О том, какие противопаводковые мероприятия проводятся на региональных и федеральных дорогах - в материале «ДорИнфо»
В марте с наступлением устойчивых теплых температур воздуха начинается активное таяние снега, что приводит к подъему уровня воды в реках и водоемах. Это явление, с которым ежегодно сталкиваются российские регионы, называется весенним паводком. Из-за интенсивного разлива рек возрастает риск подтопления или даже затопления дорог, низководных мостов, населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий. О том, как готовят региональные и федеральные дороги к весеннему половодью, каковы прогнозы специалистов в этом году, как планируют ликвидировать последствия возможных подтоплений на трассах, читайте в материале «ДорИнфо».
Паводок - резкий подъем уровня воды, возникающий в результате быстрого таяния снегов, ледников или обильных дождей. Продолжительность данного явления - от нескольких часов до нескольких суток. Особенность паводка в том, что он проходит каждый раз по-разному: иногда не нарушая жизнедеятельность людей, а иногда приводя к тяжелым последствиям. Каждый год с началом оттепели на территории российских регионов проводится ряд мероприятий для предотвращения подтопления населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, заготавливаются необходимые материалы для ликвидации возможных последствий весеннего паводка. На российских дорогах также проводят комплекс противопаводковых мероприятий.
Федеральные трассы
Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора, в рамках противодействия паводковым явлениям в каждом подведомственном Росавтодору ФКУ уже составлен перечень участков дорог, которые могут оказаться в зоне подтопления. За этими участками устанавливается наблюдение для принятия оперативных мер в случае воздействия на них паводка.
По информации пресс-службы Росавтодора, весной и летом этого года вероятность возникновения именно опасных паводковых явлений возможна на 35 участках федеральных трасс: из них 13 участков находятся в Северо-Западном федеральном округе, 10 - в Поволжье, 8 - в Южном федеральном округе, 4 - на Дальнем Востоке. Всего для обеспечения бесперебойного и безопасного проезда по трассам сформировано 1117 бригад, куда вошли 9692 человека. Также заготовлено более 692 тыс. кубометров инертных материалов и почти 3 тыс. кубометров пиломатериалов. В случае необходимости на дороги готовы выйти 5820 единиц специализированной техники.
Подготовка федеральных дорог к весенним паводкам уже началась: на сегодняшний день созданы специальные противопаводковые комиссии, которые проводят мониторинг паводковой ситуации и патрулирование участков трасс, также ведется расчистка водопропускных труб, подмостовых русел и водосборных сооружений.
Как сообщает пресс-служба ФКУ Упрдор «Прибайкалье», в Иркутской области специалисты определили 25 участков федеральных дорог, которые подвержены затоплению больше остальных. Из них 11 находятся на трассе А-331 «Вилюй», еще 11 - на дороге Р-255 «Сибирь», три - на трассе Р-258 «Байкал». Для предотвращения возможных последствий паводка заготовлено 53 тыс. кубометров инертных материалов, готовы 276 единиц спецтехники, созданы аварийные бригады численностью 550 человек. Подрядные организации приобретают установки для пропаривания наледей в водопропускных трубах, также разработаны схемы объездных маршрутов, определены площадки для временных стоянок машин.
По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Приуралье», федеральные дорожники в Республике Башкортостан также готовы к весеннему паводку. Специалисты оценили состояние искусственных сооружений и дорожного полотна и назвали потенциально опасные участки федеральных трасс. Так, риск подтопления существует на мостах через реки Ямансаз и Чермасан на трассе М-7 «Волга», а также на мостах через реки Ик, Белая, Дема, Сим, Уршак на дороге М-5 «Урал». Кроме этого, проблемные участки выявлены на мостах через реки Ашкадар, Юшатырь, Абиульган и Салмыш на трассе Р-240 «Уфа - Оренбург». На данный момент сформировано 26 бригад из числа сотрудников ФКУ Упрдор «Приуралье», заготовлено более 5 тыс. кубометров инертных материалов.
Как сообщает пресс-служба ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Калининградской областях для ликвидации возможных подтоплений сформировано 89 бригад общей численностью 1146 человек. Здесь насчитывается около 99 потенциально опасных участков протяженностью 52,2 км. Большая часть из них находится рядом с водопропускными трубами и низководными искусственными сооружениями. В случае возникновения чрезвычайной ситуации к работе готовы 527 единиц спецтехники. Кроме этого, для ликвидации последствий заготовлено 8136 кубометров инертных материалов и 92,8 кубометров пиломатериалов. Также к 17 февраля была собрана противопаводковая комиссия из числа руководящего состава ФКУ, утвержден график дежурства групп оперативного реагирования для контроля за потенциально опасными и низководными искусственными сооружениями, федеральные дорожные службы переведены в режим повышенной готовности.
