Нарушения при строительстве дорог в Сочи могут оказаться могут оказаться всего лишь частью схемы обеспечения сдачи объектов в срок.

Росфиннадзор, выложивший накануне в интернет релиз о миллиардных нарушениях при строительстве олимпийских дорог в Сочи, поспешно удалил сообщение со своего официального сайта. Однако в ведомстве не учли, что любая попавшая в сеть информация остается в ней навсегда, и СМИ уже растиражировали сенсационную новость, разбавив традиционные отчеты об успехах олимпийских строек ироничными комментариями в стиле “опять что-то сперли”. А между тем, сенсация может оказаться обычным техническим моментом, поднятым на поверхность информационного поля по стечению обстоятельств.

Претензии контрольного ведомства к дорожникам, касались, прежде всего, финансовых отношений с подрядчиками строительства за период почти в 4,5 года, начиная с 2009-го. Оплата по завышенным расценкам, оплата невыполненных работ, переплата, нецелевое расходование бюджетных средств – термины больше подходящие для заявления Прокуратуры по громкому коррупционному делу. Однако в данном случае эти термины встречаются в заявлении Росфиннадзора по деятельности структурного подразделения Росавтодора – ФКУ ДСД “Черноморье”. Казалось бы, нарушения выявлены, акт составлен, документы ушли в МВД, и остается лишь ждать карательных санкций, наказания причастных к злоупотреблениям, и, конечно, громких заявлений о победе над гидрой коррупции.

Однако что-то в этой истории пошло не по сценарию: Росфиннадзор, спустя несколько часов убирает сообщение о выявленных нарушениях (впрочем, оно доступно в кэше Яндекса), а все причастные лица службы финансово-бюджетного надзора под разными предлогами уклоняются от каких-либо комментариев. Речь, между тем, идет о финансовых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании 6827,5 млн. рублей.

Более того, похоже, что громкое заявление финансовых контролеров не произвело особого впечатления и на тех, кого они проверяли.

В частной беседе с корреспондентом «ДорИнфо» источник, знакомый с ситуацией, посоветовал не устраивать истерик по поводу озвученной Росфиннадзором цифры.

— “Надзорная организация нашла недостатки, с которыми проверяемая сторона не согласна. В ходе проверок в Росфиннадзор со стороны Дирекции были предоставлены необходимые для проверки документы и сведения, рассказал источник. Но они по каким-то причинам не были рассмотрены, что является поводом для разбирательства. Росфиннадзор обнародовал необъективные данные”.

Попытавшись разобраться в проблеме глубже, мы выяснили, что претензии Росфиннадзора к “Черноморью” не являются чем-то из ряда вон выходящим на Олимпийском строительстве. Основной проблемой, о которой, конечно-же, не могли не знать проверяющие, стал тот факт, что дата проведения олимпиады назначена один раз и перенести ее в связи с тем, что кто-то не успевает в срок сдать тот или иной объект, невозможно. Отсюда жесткие сроки и дедлайны, критически затрудняющие как подготовку оптимальной проектной документации, так и неукоснительное соблюдение всех формальных конкурсных процедур.

Недостаточная проработка сопутствующей строительству логистики снабжения, хронические задержки с землеотводом под олимпийские проекты и объективные потребности в корректировке проектов в деталях, касающихся увеличения качества, экологии и создания условий доступной среды для маломобильных групп населения, привели бы к тому, что дорожные стройки в Сочи попросту бы остановились. Только экспертиза одного обновленного проекта может занимать несколько месяцев. А если учесть, что смета при изменениях может вырасти, то, по закону, требуется провести новый конкурс, который, с учетом возможных судебных разбирательств между участниками, может заморозить стройку на полгода и больше. Чтобы избежать такого развития событий, заказчики прибегают к спорным, но вполне легальным методам, подписывая с уже работающими подрядчиками дополнительные соглашения к действующим контрактам.
При этом, стоит отметить, что федеральные дорожники в Сочи не вышли за смету: контрактные стоимости строительно-монтажных работ, определенные в результате торгов еще в 2009-10 гг. остались неизменными. Включенный в госконтракт дефлятор, значение которого еще на стадии проектирования определяется Минфином, позволяет исключить возможную поправку сметной стоимости даже на размер инфляции.

Такое расходование средств и стало основой для претензий Росфиннадзора. И дело это не уникальное: ранее по итогам проверок подобные претензии уже предъявлялись к подрядчикам спортивных объектов в том-же Сочи, и компетентные органы приходили к выводу об обоснованности трат.

Теперь отсутствие паники в рядах дорожников можно понять. Велика вероятность того, что выводы по проверке Росфиннадзора ограничатся протоколами об административных правонарушениях. Да и те могут быть успешно оспорены.

Мы не знаем, следил ли за ситуацией бывший глава Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, на сегодняшний день входящий в состав руководства Росфиннадзора, однако портал "ДорИнфо" продолжит знакомить вас с развитием событий вокруг дорожных объектов олимпиады.

Алексей БОТЕВ

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789