В Выборгском районе Ленинградской области запустили движение по последнему путепроводу-долгострою (фото)
На железнодорожной ветке «Выборг - Каменногорск» в Выборгском районе Ленинградской области 2 октября запустили движение по последнему путепроводу-долгострою - на 11-м км перегона «Таммисуо - Гвардейское» у станции Пальцево. Трехлетняя история с федеральными деньгами и РЖД практически завершена, остается только получить разрешительную документацию на официальный ввод в эксплуатацию трех путепроводов. Дальше - только пользоваться инфраструктурными объектами, чтобы все мучения с ними были не напрасны. Власти Ленобласти уверены, что через несколько лет все увидят, что путепроводы построили не зря.
Грузооборот растет
«Пройдет лет 5-6, и мы все увидим, насколько своевременно построены эти путепроводы. Потому что развиваются порты «Усть-Луга» и «Приморск», увеличиваются железнодорожные перевозки. Рядом граница с Финляндией, растет грузооборот. На сегодняшний день только Кингисеппский грузооборот превысил 100 млн тонн. Порт в Приморске лет за 5, уверен, тоже перейдет эту цифру», - убежден глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.
Ради этого реконструкцию ж/д пути «Выборг - Каменногорск» и затевали пять лет назад. По этому направлению предполагалось вывести грузовые поезда с линии «Санкт-Петербург - Выборг» на объездной путь «Лосево - Санкт-Петербург». Это, в свою очередь, должно было положительно сказаться на скоростном движении поездов «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
Выгода очевидна как для региона, так и для железной дороги, однако РЖД наотрез отказались финансировать строительство путепроводов. Вопрос решался на уровне главы Минтранса РФ, сошлись на том, что РЖД возьмут на себя проектирование трех путепроводов в Выборгском районе, на 3-м, 11-м и 23-м км, что в итоге стало одной из проблем уже при возведении объектов. Вместо 2016 года два путепровода из трех достроили только в 2018 году, несколько раз срывая сроки.
Проблемные, но открытые объекты
«Когда мы получили проекты от РЖД, сразу возникло много имущественных вопросов, по проектным решениям. Многие сложности приходилось решать на коленке», - вспоминает Юрий Запалатский.
Оказалось, что железнодорожники при разработке проектной документации не учли частные земли и скалы, по которым «проложили» путепроводы. Властям Ленобласти пришлось потратить несколько лет, чтобы получить все разрешительные документы на строительство. По словам главы дорожного комитета региона, чиновники решили около 57 имущественных вопросов и выдержали порядка 70 судебных заседаний.
Всего по совместной программе правительства Ленобласти, РЖД и Минтранса необходимо было построить 4 путепровода: три в Выборгском районе и один в Гатчине. Работы проводились на условиях софинансирования: 20% вкладывали РЖД, по 40% - федеральный и региональный бюджеты. С каждым из объектов были трудности. Так, Гатчинский путепровод пришлось строить в стесненных условиях, вводить объект в эксплуатацию решили поэтапно, поскольку построить его целиком мешали частные земельные участки. Собственник одного из них умер, чиновникам пришлось ждать, пока в права вступят наследники. В итоге сквозное движение по путепроводу запустили летом 2017 года, полностью весь объект для транспорта открыли в сентябре 2018 года.
«В Выборгском районе строителям путепроводов пришлось провести сложную геологическую работу, поскольку в почве много скал и горных пород, приходилось проводить буровзрывные работы», - отмечает Юрий Запалатский.
Самый показательный пример - путепровод на 3-м км ж/д перегона «Выборг - Таммисуо», строительством которого занималась компания «Дортекс». При разработке проекта не учли скальные породы, от бурения пришлось перейти на взрывную технологию, что затянуло срок завершения работ почти на 2 года. Движение по путепроводу пустили только в августе 2018 года.
Больше проблем всё же было с частными владениями, чем с геологией. Своевременной сдаче путепровода на 23-м км железнодорожной линии «Выборг - Каменногорск» у станции Возрождение помешал жилой дом, который оказался на пути одного из съездов. Чиновники никак не могли решить вопрос с документацией и выкупом земли. Запустить рабочее движение по объекту компания «АБЗ-Дорстрой» смогла осенью 2016 года, официальный ввод в эксплуатацию состоялся позже.
