Несмотря на то, что самая западная точка нашей страны находится не так уж далеко от Санкт-Петербурга, до того как отправиться в Калининградскую область, мы успели оценить качество российских дорог от Тихого океана до Балтики и от Баренцева до Черного моря.

Эту экспедицию мы по разным причинам переносили несколько раз. Несмотря на то, что самая западная точка нашей страны находится не так уж далеко от Санкт-Петербурга, до того как отправиться в Калининградскую область, мы успели оценить качество российских дорог от Тихого океана до Балтики и от Баренцева до Черного моря. В конечном итоге бывшая Восточная Пруссия осталась одним из немногих регионов, дороги которого остались обойденными нашим вниманием. Эту-то ситуацию мы и решили исправить, и, несмотря на все сопутствующие сложности, у нас получилось.

В отличие от остальных наших экспедиций дорога в Калининград, отделенный от «материка» России территорией нескольких государств Евросоюза, требует особого внимания к деталям на подготовительном этапе. Достаточно напомнить, что, путешествуя на родину Иммануила Канта на автомобиле, вам придется минимум 16 раз пройти пограничный и таможенный контроль. В связи с этим, первое, о чем стоит подумать после формирования экипажа, — наличие загранпаспортов и получение многократных шенгенских виз (с однократным документом покинуть территорию Калининградской области окажется затруднительно). В идеале виза должна соответствовать государству въезда, но подойдет и любой действующий «Шенген». Понадобится также медицинская страховка на каждого участника экспедиции и полис страхования автогражданской ответственности, более известный у нас как «зеленая карта». Если вы не являетесь собственником автомобиля, на котором собираетесь пересечь границу Российской Федерации, вам понадобится доверенность с правом управления за пределами страны или договор аренды с той же отметкой. Перед поездкой не лишним будет изучить и таможенные правила тех стран, через которые проходит ваш маршрут. Курильщики, например, будут неприятно удивлены тем фактом, что через границу Эстонии автомобильным транспортом можно ввезти только две пачки сигарет. Убедившись в том, что документы в порядке, прокладываем маршрут и выдвигаемся в путь.

Для россиян есть несколько путей, ведущих в самый молодой регион нашей страны. Поскольку нас, прежде всего, интересуют дороги, опустим самые распространенные авиа и железнодорожные варианты, а также экзотический водный транспорт и сосредоточимся на автомобильном сообщении. Жителям Центральной России, москвичам и всем, чей путь лежит с востока на запад, удобнее пользоваться дорогой через Республику Беларусь и Литву. Нам же из Санкт-Петербурга удобнее воспользоваться маршрутом, который проходит через Псков и Ригу. Учитывая разницу в стоимости топлива и особенности местных ПДД, мы не стали использовать МАПП в Ивангороде и отправились на территорию Евросоюза через Псков. В разгар рабочего дня мы выехали на ЗСД и торжественно объявили о старте самой западной экспедиции «ДорИнфо» в рамках проекта «Атлас федеральных трасс».

Оперативно преодолев циклопические эстакады Западного скоростного диаметра, наш экипаж быстро увяз в трафике Пулковского шоссе. Потолкавшись в слабо ползущем потоке с десяток километров, мы вышли на запланированный график движения. Заторы на этом выезде из Петербурга в настоящее время связаны с активно ведущимися дорожными работами. Местами рабочие организуют реверсивное движение (кое-где даже с использованием мобильных светофоров). Здесь ждать приходится чуть дольше, и образуются весьма протяженные хвосты из фур. Один из последних таких участков попадается на обходе Гатчины, далее дорога относительно свободна. Качество асфальта сильно разнится от участка к участку — если в самом начале состояние радует не так, чтобы очень, то далее попадаются протяженные участки идеального полотна со свежей разметкой. В целом же дорога, пусть и не очень эстетична, но полностью лишена сколь-либо опасных для состояния автомобиля участков. Разрешенную скорость получается уверенно держать даже в условиях проливного дождя, не отвлекаясь на выруливание между отсутствующими ухабами.

