Что нужно знать автомобилисту о северных дорогах России, где находится край света и как далеко за полярный круг можно заехать на легковом автомобиле? Ответы в нашем фоторепортаже по итогам экспедиции «Север-17» в рамках спецпроекта «Атлас федеральных дорог России».
Очередная экспедиция «ДорИнфо» в рамках спецпроекта «Атлас федеральных дорог России», завершившаяся накануне, была посвящена русскому северу. Менее чем за две недели наш экипаж проделал путь в несколько тысяч километров по федеральным и региональным дорогам, осмотрел сотни объектов сервиса и инфраструктуры, природных и рукотворных достопримечательностей, оценил состояние дорожного полотна на всем маршруте и личным опытом пополнил копилку знаний об организации и проведении дальних автомобильных экспедиций.
![IMG_0026.JPG IMG_0026.JPG](/upload/medialibrary/a14/img_0026.jpg)
Стартовав в Петербурге, первой точкой маршрута мы выбрали столицу Карелии - город Петрозаводск. Чуть более четырехсот километров пути по федеральной трассе и мы на берегу Онежского озера. Основные проблемы, как ни странно, на стартовом участке - выезд из Петербурга осложнен внушительной пробкой, полотно на больших участках видело лучшие времена. Далее проблемы могут возникнуть лишь там, где четырехполосная трасса сужается до двух полос - масштабные заторы из дачников в направлении на Петербург в сочетании с идущим в вашей полосе трактором могут существенно испортить впечатление от дороги. В остальном все идеально - качество покрытия на пятерку, разметка в наличии, знаки установлены абсолютно логично. Загрузка дороги сильно падает после проезда ареала обитания петербургских дачников.
![IMG_0031.JPG IMG_0031.JPG](/upload/medialibrary/4c2/img_0031.jpg)
Далее федеральная трасса Р-21 Кола доставляет только приятные эмоции. Заставить сбавить скорость здесь может только ливень с видимостью в несколько метров или находящийся в зоне прямой видимости экипаж ДПС, коих, впрочем, на протяжении почти полутора тысяч километров нам встретилось около трех.
Чем ближе к Карелии тем живописней становится трасса.
![IMG_0129.JPG IMG_0129.JPG](/upload/medialibrary/b3a/img_0129.jpg)
На административной границе с Карелией стационарный пост. Выглядит он слегка заброшенным, однако камеры, шлагбаумы и сотрудники ГИБДД на месте.
![IMG_0134.JPG IMG_0134.JPG](/upload/medialibrary/e99/img_0134.jpg)
После идеальной "федералки" подъезд к Петрозаводску по меньшей мере не впечатляет.
![IMG_0003.JPG IMG_0003.JPG](/upload/medialibrary/998/img_0003.jpg)
И чем ближе к республиканскому центру тем выше ползет вверх бровь - последний раз такие дороги мы видели разве что в Волгограде двухлетней давности.
![IMG_0064.JPG IMG_0064.JPG](/upload/medialibrary/3c2/img_0064.jpg)
Рано утром со свежими силами возвращаемся на трассу - почти тысячу километров до Мурманска планируем преодолеть за дневной переход, благо солнце за полярным кругом даже в начале осени садится весьма поздно.
![IMG_0106.JPG IMG_0106.JPG](/upload/medialibrary/0bc/img_0106.jpg)
Залив топливо под крышку (О том что заправок на трассе минимальное количество надо помнить всегда) и на скорую руку перекусив на заправке, выставляем на круиз-контроле допустимые 110, включаем музыку и наслаждаемся отличным асфальтом и видами карельской природы.
![IMG_0174.JPG IMG_0174.JPG](/upload/medialibrary/9cb/img_0174.jpg)
Погода наладилась и ехать стало еще приятней. Обгон редких попутного транспорта, в силу хорошей видимости, здесь затруднений не вызывает.
![IMG_0206.JPG IMG_0206.JPG](/upload/medialibrary/39d/img_0206.jpg)
Разметка в идеальном состоянии, полотно и элементы инфраструктуры тоже.
