Это не первый мост на банкнотах, причем не только российских. Какие еще переправы увековечены на деньгах, читайте в материале «ДорИнфо».

Еще один мост в миниатюрном изображении скоро можно будет обнаружить в своем кошельке. Мост на остров Русский во Владивостоке (Приморский край) появится на отечественной банкноте номиналом либо в 200, либо в 2000 рублей. Дальний Восток стал победителем в голосовании на выбор изображения для новых купюр вместе с Севастополем. Какой из двух городов-победителей будет изображен на банкноте в 200 рублей, а какой - на банкноте в 2000 рублей, определит Совет директоров Банка России. Банкноты появятся в обращении уже в следующем году, сообщается на сайте организаторов голосования. В связи с этим портал «ДорИнфо» узнал, на каких еще российских и зарубежных купюрах или монетах изображены мосты.

Россия

Теперь в России будет уже три банкноты, на которых изображены мостовые переходы: это существующие сейчас купюры номиналом 10 рублей, 5 тыс. рублей, а также 200 или 2 тыс. рублей, появления которых стоит ждать со следующего года.

Мост на остров Русский - новая банкнота

Начнем наш экскурс в мир банкнот и мостов с «новичка». Мост на остров Русский во Владивостоке является крупнейшим вантовым переходом в мире. Переправа соединяет полуостров Назимова с островом Русский через пролив Босфор Восточный. Общая протяженность моста - 3,1 км, ширина - 29,5 метра, длина центрального пролета - 1104 метра. Над уровнем моря сооружение поднято на 70 метров.

IMG_0518-001.JPG

Мост начали строить 3 сентября 2008 года в рамках подготовки к проведению Саммита АТЭС. Работы проходили в течение четырех лет. 2 июля 2012 года старт рабочему движению по мосту дал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Запуск движения по переправе в обычном режиме состоялся 1 августа того же года, а 3 сентября было принято решение назвать сооружение «Русский мост». К слову, Русский мост нельзя путать с Золотым мостом, то есть мостом через бухту Золотой Рог, также вантовым и также возведенным к Саммиту АТЭС. Сооружения нередко путают, но теперь-то уж точно все выучат, как выглядит Русский мост. Надеемся, его изобразят именно на купюре в 2 тыс. рублей, и песня Ильи Лагутенко «Владивосток - 2000» окажется пророческой.

Коммунальный мост в Красноярске - 10 рублей

На теперь уже не так часто встречающейся бумажной «десятке» изображен Коммунальный мост через реку Енисей (и Абаканскую протоку) в Красноярске. Сооружение соединяет Центральный и Свердловский районы города, на правом берегу Енисея мост выходит на Предмостную площадь, на левом - на Театральную площадь. Переход состоит из двух мостов длиной 940 и 410 метров, а между ними возведена специальная дамба через остров Отдыха. Часть моста, которая поменьше, проходит как раз через Абаканскую протоку.

IMG_0371.JPG Решение о строительстве моста было принято в январе 1940 года, но возведение переправы началось только в 1956 году, планы скорректировала война. Особенностью строительства Коммунального моста через Енисей стала установка 20 полуарок при помощи плавсистем. Движение транспорта по мосту запустили осенью 1961 года после испытаний сооружения на прочность.

Общая длина Коммунального моста в Красноярске с подходами и дамбой составляет 2,3 км, ширина - почти 24 метра. Над основным руслом Енисея переход состоит из пяти арочных сводов, каждый длиной по 158 метров, над протокой - шесть арок по 51 метр в длину каждая. Для транспорта на мосту имеется шесть полос движения.

Специалисты отмечают, что мост соединил не только берега Енисея, но и две архитектурные эпохи. Проектировать сооружение начали в период сталинского ампира, а вот строили уже на заре модернизма, поэтому переход органично соединил в себе разные стили. И конечно по праву заслужил место на купюре номиналом 10 российских рублей.

Амурское чудо - 5000 рублей

Амурское чудо - так называют совмещенный Хабаровский мост через реку Амур в районе города Хабаровск, который изображен на банкноте номиналом 5 тыс. рублей. Переход имеет автомобильную и железнодорожную части. Сейчас мост является частью Транссибирской магистрали и федеральной трассы Р-297 «Амур» (Чита - Хабаровск).

Сначала мост был только железнодорожным. Первые изыскания по нему проводились еще в 1895 году, но были прекращены в связи со строительством Китайско-Восточной железной дороги. Позже к этой идее вернулись вновь, и летом 1913 года состоялась торжественная закладка строительства мостового перехода. На работы отводилось 26 месяцев, но в срок сдать мост не удалось из-за Первой мировой войны. В итоге движение по сооружению запустили осенью 1916 года (совсем недавно мост отпраздновал 100-летие – ред.). В 1920 году два пролета моста взорвали во время Гражданской войны, восстановили сквозное движение спустя пять лет - в 1925 году.

В 80-х годах прошлого века проводилось обследование перехода с целью его дальнейшей реконструкции, а в 90-м году утвердили технико-экономическое обоснование, которое предполагало не только реконструкцию железнодорожной ветки, но и возведение автомобильной части. Работы проводились частями без остановки движения поездов. В итоге по новым пролетам железнодорожной части Хабаровского моста первой очереди движение запустили в 1998 году, в 1999 году - открыта автомобильная часть, демонтированы старые пути. Вторую очередь железнодорожной части открыли в 2009 году.