До Пскова добрались без приключений и, проехав через центр города, выехали на хорошо отремонтированную дорогу к МАПП Шумилкино. Трасса, ведущая из центра города до пограничного перехода, на выезде из населенного пункта имеет лишь две полосы движения. Впрочем, отсутствие небольшой трафик и малое количество деревень на маршруте делают последний отрезок пути по российской территории весьма комфортным. Довольно быстро дорога вывела нас к государственной границе, перед которой удобно расположилась заправка под незнакомым брендом. Заправляться, отбросив опасения, стоит под завязку — по ту сторону топливо стоит почти в два раза дороже. Живое тому доказательство – небольшая очередь к колонкам из автомобилей с эстонскими и латвийскими номерами. Часто они пересекают границу лишь для того чтобы выгодно заправиться. По тем же экономическим соображениям, если на протяжении всего предыдущего отрезка пути вы не нашли времени на полноценный обед, стоит подумать хотя бы о перекусе перед тем как отправляться на погранпереход. В этот раз нам повезло, но кто знает, сколько времени может занять процедура перехода границы в тот или иной день. Да и цены, как уже говорилось выше, по ту сторону границы не очень радуют простого российского водителя. На пересечение границы и въезд на территорию ЕС мы потратили минут тридцать с учетом ожидания в «игрушечной» очереди из двух автомобилей. С российской стороны нас ждал беглый осмотр автомобиля, штампы в паспорта и пожелание счастливого пути. С эстонской стороны пункт пропуска и вовсе выглядел заброшенным. Движение здесь, как и на российской стороне, регулируется светофорами, и работают они, несмотря на отсутствие транспорта, в красном режиме. Через пару минут ожидания из здания вышла работница пункта и пообещала нам «сделааать большооой штрааф» (к слову, больше с подобным акцентом нам на территории Прибалтики столкнуться не довелось) за использование видеорегистратора в пограничной зоне. Такая же мера ответственности, по словам работницы кордона, ждала нас и за включенные не к месту противотуманки. Устранив указанные нарушения, мы отдали документы и еще через пять минут оказались у кассового вида окошечка, в котором нас спросили о цели визита, сверлили по базе отпечатки пальцев и сообщили, что мы можем проезжать. Красный глаз светофора, неуверенно моргнув, изменил цвет на зеленый, шлагбаум беззвучно поднялся и мы поехали вперед по столь же свободной и ровной дороге, что привела нас к этой границе.

ob32ifz10nw.jpg

Дороги Евросоюза встретили наш экипаж весьма гуманно для самооценки. Поначалу мы даже были слегка разочарованы, не увидев сразу за погранпереходом восьмиполосного автобана с мачтами освещения и россыпью придорожных кафе. Дорога за шлагбаумом явно ремонтировалась гораздо раньше своего российского аналога. Те же две полосы, но уже основательно попорченного заплатами асфальта, заросшие травой и кустарником обочины, деревенские домики с заколоченными окнами, вот и все что можно ожидать на северо-западной границе объединенной Европы. Понять, что вы уже не в России весьма проблематично – природа и архитектура этих мест ничем не отличаются от псковской глубинки, которую мы миновали часом ранее. Вопросы эти снимаются, когда на пути попадаются дорожные указатели – продублировать информацию хотя бы на английском в приграничной зоне почему-то не решились. Здесь надо отметить, что для пересечения границы мы в надежде избежать утомительных очередей намеренно выбирали не самый популярный, а, следовательно, проигрывающий в финансировании подходов, пункт пропуска. Спустя полчаса адаптационной езды по местным правилам, Эстония без предупреждения сменилась Латвией, и дорога слегка улучшилась, но до уровня немецкого автобана так ни разу и не дотянула, оставаясь на уровне хорошей российской «регионалки» где-нибудь на Урале. Километров за 30 перед Ригой дорога расширилась до четырех полос, но вскоре плавно втекла в городские улицы. Сделаем здесь небольшое отступление по поводу местной манеры езды. Заранее напуганные местными штрафами за нарушение ПДД мы старались максимально придерживаться скоростного режима. В России такое наше поведение с большой вероятностью вызвало бы на дороге небольшой затор, от которого здесь спасает слабая загруженность. Местное же население на ограничения внимания обращает мало и на трассе с ограничением 90 машины с номерами ЕС обгоняли нас часто и с куда большей скоростью. Немного поплутав по сильно «перекрытой» ремонтными работами незнакомой Риге, мы устроились на ночлег в заранее забронированной гостинице с твердым намерением на следующий день добраться до основной цели нашей экспедиции.

