Прошло уже 50 лет с момента масштабной реконструкции Литейного моста в Санкт-Петербурге, знаменитого тем, что крыло его разводного пролета является самым тяжелым в мире. Оборудование, установленное еще в конце 60-х годов прошлого века, по-прежнему находится в рабочем состоянии, а сам мост работает как часы.

Прошло уже 50 лет с момента масштабной реконструкции Литейного моста в Санкт-Петербурге, знаменитого тем, что крыло его разводного пролета является самым тяжелым в мире. Оборудование, установленное еще в конце 60-х годов прошлого века, по-прежнему находится в рабочем состоянии, а сам мост работает как часы. В честь юбилейной даты специалисты «Мостотреста» показали, как за пару минут поднять пролет моста весом свыше трех тысяч тонн.

IMG_0220-001.JPG

Второй постоянный мост через Неву

Литейный мост стал вторым постоянным мостом через Неву в Санкт-Петербурге. Сегодня ему уже 138 лет, в 1879 году он был построен на месте наплавного Воскресенского моста, который с 70-х годов XVIII века находился немного выше по течению, в створе Воскресенского проспекта, а затем был перенесен к Литейному проспекту.

В апреле 1865 года наплавной мост был сорван во время бурного ледохода, поступило предложение соорудить постоянную переправу. В 1869 году на заседании Городской Думы было принято решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной. Победил проект инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса, который предусматривал шесть пролетов с поворотным крылом у левого берега Невы. Закладка новой переправы состоялась 30 августа 1875 года.

Ширина шестипролетного Литейного моста составляла 24,5 метра, ширина разводного пролета — 19,8 метра, масса металлических пролетных строений — 5902 тонны. Разводной пролет был поворотным, в то время это был прорыв в развитии мостостроения. Сначала конструкция приводилась в движение ручным механизмом силой бригады из восьми человек, а потом появилась водяная турбина мощностью 35 лошадиных сил, она была присоединена к городскому водопроводу. Такая система была единственной в мире, пролет разводился за 20 минут.

Необходимость реконструкции

В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского водного пути, что потребовало более удобного сообщения по Неве. Литейный мост необходимо было перестроить, что и произошло в период 1966-1967 годов. В процессе реконструкции перестроили верхнюю часть опор, установили новые металлические пролетные строения. Также перестроили огромный устрой у разводного устоя, на который опиралась прежняя конструкция, чтобы придать мосту гармоничный архитектурный облик. Прочные дубовые сваи опор было решено не менять — их просто обрамили железобетоном.

Старый поворотный разводной пролет заменили раскрывающимся и переместили ближе к центру, где Нева глубже, оборудовали его современным гидравлическим приводом. Разводной пролет стал длиннее и тяжелее, а сам обновленный мост стал шире на 10 метров. Работы завершились в 1967 году, а надежность обновленной переправы испытали на прочность танками. 1 ноября движение по мосту открылось.

С момента реконструкции прошло уже 50 лет, но, как заверяет главный инженер СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Балашов, мост по-прежнему находится в рабочем состоянии. «Гидравлика, электрооборудование и механизмы исправны и готовы обеспечивать разводку и наводку моста. По отдельным элементам проводятся работы, но вопроса о закрытии моста на ремонт или реконструкцию не стоит. Возможно, это придется сделать лет через 20. В среднем, металлоконструкции могут прослужить до 150 лет, гидравлика — 100 лет при правильном уходе и обслуживании», — отмечает Андрей Балашов.

IMG_0006-001.JPG IMG_0019-001.JPG

За состоянием моста тщательно следят, проводят необходимые ремонтные и профилактические работы в межнавигационный период. Так, в этом сезоне были заменены трубы по откачке воды из котлована, проводилось общее обслуживание вплоть до разборки некоторых насосных установок. Как отмечает начальник смены Литейного моста Игорь Павельев, работающий здесь с 1998 года, сложность заключается в том, что мост — это не производство, все тяжелые механизмы, и многое приходится делать вручную.

Процесс разводки моста

Литейный мост знаменит тем, что крыло его разводного пролета является самым тяжелым в мире, его вес составляет 3225 тонн. С помощью гидравлического оборудования и шести операций на пульте бригада механиков поднимает пролет за две-четыре минуты.

IMG_0060-001.JPG

Процессу разводки предшествуют подготовка механизмов, оборудования, перекрытие движения по мосту, чем занимается специальная бригада охранников. Во время разведенного положения моста ведется мониторинг конструкций, и механики не сидят без дела.

IMG_0078-001.JPG IMG_0056-001.JPG IMG_0029-001.JPG

За десять минут непосредственно до разводки моста производится запуск насосных установок, чтобы они прогрелись. Их вводят в работу постепенно, чтобы не было гидроудара. В этот момент на мониторе появляется информация о наличии напряжения в насосах и давлении управления. Компьютер также сравнивает текущую разводку моста с предыдущей и показывает, одинаково она проходит или нет. Если неодинаково, значит, что-то не так.

В разводке задействуется четыре насоса, всего же их на мосту восемь. Насосы — это сердце моста. Как говорит Игорь Павельев, у Литейного моста в сердце восемь клапанов. «Насосы были изготовлены в 63-65 годах, некоторые уже “перебирались”. Например, в одном лопнул подшипник. Но у насосов еще не выработана и половина ресурсов, поскольку время их работы непродолжительное - по восемь минут в день. Часов они немного накрутили, у них, скорее, уже усталость по металлу наступает», — говорит Игорь Павельев, отмечая, что каждый год насосы настраивают, проверяют их производительность.

IMG_0111-001.JPG IMG_0119-001.JPG

Руками моста Игорь Павельев называет цилиндры. Штоки, которые выходят из цилиндров, и поднимают разводной пролет. Одни цилиндры тянут, другие — толкают. Давление здесь может достигать достаточно большой величины, система рассчитана на 100 атмосфер. В цилиндрах такого давления нет, но предохранительные клапаны настроены на 95 атмосфер.

«Вся техника работает с 1965 года, с момента реконструкции. Для повышения надежности разводки моста проводятся некоторые усовершенствования. Самое больное место у всех гидравлических мостов — это трубопроводы. Если он порвется, мост будет достаточно сложно развести, а быстро устранить протечку при большом давлении сложно. Для этого недавно были установлены вентили, разделяющие трубопровод на две части, что в случае поломки трубопровода всё же позволит развести мост», — говорит начальник смены.

IMG_0098-001.JPG IMG_0129-001.JPG

Мифы и легенды

С Литейным мостом связано много городских легенд. Например, есть предание, что на месте переправы находился «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи образовывался черный водоворот, затягивающий людей, а из самого водоворота вылезала нечистая сила. Еще по одной легенде на дне Невы лежит ритуальный камень, где в древности приносили жертвы. Камень связывают со множеством погибших рабочих на строительстве моста в 1870-е годы.

Но Игорь Павельев в эти легенды не верит, и вот уже практически 20 лет трудится на Литейном мосту. А легенды могут быть связаны с тем, что Литейный мост построен на самом глубоководном и сложном участке Невы, где глубина достигает 24 метров, а дно здесь покрыто слоем илистой глины.

IMG_0142-001.JPG IMG_0193-001.JPG IMG_0201-001.JPG IMG_0216-001.JPG

Технические характеристики современного моста

Мост по-прежнему состоит из шести пролетов, его длина составляет 394,3 метра, а ширина — 34,6 метра. Длина разводного пролета составляет 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов.

Дарья Смирнова, фото автора 


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789