеть» и «Умная магистраль» создали рабочую группу. В нее вошли представители НП «ГЛОНАСС», профильных подразделений администрации области, УГИБДД по региону, а также мэрии Тамбова.

Для проведения испытаний специалисты выбрали максимально отвечающий критериям участок дороги - улицу Киквидзе от улицы 40 лет Октября до границы областного центра (в направлении Москвы). Данный дорожный отрезок наиболее информационно насыщенный, поскольку включает в себя маршруты общественного транспорта, комплексы ФВФ, светофоры, пешеходные переходы и др. В настоящее время согласованы три сценария проведения испытаний на пилотном участке дороги.

На реализацию проекта средства из областного или городского бюджетов не предусмотрены. Как сообщили в департаменте, по имеющейся от НП «ГЛОНАСС» информации, проект платформы «Автодата» реализуется во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина. Объем финансирования проекта «Автодата» до конца 2019 года составил 325 млн рублей.

Читайте также: «Умная дорога»: миф или реальность для России?

Внедрение ИТС в рамках БКАД

Процесс цифровизации дорожной инфраструктуры в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стартовал в регионах России в 2019 году. Как сообщает пресс-служба Росавтодора, развитие ИТС является одной из приоритетных целей, направленной на улучшение дорожно-транспортной ситуации. К завершению реализации нацпроекта - концу 2024 года - ИТС появятся в 56 регионах. В перечень субъектов вошли Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Удмуртская и Чувашская Республики. Также внедрять ИТС будут в Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, в Архангельской, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Новосибирской областях и других субъектах.

Кроме того, в рамках БКАД ИТС создадут в 64 городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. На эти цели из федерального бюджета выделено 42 млрд рублей (по 8,4 млрд рублей ежегодно). Доведение средств планируется путем предоставления трансфертов из федерального бюджета. Уже разработана методика и форма подачи заявки на получение трансфертов, при этом субъект самостоятельно решает, как распоряжаться данными средствами.

Концепция внедрения ИТС включает в себя на муниципальном уровне создание локальных центров системы, на региональном - унифицированную Единую цифровую платформу и на федеральном уровне - цифровую платформу. Создание последней необходимо для поддержки стратегического управления развития автотранспорта и дорожного хозяйства, ведения общесистемного отраслевого банка данных, управления и контроля хода выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, управления транспортно-эксплуатационным состоянием дорог и других целей.

ИТС в Белгородской области

На сегодняшний день в некоторых субъектах страны уже установлены отдельные элементы ИТС. Как сообщили в Департаменте внутренней и кадровой политики Белгородской области Управлении информации и социальных коммуникаций со ссылкой на Департамент цифрового развития региона, в субъекте значительная часть дорог оснащена комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД, пунктами весогабаритного контроля, автоматизированными камерами контроля соблюдения правил остановки и стоянки транспортных средств. В этом году в Белгороде устроят выделенные полосы для общественного транспорта на улицах Богдана Хмельницкого и Щорса. Кроме того, для уменьшения дорожных заторов, повышения мобильности жителей населенных пунктов, сейчас в области устанавливают программно-аппаратные комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, контроллеров и светофоров. Вся информация с них будет направляться в центр организации дорожного движения (ЦОДД). В рамках следующего этапа в 2021 году интеллектуальные светофоры и комплексы фотовидеофиксации появятся не только на центральных магистралях, но и прилегающих к ним улицах. В результате элементы ИТС охватят весь центр Белгорода, улицы, примыкающие к Соборной площади, а также спальные районы.

Статья_ИТС_дорога-город.JPG

На развитие ИТС на территории Белгородской городской агломерации субъекту планируется направлять по 80 млн рублей в течение трех лет. Для получения субсидии региону необходимо подать заявку с описанием областного проекта в соответствии с методическими рекомендациями Министерства транспорта РФ.

В опубликованной на сайте Росавтодора презентации «Интеллектуальная транспортная система Белгородской городской агломерации» сообщается, что внедрение ИТС в агломерации включает в себя шесть направлений. Речь идет о выполнении работ по контролю и профилактике нарушений правил остановки и стоянки транспорта, а также правонарушений, совершаемых большегрузным транспортом во время движения. Кроме того, предусмотрены мероприятия по развитию платного парковочного пространства с применением средств фотовидеофиксации, по развитию централизованной системы управления пассажирскими перевозками, по снижению количества ДТП и мониторингу транспортных потоков на перекрестках, а также по созданию АСУДД с подключением всех узлов транспортной сети муниципалитета.