О важности подготовки к любой поездке на автомобиле мы писали не раз. Полчаса, потраченные на поиск и обработку информации до отправления, могут сэкономить вам не один час пути и куда больше нервных клеток, которые, как известно, не обновляются. Пренебрежение своими же правилами сыграло с нашим экипажем злую шутку — после пересечения границы Евросоюза наш навигатор радостно сообщил, что в Европе он работать будет, только если «накормить» его новой порцией специальных карт. Так наша экспедиция перешла в режим настоящей старой школы. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что ориентироваться по дорожным указателям – не такая уж сложная задача, если не сворачивать с главных магистралей на второстепенные. Действительно сложно без навигатора передвигаться разве что в больших городах, но и здесь удача нам сопутствовала. Уточнив у местного населения направление на западную границу, мы быстро вышли на трассу.

ozhnt95tuns.jpg

Собственно на этом наш рассказ о втором дне пути можно было бы и закончить, поскольку проблематично найти слова для описания многочасовой пытки - езды со скоростью 80-90 км/ч по идеально прямой и сравнительно ровной трассе. В конечном итоге дорога, как и в случае с Эстонией, ничем кроме дорожных указателей не показав пересечения границы между Латвией и Литвой, незамысловато упирается в пограничный переход Калининградской области. Переход — сам по себе достопримечательность. Посередине перекинувшегося через Неман «моста королевы Луизы» — нейтральная территория, а на российской стороне внушительная, в стиле кирпичной готики, арка, сразу дающая понять, что здесь начинается самая западная российская территория. За воротами КПП, в которые, помимо нашего экипажа, выезжает семейная группа пожилых байкеров на хромированных «Харлеях» и обвешанных кофрами «Годвингах» с эстонскими и финскими номерами, начинается тот самый «русский запад», с мыслью о котором мы отправлялись в путь. Советск встречает нас совсем не советскими деталями – стандартная городская улица вместо асфальта имеет по всей протяженности идеально уложенную черную диабазовую брусчатку. И это не туристический аттракцион под старину, какой порой оставляют в крупных городах, здесь немецкая довоенная мостовая – проза жизни, благо поверхность ровная и затрат на содержание не требует. Ездить быстро на этом участке проблематично, вибрация от брусчатки создает впечатление, что машина вот-вот развалится на тысячи частей.

srr0nclz6vc.jpg

Дорога по нашу сторону границы ничем не отличается ни от прибалтийских шоссе, ни от подъездов к границе со стороны Пскова. Отличие первых километров федеральной трассы А-216 Советск – Большаково - Талпаки лишь в одной попавшейся на пути деревне, в которой дорога была вымощена все той же брусчаткой. Далее две полосы и асфальт в диапазоне от нормального до хорошего и местами отличного. Автомобилей на дорогах, по ощущениям, здесь раза в два больше, чем на дорогах зарубежной Прибалтики, а две полосы способны создать затор на ровном месте лишь из-за того, что кто-то встал на левый поворот, пропуская встречный поток. В деревне Талпаки пограничная трасса соединяется с одной из основных магистралей региона – федеральной автодорогой А-229 Калинград - Нестеров, ведущей от регионального центра к столице Литвы и далее в Республику Беларусь и «материковую» Россию. Здесь на всем протяжении трассы выполнен отличный ремонт. Асфальт, по ощущениям, либо только что уложен, либо сохранился в отличном состоянии с прошлого года. Разметка свежая, движение оживленное. Заправок на трассе немного, но при ее протяженности (менее 150 километров) проблемой это не является. Нам удалось, даже сделав круг через пограничный городок Нестеров, доехать до Калининграда на том бензине, который мы залили в бак еще в Псковской области. На подъезде к региональному центру трасса расширяется до четырех полос с разделительным ограждением и имеет почти идеальное покрытие. После белого указателя «Калининград» начинается сам город Канта, а так же масштабные ремонтные работы и сопутствующая им пробка.