Сейчас Амурское чудо используется и поездами, и автомобилями. При этом автомобильная часть размещена в верхнем ярусе. Длина совмещенной части перехода составляет 2,599 км, с подъездами протяженность моста - 3,89 км. Для автомобилей имеются две полосы движения. Примечательно, что Амурский мост, он же Хабаровский мост, он же Амурское чудо (а в царское время он же Алексеевский мост) отметился не только на банкноте, но получил свой музей. В Хабаровске организован Музей истории Амурского моста, где главным экспонатом является демонтированная часть первого перехода.

Зарубежные банкноты

Немало мостов изображено на банкнотах иностранных валют. Остановимся же мы на более популярных и интересных экземплярах.

Современные купюры евро

Наиболее известные купюрами иностранной валюты, на которых изображены мосты, - это евро, денежная единица Евросоюза. Дизайн купюр выбрали из 44 вариантов в декабре 1996 года. На каждой банкноте изображен флаг ЕС, аббревиатура Центробанка Европы, карта Европы, название валюты и другие элементы. Особенностью банкнот является то, что на каждой из них присутствуют примеры европейской архитектуры различных стилей и эпох. На одной стороне купюр изображены окна и ворота, а на другой - мосты. При этом мостовые сооружения являются весьма схематичными иллюстрациями, а не точными изображениями существующих мостов, что затрудняет их идентификацию с реальными объектами. Тем не менее, специалисты разглядели в иллюстрациях отсылки к имеющимся в Европе мостам.

Так, исследователи утверждают, что на купюре номиналом 5 евро изображен мост Пон-дю-Гар (или Гардский мост). Это сооружение является самым высоким древнеримским акведуком и состоит из трех ярусов арочных конструкций. Переход расположен в современной Франции, его длина составляет 275 метров, высота - 49 метров. Сооружение возвели на границе двух эр. В настоящий момент движение транспорта по нему запрещено. Мост внесен в Список наследия ЮНЕСКО.

Еще один французский мост изображен на купюре 10 евро. Здесь расположился арочный Мост Сен-Бенезе через реку Рона в городе Авиньон. Его построили в XII веке, но после пару раз происходило обрушение моста. К середине XVII века сохранились только четыре пролета перехода, которые можно увидеть и сейчас. Мост Сен-Бенезе находится также под охраной ЮНЕСКО.

На купюре 20 евро предположительно изображен мост Валантре. Шестиарочное сооружение возведено в XIV веке, находится во французском городе Каор. Его строили 50 лет, и по легенде архитектор заключил сделку с дьяволом, чтобы его достроить. Правда, часть легенды варьируется от источника к источнику - то ли дьявол не выполнил задание (не пронес воду в решете), и душа осталась при архитекторе, то ли последний нарушил договор, и каждый раз, как заканчивалась стройка, последний камень с моста падал, потому все и растянулось.

Опять же французский мост Пон-Нёф угадывается в изображении на 50 евро. Это сооружение расположено в Париже и построено над Сеной, открытие моста состоялось в самом начале XVII века. Общая длина моста составляет 232 метра, переправа является одним из символов Парижа.

На купюре 100 евро изображен французский мост Пон-де-Нёйи в стиле Барокко архитектора Жана-Рудольфа Перронета. Схематичное изображение моста на купюре 200 евро отсылает к мосту в Великобритании - «Craigellachie Bridge», возведенному в Шотландии в начале XIX века. Правда, порой, в изображении на 200 евро усматривают и Дрезденский мост из Германии. На купюре 500 евро, по мнению экспертов, изображен вантовый мост, расположенный у города Гавр в Нормандии (регион Франции), построенный в 1995 году.

Сооружения, которые предположительно стали прототипами иллюстраций для банкнот ЕС, явно достойны этого. Дизайнер же по своей задумке брал действительно существующие мосты за основу, но сильно менял их при помощи компьютерной графики, поэтому они практически неузнаваемы.

Датские кроны - серия 2009 года

Датская крона является национальной валютой Дании. Банк страны в 2009 году запустил процесс замены банкнот серии 1997 года на новую серию. В новом варианте на лицевой стороне купюры изображены мосты из разных уголков Дании, на обратной стороне - археологические находки.

Так, на датских купюрах разного номинала разместились мост Саллингсунн - на 50 кронах, мост через Малый Бельт длиной 1178 метров - на 100 кронах, Мост Книппельсбро в Копенгагене - на 200 кронах, на купюре 1000 крон изображен мост через Большой Бельт.

На датской банкноте номиналом в 500 крон разместился Мост королевы Александрины. Это арочное сооружение, построенное через пролив Ульвсунн. Переход соединяет острова Зеландия и Мен. Мост назван в честь королевы Александрины, которая правила Данией в период с 1912-го км по 1947-й годы. Между прочим, королева - правнучка российского императора Николая I. Движение по мосту запустили в мае 1943 года, его длина составляет 746 метров, высота в максимальной точке - 26 метров.

Конечно, мы собрали далеко не все мосты, которые изображены на банкнотах и даже монетах мира. Есть еще целый ряд юбилейных купюр разных стран, на которых можно увидеть мостовые сооружения. Однозначного ответа на вопрос, почему именно мосты нередко изображают на денежных купюрах, в общем-то, нет. Однако явно это связано и с тем, что мосты все-таки красивые сооружения, сложные в техническом смысле, но простые в изображении, а также с тем, что мосты соединяют регионы, страны, острова, тем самым играя значительную роль в развитии экономики и денежном обороте.

Лидия Терехова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789