Самым многострадальным объектом стал путепровод на 11-м км ж/д ветки «Выборг - Каменногорск» у станции Пальцево. В 2016 году сообщалось, что строящийся путепровод попал в существующую автомобильную дорогу, пришлось менять документацию, что не позволило сдать объект в срок. Также путепровод затронул частную территорию, а именно земельный участок с кафе «У привала», что стало главным стопором строительства - путепровод буквально уперся в здание кафе. Первоначальная цена выкупа составляла 8 млн рублей, собственники запрашивали 30 млн рублей. На судебные тяжбы ушло почти 3 года, конечная цена выкупа составила 13 млн рублей.
Кафе снесли в мае 2018 года, рабочее движение по путепроводу компания «Пилон» запустила 2 октября. Теперь остается обустроить примыкания, ввод объекта в эксплуатацию запланирован до 1 декабря. Первоначальная стоимость объекта составляла 890 млн рублей. Из-за того, что стройка растянулась, конечная стоимость выросла до 960 млн рублей. Так произошло с каждым объектом, самый дорогой путепровод - в Гатчине, он обошелся в 1 млрд рублей.
«Нам не верили, что мы сумеем в этом году завершить строительство путепроводов. Но мы свое обещание выполняем - все 4 объекта будут введены в эксплуатацию, ничто нас не остановит. Тем самым, все обязательства перед Минтрансом РФ будут выполнены», - заявил на открытии последнего объекта Юрий Запалатский.
Как пояснил вице-губернатор Ленобласти Михаил Москвин, при начале строительства данных путепроводов не было механизма по выкупу земельных участков, поэтому и возникли такие сложности. «Теперь есть федеральная законодательная база. Когда мы начинали строить эти путепроводы, еще не было законов, действующих сегодня. Законов, которые позволяют выкупать земельные участки для государственных нужд. Сегодня этот механизм прописан», - отметил Москвин.
Перспективные проекты
Несмотря на то, что в ближайшее время проектов, связанных с участием РЖД и Минтранса, по строительству путепроводов в Ленобласти не запланировано, регион не останавливается в вопросе развития инфраструктуры. На очереди строительство путепровода у станции Мельничный ручей в городе Всеволожск. По словам Юрия Запалатского, активные работы на этой объекте начнутся уже в 2019 году.
«В скором времени пройдут торги, на этот год мы заложили небольшое финансирование, но с 2019 года начнутся полномасштабные работы», - отметил глава КДХ.
По данным Михаила Москвина, деньги на строительство путепровода на 39-м км дороги «Санкт-Петербург - Всеволожск» заложены в трехлетнем бюджете. Весь объект оценивают в 1,5 млрд рублей. Действующий железнодорожный переезд делит районный центр на две части, он закрывается каждый час для пропуска пассажирских и товарных поездов. Ежедневно транспорт вынужден стоять в многокилометровых пробках. Путепровод протяженностью 1,2 км с 4-мя полосами движения должен решить эту проблему. С учетом времени, которое уйдет на выкуп земельных участков, работы по путепроводу планируют завершить до конца 2022 года.
Еще один перспективный объект - путепровод через железнодорожные пути в Любани. Объект планируется возвести в створе существующего переезда в границах улицы Карла Либкнехта на единственной региональной дороге, проходящей через населенный пункт - трассе «Павлово - Мга - Шапки - Любань - Оредеж - Луга». По железнодорожной ветке, проходящей в Любани, ежедневно проходит несколько пар скоростных поездов «Сапсан», из-за чего автомобилисты стоят в заторах на переезде.
«Мы разрабатываем проектную документацию по путепроводу в Любани, 1 октября утвердили проект планировки территории, чтобы определить границы строительства и понять, какие участки попадают в эту зону», - сказал Михаил Москвин. Проект путепровода с двумя полосами движения разрабатывает «Ленгражданпроект».
Дарья Кильцова
Фото: автора