Здесь хочется сделать отступление, посвященное структуре дорожной сети одного из самых необычных регионов нашей страны. Напомним, что до включения в состав СССР, Восточная Пруссия, столицей которой являлся Кёнигсберг, представляла собой весьма продвинутый регион, как будучи самостоятельным государством, так и в составе земель Германии. Немецкая история здесь закончилась 9 апреля 1945 года, когда маршал Советского Союза Александр Василевский принял капитуляцию генерала Отто Ляша. Сама столица Восточной Пруссии к тому моменту была практически разрушена Англо-Американскими бомбардировками, а вот инфраструктура региона, включая дороги, мосты и путепроводы неплохо сохранилась, за небольшими исключениями. Это наследие старой Германии здесь можно наблюдать и сегодня. Если разрушенный войной центр Калининграда выглядит типично советским, то окружающие его небольшие городки и деревни местами смотрятся непривычно для жителя других регионов России. Одним из объектов такого наследия стала примечательная дорога со сложным индексом 27 ОП РЗ 27А-002, в народе именующаяся гораздо проще – «Берлинка». На самом деле эта трасса, ведущая в направлении польской границы и МАПП «Мамоново 2», есть не что иное, как затерянный на просторах нашей страны настоящий немецкий автобан. Рейхсавтобан Берлин - Кёнигсберг был частью системы скоростных дорог, строившихся в Германии 1930-х, 1940-х годов. О строительстве автострады было объявлено в конце 1933 года, а работы начались весной следующего года. На строительстве активно использовались немецкие безработные. Уже 27 сентября 1936 года запустили в эксплуатацию первые 113 км со стороны Берлина. В это же время шли работы и на противоположном конце трассы — от Кёнигсберга до Эльблонга. В 1937 году был сдан в эксплуатацию участок Кёнигсберг – Эльблонг. Через год автострада продолжилась объездными дорогами вокруг Щецина и Эльблонга. Эта дорога, как часть Польского коридора, стала поводом для начала Второй мировой войны. Автобан остался недостроенным – в пределах нынешней Калининградской области были построены только две бетонные полосы дороги и мосты, хотя была подготовлена территория для заливки ещё двух полос. Сегодня его участки находятся на территории Германии, Польши и Калининградской области России.

Российская часть дороги после войны была фактически заброшена, так как она обходит стороной населённые пункты и упирается в государственную границу. С 1992 до конца 2006 года завершились работы по демонтажу всех пересекающих трассу ещё немецких путепроводов. С начала трассы до пересечения с автодорогой Ладушкин – Корнево – Донское с правой стороны уширено земляное полотно, на котором устроена дорожная одежда с современным асфальтобетонным покрытием. В 2009 году перед строящимся многосторонним пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации «Мамоново 2» с правой стороны от оси трассы на протяжении одного километра были построены накопительные четыре полосы на выезд из Калининградской области, а две существующих на тот момент цементобетонных полосы остались на въезд в регион. В связи с открытием на границе Калининградской области 7 декабря 2010 года погранперехода «Мамоново 2 — Гжехотки» отмечается естественный рост интенсивности автомобильного и грузопассажирского транзитного движения по «Берлинке». Сегодня это трасса, о немецком происхождении которой мало что напоминает. Свежий асфальт, инфраструктура и ограждения ничем не отличаются от идущей параллельно дороги А-194, также соединяющей Калининград с польской границей.

