Главным событием в Казани образца 2013 года стала прошедшая в июле Универсиада. Во время подготовки к празднику спорта и город, и республика не испытывали дефицита в средствах, в том числе и на дорожное строительство. Но праздник остался позади и теперь на повестке дня в Татарстане - дефицитный бюджет, уменьшение потока дотаций и двукратное сокращение темпов экономического роста.
Главным событием в Казани образца 2013 года стала прошедшая в июле Универсиада. Во время подготовки к празднику спорта и город, и республика не испытывали дефицита в средствах, в том числе и на дорожное строительство. Но праздник остался позади и теперь на повестке дня в Татарстане - дефицитный бюджет, уменьшение потока дотаций и двукратное сокращение темпов экономического роста.
В сложившейся ситуации власти республики пришли к логичному выводу о том, что региону необходимо больше зарабатывать и меньше тратить. И если работа по первому тезису может вестись сколь угодно долго, то провести сокращение расходов решили ударными темпами. И пусть официальные документы еще не подписаны, направления по которым будут “резать” определены на самом высоком уровне – основные тезисы “новой экономической политики” озвучил лично президент Татарстана Рустам Минниханов. Заслушав доклады министра экономики и министра финансов республики, глава региона призвал оптимизировать дорожно-строительную отрасль, приостановив начало строительства новых объектов, исключив из процесса посредников, и установив жесткие нормативы стоимости километра автодорог.
Курс на экономию
«Экономика должна быть экономной — таково требование времени». Тезис из речи Брежнева 1981-го года как нельзя лучше подходит и для резюме выступления Рустама Минниханова в 2013-м. Главная мысль президента Татарстана, выступившего с речью на обсуждении плана развития экономики республики, заключалась в том, что регион расходует средства недостаточно эффективно, что недопустимо условиях экономического спада. Инфраструктурные проекты требуют серьезных финансовых вливаний, а потому именно они в первую очередь попадут под оптимизацию. Некоторые проекты и вовсе могут остаться без финансирования, поскольку глава республики дал их реализации весьма нелицеприятные определения.
«Нашему Минстрою и Минтрансу надо пересмотреть бесшабашные и бездумные проекты, когда вы начинаете строить, а потом у вас каждый проект в два раза увеличивается в стоимости, — заявил Миннинханов. — Надо принять стандарты, никакого удорожания не должно быть. С учетом того, что инвестиционная составляющая у нас уменьшается, мы попадем в сложную ситуацию».
Помимо пересмотра финансирования уже строящихся объектов, глава республики фактически наложил мораторий на запуск новых, мотивировав это приоритетом содержания уже существующей инфраструктуры.
Впрочем, несмотря на заявления президента, многие проекты в Республике закончить придется в любом случае. В частности, речь идет об объектах с федеральным и частным софинансированием, а так же объектов на высокой стадии готовности, которые дешевле достроить, чем заморозить.
Почти не вызывает сомнений судьба инновационной трассы "Шали-Бавлы", которую обещают ввести в эксплуатацию в 2018 году.
Строительство этой дороги осуществляется в рамках проекта "Инновационные дороги"
Трассе, которая пройдет через весь Татарстан и соединит федеральные трассы М-5 "Урал" и М7 "Волга" , присвоена самая высокая в России категория 1А. Эта же трасса станет частью глобального транспортного коридора, который свяжет Западную Европу и Китай. Первая очередь автодороги протяженностью 40 км на отрезке "Шали - Сорочьи горы" была введена в эксплуатацию в 2011 году. Вторая очередь мостового перехода через реку Каму, у села Сорочьи Горы, будет закончена в 2013 году. Срок ввода в эксплуатацию всей автомагистрали истечет к 2018 году. Окупаемость дороги, согласно бизнес-плану, рассчитана на 30 лет, а общая протяженность маршрута составит около 294 км.
