После реконструкции мост через Волхов на трассе Кола в Ленобласти ввели в конце 2018 года, что было сделано на объекте - в материале «ДорИнфо»

В конце прошлого года - 28 декабря - в Волховском районе Ленинградской области ввели в эксплуатацию мост через реку Волхов на федеральной трассе Р-21 «Кола» после масштабной реконструкции. О том, какие работы проведены на объекте, об инновационных и нестандартных решениях, которые применялись при реконструкции, читайте в материале «ДорИнфо».

Статья_Волховский мост 2.jpg

Поэтапная реконструкция Волховского моста

Мост через Волхов расположен на 122-м км федеральной трассы Р-21 «Кола» в Ленинградской области. Переправу построили в 1957 году, до реконструкции сооружение имело две полосы движения, его длина составляла 268,62 метра, ширина - 6,9 метров. Как сообщили «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Северо-Запад», потенциальный спрос на передвижение по мосту, определенный расчетным путем, составил 18,85 тыс. автомобилей в сутки. На сегодняшний день среднегодовая интенсивность движения по переходу составляет 10,65 тыс. автомобилей в сутки. С учетом востребованности данного направления, а трасса соединяет Санкт-Петербург, Ленобласть, Карелию, Мурманскую область и ведет к границе с Норвегией, интенсивность движения на участке в перспективе будет и дальше увеличиваться. Параметры старого моста и подходов к нему фактической интенсивности движения уже не соответствовали. В связи с этим необходимо было провести реконструкцию и довести участок дороги до нормативов I категории с устройством четырех полос движения (по две полосы в каждом направлении) и капитального типа дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием.

«Стоит добавить, что месторасположение мостового перехода образует своеобразный узел автомобильных дорог - магистральных (Р-21 «Кола», А114 «Вологда - Новая Ладога») и региональных (Зуево - Кириши - Волхов - Волхов - Новая Ладога», автодорога «Волхов - Бабино - Иссад») направлений. Автодорога Р-21 «Кола» обслуживает международные транспортные связи и включена в состав международного транспортного коридора «Север-Юг». А участок от Санкт-Петербурга до Новой Ладоги включен в состав международного транспортного коридора «Транссиб»», - отмечают в ФКУ Упрдор «Северо-Запад».

Статья_Волховский мост 1.jpg

Реконструкция моста проводилась в период с 2013 года по 2018 год поэтапно. Первый этап включил в себя строительство рядом с существующим мостом на федеральной дороге Р-21 «Кола» нового моста левого направления с двумя полосами движения, а также устройство подходов к нему на половину проектной ширины до пересечения с региональной дорогой «Зуево - Новая Ладога» на левом берегу и до примыкания трассы А-114 «Вологда - Новая Ладога» к трассе Р-21 «Кола». В июне 2015 года существующее движение было переключено на вновь построенный мост, а подрядчик приступил к демонтажу старого сооружения. На следующем этапе подрядчик приступил к строительству двухуровневой транспортной развязки на пересечении федеральной трассы Р-21 «Кола» и региональной дороги «Зуево - Новая Ладога» с одновременным сооружением путепровода на пересечении с автодорогой «Зуево - Новая Ладога».

В рамках третьего этапа подрядчик выполнял работы по уширению основного хода трассы Р-21 «Кола» до проектных значений со строительством моста правого направления. Одновременно велись работы по строительству развязки в двух уровнях на пересечении федеральных дорог Р-21 «Кола» и А-114 «Вологда - Новая Ладога», а также по сооружению путепровода на трассе А-114.

Статья_Волховский мост развязка.jpg

Общая протяженность реконструируемого участка составила 1,9 км. Новый мост имеет четыре полосы движения - по две в каждом направлении. Встречные потоки движутся по двум параллельным раздельным мостовым сооружениям.

Для обеспечения безопасности дорожного движения в рамках реконструкции были установлены удерживающие ограждения на протяжении разделительной полосы, на мосту установлено железобетонное парапетное ограждение. Транспортные потоки на пересечениях в разных уровнях разделены с помощью направляющих островков, выделенных на проезжей части бордюрным камнем или дорожными ограждениями.