![IMG_0217.JPG IMG_0217.JPG](/upload/medialibrary/eca/img_0217.jpg)
Грамотно организованные съезды со скоростной трассы - важное условие снижения аварийности. Четкая разметка здесь помогает избежать путаницы при перестроениях.
![IMG_0472.JPG IMG_0472.JPG](/upload/medialibrary/d66/img_0472.jpg)
Практически на всем протяжении Р-21 остается прямой, участки на которых руль задействован минимально могут длиться очень долго.
![IMG_0879.JPG IMG_0879.JPG](/upload/medialibrary/a81/img_0879.jpg)
В редких местах с закрытой видимостью (как на этом подъеме) установлены знаки "обгон запрещен".
![DSC_7152.jpg DSC_7152.jpg](/upload/medialibrary/a11/dsc_7152.jpg)
Ближе к северной границе Карелии наш экипаж пересекает Полярный круг. Географическая достопримечательность обозначена стелой с координатами. Два года назад стела здесь тоже была, но состояние ее оставляло желать лучшего - расстрелянная проезжающими охотниками и изрисованная вандалами, в прошлом году она была заменена на новую в ходе реконструкции участка трассы. Возле знака традиционный ажиотаж - фотографируются здесь много и охотно.
![IMG_0990.JPG IMG_0990.JPG](/upload/medialibrary/f96/img_0990.jpg)
В Мурманской области начинаются самые живописные участки трассы. Пробитые взрывами скальные коридоры, многочисленные озера и, наконец, настоящие горы, никого не оставят равнодушным.
![DSC_7385.jpg DSC_7385.jpg](/upload/medialibrary/1cb/dsc_7385.jpg)
Этот отрезок маршрута заканчивается для нас в Мурманске - столице Российского Заполярья. Последний город основанный в Российской Империи как Романов-на-Мурмане, несмотря на отсутствие исторической застройки до 30-х годов, удивительно живописен.
![DSC_7209.jpg DSC_7209.jpg](/upload/medialibrary/02f/dsc_7209.jpg)
Еще более живописна дорога к Баренцеву морю до которого здесь около 140 км.
![DSC_7257.jpg DSC_7257.jpg](/upload/medialibrary/9df/dsc_7257.jpg)
Сто километров недавно отремонтированной асфальтовой региональной дороги проходим довольно быстро и вот последний поворот за которым 40 километров грунтовки проложенной по сопкам и тундре.
![DSC_7331.jpg DSC_7331.jpg](/upload/medialibrary/933/dsc_7331.jpg)
В качестве цели выбрана Териберка, ставшая известной на всю страну после появления в фильме "Левиафан". Собственно ради местных пейзажей, по мнению нашего экипажа, этот фильм и стоило смотреть.
![DSC_7270.jpg DSC_7270.jpg](/upload/medialibrary/876/dsc_7270.jpg)
Но куда лучше местная природа выглядит при личном посещении. Как оказалось реализовать это не сложно - грунтовка на всем протяжении имеет весьма неплохое качество покрытия. Проблемы возможны только зимой, но в зимний период в случае сложных метеоусловий дорогу попросту закрывают для движения транспорта.
![IMG_0113.JPG IMG_0113.JPG](/upload/medialibrary/4fa/img_0113.jpg)
Обратная дорога в Петрозаводск не принесла никаких неожиданностей (Да и альтернативы ей на данном маршруте не существует). Однако путь на Вологду через Вытегру оказался куда разнообразней. Здесь уставшего от монотонности автобанов русского севера путешественника поджидают лесные грейдеры, подразбитый асфальт и даже одна паромная переправа.
![IMG_0163.JPG IMG_0163.JPG](/upload/medialibrary/621/img_0163.jpg)
Внезапно, среди провинциальной дорожно-грунтовой идиллии появляется неплохой асфальт. Потом несколько участков сравнимых по качеству с федеральными и, наконец, полноценное шоссе в конце которого нас ждет Вологда.
![IMG_0401.JPG IMG_0401.JPG](/upload/medialibrary/a22/img_0401.jpg)