Когда-то про Пруссию, на бывшей территории которой теперь располагается Калининградская область, ходила такая шутка: обычно государства обладают армиями, но Пруссия - есть армия, которая обладает государством. Самая воинственная из немецких земель, помимо россыпи оборонительных сооружений и конструкций военного же назначения, оставила своим завоевателям несколько неприятных сюрпризов. Большинство местных дорог здесь строились с учетом ведения военных действий. Двухполосные дороги между населенными пунктами обычно маскировались с помощью высаживания по обочинам деревьев с густыми кронами. Сегодня эти деревья, еще помнящие войну, нередко становятся причиной аварий с человеческими жертвами. Где-то их вырубают, но в основном они стоят, как и раньше, иногда украшенные памятными венками и крестиками. За эту кровожадность местные с горькой иронией прозвали деревья «последними солдатами Вермахта». Такие участки есть практически на всех второстепенных дорогах региона, но есть и целая трасса, скомпонованная по такому же принципу, пусть и естественного происхождения.

Это трасса Р-515, которая соединяет Зеленоградск с литовской Нерингой и проходит по территории одного из удивительных мест нашей планеты – заповеднику «Куршская коса». Дорога туда начинается в Калининграде с федеральной трассы А-217 «Приморское полукольцо» — дороги в районе Приморской рекреационной зоны. Эта трасса, помимо основного участка протяжённостью около 140 км (с учётом всех подъездов), включает Северный и Южный обходы самого Калининграда общей протяжённостью около 45 км. Автомобильная дорога запроектирована с четырьмя полосами движения в каждом направлении с расчётной максимальной скоростью движения — 120 км/ч. На трассе предусмотрены многоуровневые транспортные развязки. Кольцо опоясывает Калининградский полуостров, не заходя в населённые пункты. От кольца построены ответвления к аэропорту Храброво, Зеленоградску, Пионерскому, Светлогорску, Янтарному, Балтийску и Светлому. В настоящее время, по впечатлениям нашего экипажа, – одна из образцовых дорог на всей территории России.

Но вернемся к трассе Р-515, которая стала нашим последним объектом на территории Калининградской области. Въезд на эту дорогу выглядит не очень презентабельно – две полосы, практически лишенные обочины, резко уходят в природный тоннель из сросшихся над дорогой густых крон. Такой эта дорога будет почти на всей своей протяженности, но ехать туда стоит сразу по двум причинам. Во-первых, трасса проходит по территории одного из самых красивых мест Балтийского региона, а во-вторых, ровно посередине стокилометровой косы расположился международный пункт пропуска «Морское – Нида». По ряду причин здесь выехать из России для возвращения домой оказывается удобнее всего – около полудня наша машина вообще была единственной на весь пограничный пункт. Помнить стоит только о том, что проезд по территории заповедника платный – с Российской стороны с вас возьмут по 300 рублей за каждого человека и еще 300 сверху за проезд автомобиля. Со стороны Латвии за въезд просят 20 евро за проезд автомобиля. Бонусом за потраченные средства будет бесплатный паром, курсирующий с латвийского окончания Косы до города Клайпеда.

Дальнейший путь в сторону Петербурга, пролегавший по большей части теми же дорогами, что и путь в Калининград, описывать было бы лишним. Упомянем лишь особую систему пропуска на МАПП «Нарва – Ивангород» в Эстонии. Просто приехать на границу не получится. Надо либо заранее бронировать место в очереди через интернет, либо, не доезжая до границы, сворачивать в специальный накопитель и следовать рекомендациям на указателях. Но мы справились и с этой задачей, во второй раз за неделю покинув территорию Евросоюза.

Такими мы увидели дороги самого западного региона России, 16 процедур таможенного и пограничного контроля, дожди, строгие правила дорожного движения не стали препятствием на пути к Калининграду – одному из самых уникальных городов нашей страны. Результат нашей работы вы, как всегда, сможете найти в нашем спецпроекте «Атлас Федеральных Дорог России» в котором в ближайшее время появится самый полный отчет о фактическом состоянии тех дорог, по которым проследовал наш экипаж в ходе данной экспедиции.

Алексей Ботев, фото автора

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789