Дороги федерального значения в пяти регионах Центрального и Приволжского округов также готовы к весенним паводкам. Так, по информации ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород в Московской, Владимирской, Ивановской и Нижегородской областях и в Республике Мордовия в период половодья будет проводиться круглосуточный контроль состояния участков, которые наиболее подвержены подтоплению. В Московской области имеется 3 таких участка, во Владимирской области - 15, в Ивановской области - 14, в Нижегородской области - 19, в Мордовии - 27. Для ликвидации ЧС в период половодья организовано 25 мобильных аварийных бригад. В случае необходимости устранять последствия будут более 250 специалистов и 180 единиц спецтехники. Отмечается, что для пяти регионов ЦФО и ПФО заготовлено 23,45 тыс. кубометров инертных материалов.
Трассы федерального значения в Республиках Татарстан и Марий Эл, в Удмуртский Республике и в Ульяновской области с 26 марта будет осматривать специальная противопаводковая комиссия, чтобы определить потенциально опасные участки. Об этом сообщили в пресс-службе ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Заготовлено 12 тыс. кубометров инертных материалов, 30 кубометров пиломатериалов и необходимый инвентарь для выполнения работ по пропуску ледохода и паводковых вод. Сформировано 78 бригад, куда вошло более 420 человек, к ликвидации возможных последствий готовы 226 единиц техники.
К весеннему паводку готовят федеральные трассы и на Урале. Здесь в Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Свердловской, Тюменской и Курганской областях определили 30 потенциально опасных участков дорог. По информации пресс-службы ФКУ «Уралуправтодор», с 1 апреля планируют начать круглосуточное дежурство на данных участках, а до 10 апреля специалисты планируют осмотреть все мосты и трубы на федеральных дорогах. На сегодняшний день для предупреждения и ликвидации последствий паводка заготовлено 60,4 тыс. кубометров инертных материалов и 67 кубометров пиломатериалов, также в случае необходимости к работе смогут приступить 310 единиц техники и 39 дорожных бригад, куда входит 317 человек. Специалисты уже разработали и согласовали схемы объездных дорог на случай подтопления трасс.
По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Каспий», в Республике Калмыкия и Астраханской области также определили потенциально опасные участки федеральных дорог: их общая протяженность составляет 13 км. Шесть таких участков протяженностью 9 км находятся на дороге Р-215 «Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала», еще четыре участка протяженностью более 4 км - на трассе Р-216 «Астрахань - Элиста - Ставрополь». Также специалисты определили опасность подтопления мостов через реки Бертюль, Хурдун, Таранхол, Три Ерика и трех водопропускных труб на трассе Р-215 в Астраханской области. Для ежедневного мониторинга специалисты установили водомерные рейки. Дорожники заготовили 3,441 тыс. кубометров инертных материалов и около 11 кубометров пиломатериалов. В случае необходимости на дороги готовы выйти 86 единиц техники и 16 бригад, куда вошли 230 рабочих.
Как отметили в пресс-службе Росавтодора, в случае чрезвычайной ситуации или при её угрозе предусмотрено оповещение граждан о том, какие участки федеральных дорог оказались затоплены или могут оказаться в зоне подтопления, а также о возможных ограничениях движения. Кроме этого, между Росавтодором, Министерством транспорта России, МЧС России и Госавтоинспекцией заключены все необходимые соглашения о взаимодействии, включая информационное, для оперативного реагирования в случае необходимости.
Подготовка региональных дорог к паводку в центре и на северо-западе
Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, на участках региональных дорог, подверженных затоплению, проводится ряд противопаводковых мероприятий. Так, сейчас специалисты ГБУ МО «Мосавтодор» наблюдают за сохранностью мостов и больших водопропускных труб в период прохождения ледохода и паводковых вод, расчищают входы и выходы оголовков и русел больших водопропускных труб, очищают метровую зону ездового полотна вдоль барьерных и парапетных ограждений для обеспечения доступа к металлическим барьерным ограждениям, парапетам, водоотводным трубкам, окнам и лоткам.