В результате реализации шести направлений предполагается, что в Белгородской агломерации количество ДТП с пострадавшими сократится на 25-35 %, уровень смертности на дорогах радикально уменьшится, долговечность качественного покрытия дорог повысится до 20-30 %, нагрузка на общественный транспорт оптимизируется на 25-35 %, логистическая доступность ключевых социальных объектов облегчится на 20-30 %, показатель вредных выбросов в атмосферный воздух снизится до 15 %.

ИТС в Югре

По информации Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО, в рамках БКАД с 2019 по 2024 годы в Югре установят 24 автоматических пункта весогабаритного контроля транспортных средств, включающих в себя несколько систем с единым интерфейсом. Речь идет о комплексах фотовидеофиксации нарушений ПДД, весогабаритного контроля транспорта и организации специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также о подсистемах мониторинга транспортных потоков и состояния дорог, информирования участников дорожного движения, мониторинга погодных условий.

В этом году планируется устроить семь таких автоматических пунктов. Элементы ИТС появятся на дорогах «Нефтеюганск - Сургут» (47,7-й и 54,6-й км), «Югорск - Таежный» (436,9-й км), Р-254 «Иртыш» (25,8-й км), «Сургут - Нижневартовск» (38,6-й и 210,7-й км), «Ханты-Мансийск - Талинка» (11,3-й км). Сейчас заключены контракты на выполнение инженерных изысканий, разработку проекта по капремонту семи участков дорог с устройством автоматических пунктов. Разработать документацию должны до 30 апреля.

Статья_ИТС_табло_весогабаритный.JPG

ИТС в Калининградской области

В настоящее время создание интеллектуальной транспортной системы в Калининградской области находится на стадии планирования, сообщает пресс-служба правительства региона. Предполагается, что в рамках реализации проекта участникам движения будут предоставлены сервисы по информированию о ситуации на дорогах.

Для создания интеллектуальной транспортной сети в субъекте предстоит объединить существующие системы мониторинга состояния, управления дорожным хозяйством и организацией движения. В результате будет создана ИТС, позволяющая одновременно отслеживать, предупреждать и менять условия движения, управлять светофорами, наружным освещением. В Калининградской области в рамках внедрения ИТС планируют устроить на дорогах метеостанции, камеры фотовидеофиксации, пункты весогабаритного контроля, светофоры, дорожную технику, оснащенную ГЛОНАСС.

ИТС в Самарской области

Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе правительства Самарской области со ссылкой на министерство транспорта и автомобильных дорог региона, с целью внедрения в субъекте интеллектуальной транспортной системы министерство разместило государственный заказ на выполнение научно-исследовательской работы. В частности, сейчас ищут подрядчика, который разработает и актуализирует документы транспортного планирования Самарско-Тольяттинской агломерации, разработает региональный проект создания элементов ИТС, в рамках которой в дальнейшем специалисты определят участки для устройства системы и наметят определенные виды работ.

Согласно документации по торгам, размещенным на портале Госзакупок, в ходе научно-исследовательской работы подрядчик сделает предварительный анализ условий развития транспортной системы, разработает предложения по изменению маршрутной сети агломерации всеми видами транспорта, подготовит прогнозные сценарии развития транспортной системы Самарской области и муниципалитетов Самарско-Тольяттинской агломерации. Также речь идет о разработке технического проекта создания и внедрения элементов ИТС Самарской области, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в Самарско-Тольяттинской агломерации.

Актуальные проблемы создания ИТС и пути их решения

Как сообщили в пресс-службе Росавтодора, положительные результаты внедрения ИТС за рубежом с одной стороны привели к актуализации данной темы для России, с другой стороны - к появлению большого количества интеграторов ИТС, устанавливающих подсистемы в целом или элементы ИТС без обоснования их эффективности. Такой подход приводит к значительному удорожанию стоимости проекта при низкой эффективности ИТС. Решение данной проблемы возможно с помощью введения обязательного технико-экономического обоснования проектов ИТС, основанного в том числе на методах имитационного моделирования транспортных и пешеходных потоков.

В настоящее время в России отсутствуют требования к технико-экономическому обоснованию проектов ИТС, как к инструменту актуализации и обоснования стоимости их разработки. Нет единой классификации работ при проведении экспертизы таких проектов. Также сейчас в стране достаточно активно разрабатываются только отдельные разрозненные элементы ИТС, что диктуется не долговременной стратегией, а текущими потребностями транспортного комплекса. Кроме того, заказчики проектов ИТС не имеют инструмента формализации требований к этим системам.

Таким образом, на сегодняшний день возникает потребность в разработке методического документа, регулирующего вопросы создания ИТС, начиная с формирования требований к проектированию системы до ввода ее в эксплуатацию. Решить данную задачу планируется в рамках БКАД: программа по внедрению ИТС на дорожной сети субъектов реализуется по федеральному проекту «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».

Виктория Непогодина

Фото: архив «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений