Чтобы построить новый мост, Тверские власти пытаются добиться субсидий из Москвы.

Затянувшаяся история, со стремительной кульминацией – такими словами можно охарактеризовать проект строительства Западного моста в Твери. Меньше месяца назад местная администрация подвела итоги конкурса на разработку документации по планировке территории для новой переправы через Волгу, которая соединит Пролетарский и Заволжский районы города. Год назад о строительстве моста можно было мечтать.

История проекта

Улицы Твери, явно не рассчитанные на такое количество машин (на 406 тысяч жителей приходится более 117 тысяч автомобилей) на протяжении уже нескольких лет попросту не справляются с существующим трафиком. Своеобразным «бутылочным горлышком» остаются два моста, расположенные в центре города – Старый и Новый. Именно к ним устремляется большинство автомобилистов, образуя серьезные пробки. Острую необходимость еще одного перехода показали и ограничения движения по Восточному мосту, бравшему часть нагрузки на себя. В этом году на нем ведутся ремонтные работы, которые должны закончиться осенью.

Что бы ни говорили, но советские проектировщики, ясно видели картину будущего развития транспортной сферы. Еще в 70-80 годы они очень точно указывали вероятные «узкие места». Там, где по старым планам не были построены дороги, мосты и развязки, теперь серьезные проблемы.

Технико-экономическое обоснование строительства Западного мостового перехода через реку Волгу было написано в 1984 году на основе генерального плана Твери, утвержденного в 1970 году. Документ разработали специалисты института «Ленгипротрансмост». Перспективное искусственное сооружение в окончательном виде было закреплено в городском генплане 1991 года. Разговоры о строительстве ходили долго, но результатов пришлось ждать почти 22 года. Вновь о Западном мосте вспомнили в 2011 году, во время разработки нового генерального плана. Уже через год, осенью 2012-го, работа закипела.

Началом эпопеи можно считать появление 2 ноября 2012 года документа: «Перечень поручений губернатора Тверской области А.В. Шевелева по реализации проекта «Строительство мостового перехода через р. Волга в городе Твери («Западный мост») на 2013–2016 гг.». Шевелев четко, по-военному, изложил в девяти пунктах регламент подготовки к строительству перехода. Следом за этим, 7 ноября, глава городской администрации Валерий Павлов отдал распоряжение о создании рабочей группы по вопросу строительства перехода. Затем, в конце декабря, за несколько дней перед принятием бюджета города Твери, были внесены правки, согласно которым выделялось более 210 млн. рублей на проектирование сооружения. Средства собирали буквально «с миру по нитке», в счет других статей расходов, в частности, ремонта фасадов, замены лифтов и уборки мусора в зеленых зонах города. По некоторым данным, были урезаны даже депутатские расходы и фонд заработной платы муниципальных служащих.

Без права выбора

Первый шаг сделан. Администрация выделила малую часть средств, которая должна стать ключом к решению всей задачи о строительстве. Такая спешка и стремительность объясняется простым фактом – ни у области, ни тем более у города денег на возведение моста нет. И такая сумма едва ли предвидится в обозримом будущем. По предварительным оценкам, стоимость строительства перехода колеблется от 6 до 10 млрд. рублей. Но когда объект нужен «до зарезу», на сцену выходят дипломатические таланты руководства региона и федеральный бюджет. Но чтобы принять участие в Федеральной целевой программе, необходимо предоставить кипу документов, центральным из которых должен стать проект. Однако в конце 2012 года никто определенно не мог указать даже место нового моста.

Всего было заявлено три варианта. Первый предполагал строительство моста в створе улицы Благоева, с выходом на Краснофлотскую набережную и набережную реки Тьмаки на другом берегу Волги с дальнейшим выходом на Складскую улицу и Волоколамское шоссе. Следующий вариант располагался в створе Головинского вала. Он предусматривался и ранее действовавшим генпланом, и под него резервировалась территория. С другой стороны Волги мост при таком варианте должен был выйти на территорию химбазы Минобороны РФ, которая в дальнейшем должна была развиваться в общественно-деловую и жилую застройку. Однако был выбран третий вариант ­– мост будет проходить параллельно железнодорожному мосту, начинаться на Комсомольской площади на правом берегу и далее - по новой дороге - выходить к Горбатому мосту.

История с выбором места своей стремительностью повторяла осенние события с появлением единственного документа, регламентирующего строительство, и внесением поправок в городской бюджет. Эксперты, выступавшие в тверских СМИ, почти единогласно отдавали предпочтение третьему варианту. Скептики при этом указывали на излишнюю расторопность, которая может пагубно повлиять как на качество проработки проекта, так и на его реализацию. К тому же, при таком расположении функционально мост будет дублировать Мигаловский переход, расположенный на трассе М-10, огибающей Тверь, и не сможет полноценно решить транспортные проблемы города.

Однако 18 апреля 2013 года губернатор Андрей Шевелев поставил точку во время  рабочей встречи с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. Таким образом, вопрос о строительстве Западного моста в районе зоны отвода железнодорожного перехода был решен. И уже 30 июля был объявлен победитель конкурса на разработку документации по планировке территории, где пройдет новый мост. Тендер на 13,3 млн рублей получило МУП «Горпроект».

В ожидании чуда

Проектированием моста занимается компания ОАО «Институт «Гипростроймост - Санкт-Петербург». В январе Институт выиграл тендер на 182,9 млн рублей. В профессионализме петербургских инженеров сомневаться не приходится. Однако седьмым пунктом в своем перечне Шевелев дал указание «в срок до 16.09.2013 г. обеспечить разработку проектно-сметной документации на строительство объекта с получением положительных заключений государственной экспертизы». И даже если проектировщики могут напрячься и проработать проект довольно быстро, то прохождение Главгосэкспертизы может затянуться. Порой прохождение этой процедуры занимает не один год.

В финальном, девятом пункте губернатор обязывает исполнителей «в срок до 15.11.2013 г. обеспечить получение в Министерстве транспорта Российской Федерации согласованного с Министерством экономического развития Российской Федерации положительного заключения оценки эффективности использования средств бюджета, направленных на строительство Объекта». Такое требование тоже на первый взгляд выглядит сомнительным, с точки зрения возможности уложиться в сроки.

Пока что реализация проекта идет по плану. До следующей «контрольной точки» остается меньше месяца. Но все же возникает вопрос – сможет ли Западный мост попасть в госпрограмму? К тому же такая спешка с проектом может в дальнейшем негативно сказаться на качестве – в спешке можно что-то упустить, совершить ошибку. Однако власти Твери стараются, их взор устремлен на восток – в сторону государственной казны. «ДорИнфо» будет следить за ситуацией.

Илья БЕЗРУЧКО

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789