Как отметили в пресс-службе Минтранса Подмосковья, при необходимости на затопляемых мостах производится демонтаж металлических перил и бруса барьерных ограждений, которые по окончании паводка установят на место. Кроме того, в случае необходимости изменят схему дорожного движения и установят соответствующие знаки. В этом году на территории Московской области больше всего подвержены затоплению участки дорог, которые находятся поблизости с крупными реками, в частности, в Коломенском городском округе и в городском округе Луховицы.
В Ленинградской области специалисты областного комитета по дорожному хозяйству и государственного ГКУ «Ленавтодор» начали выездные проверки готовности региональных дорог к прохождению весеннего половодья. Особое внимание уделяется обследованию водопропускных труб и мостов. Об этом корреспонденту портала «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе комитета по дорожному хозяйству Ленобласти. Так, при своевременной очистке проходящих под трассой коммуникаций можно гарантировать отсутствие серьезного уровня подъема талых вод, а регулярный промер глубин около мостов позволит предупредить начало паводка. В данный момент в Ленинградской области созданы противопаводковые комиссии, организованы пункты мониторинга для постоянного контроля подъема талых вод. В пресс-службе отметили, что традиционного сильнее всего подвержен паводку восток области. В случае подтопления на региональные трассы готовы выйти порядка 400 единиц спецтехники.
Подготовка дорог к паводку в регионах Поволжья и Сибири
В Республике Татарстан на сегодняшний день утвержден план противопаводковых мероприятий в период весеннего половодья. В соответствии с ним проводят обследование и определение мостовых сооружений, требующих выполнения укрепительных работ, а также проведения рыхления ледового покрова, обследование и определение автодорог, которые потенциально подвержены подтоплению для дальнейшего контроля обстановки. В данный момент заготовлено необходимое количество дорожно-строительных материалов и средств, которые понадобятся для проведения аварийно-восстановительных работ на участках дорог, подвергшихся весеннему паводку.
Специалисты уже определили потенциально опасные участки дорог в Татарстане, где возможны переливы через дорогу, установили сигнальные вехи в местах возможного перелива над проезжей частью, очистили обочины и откосы земляного полотна от снежного покрова, обследовали искусственные сооружения и провели замеры толщин ледового покрова рек перед мостовыми переходами для определения необходимости проведения мероприятий по рыхлению.
В пресс-службе Минтранса Татарстана 16 марта порталу «ДорИнфо» сообщили, что уже очищено 11874 водопропускных труб из 12449. Для обеспечения безаварийного пропуска весеннего паводка на территории Татарстана заготовлено 33379 кубометров щебня, песка и других материалов, а также 3740 погонных метров пиломатериалов и металлических труб.
Что касается Оренбургской области, то здесь 14 марта был издан приказ о создании противопаводковой комиссии. Об этом корреспонденту портала «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбуржья. На сегодняшний день собраны бригады с закрепленной за ними необходимой техникой и механизмами для ликвидации аварийных ситуаций, заготовлены запасы строительных материалов, проведены работы по очистке от снега и наледи проезжей части и обочин, также ведется очистка придорожных канав, кюветов и водопропускных труб. Кроме того, проводятся мероприятия по обеспечению сбора информации с мест перелива и размыва земляного полотна и искусственных сооружений. На период прохождения паводка в регионе обеспечено круглосуточное дежурство.
Как отметили в пресс-службе регионального Минтранса, на мостах в прошлом году заблаговременно провели очистку русел и подмостового пространства от кустарниковой растительности, топляка и наносного грунта. В частности, такие работы были проведены на реке Урал в Илекском, Оренбургском, Саракташском, Беляевском, Кувандыкском районах. Также специалисты осматривают низководные мосты: в местах разрушений ведутся сварочные работы по восстановлению целостности конструкций. При этом съемное ограждение безопасности на всех затопляемых мостах будет демонтировано непосредственно перед подъемом воды.
Дорожники вырубили изо льда понтонный мост через реку Илек на дороге «Покровка - Дивнополье» - сооружение разберут на период весеннего прохождения воды и ледохода. Переправа людей при большой воде будет организована на буксирно-моторном катере. Также по состоянию на 21 февраля проведены замеры толщины льда у опор проблемных низководных мостов через реку Урал на дорогах «Уральское - Уртазым» в Кваркенском районе, «Кувандык - Новоуральск» в Кувандыкском районе и «Подъезд к селу Нижнеозерное от а/д А-305 «Оренбург -Илек - граница Республики Казахстан» в Илекском районе. Кроме того, на низководных мостах распиливают лед и выполняют работы по «черчению» льда. С 11 марта по мосту на подъезде к Нижнеозерному ограничено движение транспорта.