На остановках общественного транспорта сделаны карманы в полосах разгона-торможения в составе транспортных развязок, отделенные от полос для транзитного движения разметкой. Для перехода пешеходов через проезжую часть трассы Р-21 предусмотрено использование путепроводов развязок и наземных пешеходных переходов. Для улучшения видимости в темное время суток предусмотрено устройство линии наружного освещения на подходах к мосту и развязках. Также на переправе выполнено устройство навигационной сигнализации. В качестве навигационных огней используются устойчивые к повышенной влажности, соляризации, образованию инея, коррозионно-активным реагентам светофоры зеленого и красного цвета. Для подсветки опор в темное время суток на мосту установлено четыре прожектора.

Статья_Волховский мост развязка 2.jpg

Нестандартные инженерные решения при реконструкции Волховского моста

При реконструкции моста через Волхов специалистам пришлось применять нестандартные инженерные решения и инновационные технологии. В частности, по информации ФКУ Упрдор «Северо-Запад», основной сложностью при проведении работ стала большая мощность залегаемых слабых грунтов (илов) на участках подходов к мосту. Это потребовало выполнения мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости земляного полотна и искусственных сооружений. Применение технологии строительства на слабых грунтах с использованием ленточных геодрен позволило ускорить консолидацию основания за счет сокращения пути фильтрации воды, отжимаемой из толщи слабого основания и, соответственно, уменьшить сроки строительства объекта в целом. Глубина погружения геодрен зависит от геологического строения основания насыпи. При недостаточной устойчивости насыпи в процессе ее возведения в качестве разделительного слоя используется высокопрочный нетканый геосинтетический материал, одновременно выполняющий разделительные и армирующие функции. Отсыпка земполотна производится по традиционной технологии. Ускорение осадки насыпи происходит за счет сокращения пути фильтрации воды, отжимаемой из слабого грунта под воздействием веса насыпи.

Благодаря использованию технологии строительства легких насыпей из экструдированного пенополистирола были решены проблемы, связанные с недостаточной несущей способностью грунта, возможностью больших осадок и длительным сроком стабилизации основания. Облегченными называются насыпи, которые при тех же геометрических размерах обладают гораздо меньшим удельным весом, приходящим на один кубометр насыпи, благодаря содержанию материалов, имеющих значительно меньший удельный вес по сравнению с грунтом. Тем самым достигается существенное уменьшение давления насыпи от собственного веса на основание, а это позволяет возводить легкую насыпь без дополнительных мер по укреплению грунта. При применении легких насыпей значительно сокращается срок и стоимость строительства.

Для возведения высокой насыпи на слабых грунтах эффективной альтернативой свайному основанию или замене грунта стал геоматрас «Тенсар», обеспечивший сокращение стоимости и времени возведения земполотна. При применении данной технологии не требуется замена грунта основания, повышается несущая способность грунта основания, при применении совместно с геодренами геоматрас работает как дренирующий слой. Таким образом, применение геосотового матраса значительно сократило сроки строительства насыпей на слабых основаниях, а также позволило обеспечить устойчивость построенной конструкции, напрямую влияющей на безопасность сооружения.

При проведении работ подрядчик задействовал дорожно-строительную технику с технологиями 3D-нивелирования (экскаваторы, бульдозеры). Эти системы позволяют контролировать в автоматическом или ручном режиме положение рабочего органа строительной машины. Во-первых, это точность и ровность формирования земляного полотна. Во-вторых, это увеличение скорости работы и сокращение вынужденных простоев техники и простоев в работе для очередной проверки отметок геодезистом. Таким образом, использование систем нивелирования существенно экономит материал, снижает себестоимость работ, позволяет добиться более высокого качества и производительности.

Лидия Терехова

Фото: пресс-служба ФКУ Упрдор «Северо-Запад»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789