Главный бардак
«Надо пересмотреть наши стандарты дорог. Километр дорог — 20 миллионов! Да никаких дорог мы не построим! Летишь на вертолете, к какой-нибудь деревне ведет большая автострада, как к большому городу. Где-то у нас вообще дорог нет, а где-то мы начинаем строить... и дорога должна стоить, ну я не знаю, сколько! Я сказал — пересмотреть!». С таких слов начал посвященную дорожному строительству часть речи президент Татарстана, отметив также, что наиболее проблемной точкой являются проектные институты. «Проектные институты — это самый главный бардак. Все хулиганство начинается там. У нас должно быть четкое понимание: сколько стоит погонный метр, километр дороги. И как только за эти контуры вылезает, ограничивать. Ну, и качество работ. Они не должны быть тяп-ляп. Стройнадзор, надо усилить работу. Стыдно, когда деньги тратим, а там краской покрасили, и то некачественной», — заявил Минниханов.
В то же время именно в Татарстане ранее принимались меры, позволяющие экономить на дорожном строительстве. В частности в республике был внедрен стандарт по проектированию сельских автомобильных дорог, который распространяется на дороги с интенсивностью движения менее 100 автомобилей в сутки. Он предусматривает возведение дорог с облегченным типом покрытия. Это конструкции из местных укрепленных материалов с использованием комплексного вяжущего минерального компонента.
На сегодняшний день в регионе по-прежнему велико число сельских населенных пунктов, имеющих грунтовые подъездные автодороги. Наиболее проблемными в этом плане считаются Арский, Мамадышский, Кукморский, Высокогорский и Тетюшский районы.
В настоящее время в Татарстане насчитывается 3073 населенных пункта, из которых 790 деревень и сел не имеют подъездов с твердым покрытием. Для того чтобы соединить их с внешним миром, необходимо построить более двух тысяч километров автодорог. По предварительным расчетам, стоить такая работа будет порядка 35 млрд. рублей, что в условиях режима экономии вряд ли вызовет понимание у руководства республики.
“Прокладки” вне закона
Одной из причин удорожания дорожного строительства в республике небезосновательно считают коррупционную составляющую. Рустам Минниханов призвал навести порядок и в этой области. Глава республики обвинил в злоупотреблениях, в том числе и чиновников, присутствовавших на рассмотрении проекта экономического развития республики.
«Материалы. Огромное удорожание материалов! Стоимость песка, стоимость щебня — никто не смотрит. Каждый ставит свои прокладки и зарабатывает. Пора с этим кончать! Зарабатывают в том числе и те люди, которые тут сидят! Это не ваша заслуга. Если хочешь — иди работай и зарабатывай не на процентах, не на разных «прокладках». Особенно это касается стройки и особенно дорог. Надо наводить порядок»
Пространство для наведения порядка в республике и правда имеется. Ежегодно из федерального и республиканского бюджетов только на возведение сельских дорог выделяется не менее 3 млрд. рублей. С 2006 по 2010 год в Татарстане асфальтированными дорогами были соединены 86 населенных пунктов. За 2011-2012 годы такие же дороги получили 122 населенных пункта, в том числе 56 – за счет субсидий из федерального бюджета. Объем представленных льготных средств из Москвы составил 1,3 млрд. рублей. Софинансирование из бюджета республики достигло 1,5 млрд. рублей. В 2013 году планируется соединить 52 населенных пункта, в том числе 26 - за счет субсидий из федерального бюджета. Протяженность новых подъездов к селам и деревням составит около 64 км. Объем субсидий составит почти 640 млн. рублей. Доля софинансирования из бюджета РТ составит 1028,8 млн. рублей.
Справка ДорИнфо:
Протяженность дорог общего пользования в пределах республики Татарстан составляет более 37 тыс. км, автотрасс федерального уровня - более 1 тыс. км, регионального значения – около 13,5 тыс. км.
Алексей БОТЕВ