По информации пресс-службы Минтранса Оренбургской области, в ближайшее время запланированы взрывные работы в районе пяти мостов: через реку Большая Кинель на дороге «Подъезд к селу Старомукменево от а/д «Заглядино - Рязановка»» у села Старокульшарипово, через реку Урал у села Нижнеозерное на подъезде к селу Нижнеозерное, через реку Урал у села Верхнекардаиловка на дороге «Уральское - Уртазым», на 140-м км дороги «Орск - Домбаровский - Светлый» и через реку Джуса на трассе «Оренбург - Орск – Шильда - граница Челябинской области».
Дорожники в Красноярском крае также начали работу по подготовке региональных дорог и мостов к весеннему паводку. Так, по информации пресс-службы КГКУ «КрУДор», специалисты проводят осмотр искусственных сооружений, инженерных систем для определения их готовности к пропуску растаявшего снега. «Это очень важно, поскольку наличие исправной водопропускной системы, пожалуй, главный элемент, позволяющий предотвратить последствия, связанные с паводками. Пик противопаводковых работ, как правило, приходится на апрель. Сейчас в рамках работ по содержанию производится расчистка труб и русел рек», - рассказал начальник отдела ремонта автодорог КГКУ «КрУДор» Александр Огурень.
Сейчас дорожники сбрасывают валы снега с обочин, расчищают кюветы, также подрядные организации заготавливают инертные материалы, проверяют исправность спецтехники и запасаются топливом.
В пресс-службе КГКУ «КрУДор» отметили, что при проведении обследования региональных дорог и мостов определяются наиболее подверженные разрушению участки. Сейчас в этом перечне около 260 участков на 150 региональных дорогах. «Если распределять объекты по группам районов, то на западе можно выделить Ужурский, Шарыповский, Назаровский и Бирилюсский районы - всего около 50 участков. Здесь подтопления возможны за счёт большого количества ровных полей. В Бирилюсском районе практически каждый сезон размывает участок со 102-го км по 107-й км автодороги «Ачинск - Бирилюссы» из-за низкой поймы реки Чулым», - отметил Александр Огурень.
Также подвержены разрушению автодороги в Канском и Новоселовском районах (8 участков), в частности на 17-м км дороги «Новосёлово - Шира» водопропускная система не справляется с переливом, а вблизи деревни Интикуль отмечается скопление большого количества воды: сейчас здесь проводятся работы по устройству дополнительных труб. Кроме того, в зоне подтопления находится Балахинский район: при резком таянии паводковых вод возможны размыв земполотна и разрушение труб на 22-м км дороги «Тюльково - Якушево». На юге Красноярского края весенние подтопления традиционно происходят реже, а на севере - практически не случаются вообще.
«Отмечу, что вот уже на протяжении трёх лет паводки довольно стабильные и не несут крупных разрушений. Такая ситуация складывается за счёт температурного режима. В основном это плюсовая температура днём и минусовая ночью, подтаявшие воды успевают вымораживаться и резкого таяния не происходит», - сказал Александр Огурень.
Дополнительно при сезонном мониторинге составляется перечень участков дорог, которые подвержены разрушениям от прорыва дамб и защитных сооружений на водоемах. В 2020 году на территории Красноярского края насчитано 30 таких участков дорог в 18 районах. Как отметили в пресс-службе КГКУ «КрУДор», прорыв защитных сооружений - все же редкий случай в регионе. Последний раз такая ситуация была зафиксирована в 2012 году при разливе озера Большое.
В качестве предупреждающих мероприятий в Красноярском крае ежегодно составляется прогноз вскрытия рек, ведутся работы по ослаблению ледового покрова и давления льда на опоры мостов. Для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций создаются мобильные дорожные и мостовые группы для постоянного наблюдения за ситуацией. Дорожники обеспечены всей необходимой спецтехникой, запасом топлива, спецодеждой, медицинскими средствами и расходниками для оборудования. В случае возникновения чрезвычайной ситуации дорожники совместно с ГИБДД и МЧС принимают решения по ограничению или закрытию движения на участке, а также по обеспечению альтернативных путей объезда и приступают к устранению ликвидации последствий.
Виктория Брылёва
Фото: архив «ДорИнфо»