О подготовке к масштабным строительным работам, о ходе строительства трассы М-11 Москва – Петербург  в Новгородской области и Ленобласти и его особенностях читайте в материале «ДорИнфо» (фото).

Строительство участка будущей скоростной трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург» в Новгородской и Ленинградской областях началось в прошлом году. На сегодняшний день стройка ведется по всем направлениям - на отдельных участках идут асфальтобетонные работы, возводится большая часть искусственных сооружений. О ходе строительства М-11 корреспонденту «ДорИнфо» рассказал начальник отдела по контролю за организацией работ на седьмом этапе ООО «Магистраль двух столиц» Михаил Васильев.

Участок автомагистрали с 543-го км по 684-й км (от Мясного Бора в Новгородской области до Санкт-Петербурга) строится в рамках концессионного соглашения, заключенного между ГК «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» сроком до 2041 года. На строительство отводится три года (с 2015 года по 2018 год). В течение последующих лет действия соглашения работы по взиманию платы в пользу концедента (государства), содержанию трассы, ремонту, капитальному ремонту выполняет концессионер. Генеральным подрядчиком строительства является компания ICA Astaldi-IC Içtas.

IMG_0376.JPG

Участок трассы разделен на два этапа - 7 и 8 - и проходит по территориям Новгородской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Граница этапов расположена на 646-м км. Общая протяженность участка составит 137,6 км, полос на седьмом этапе будет четыре, на восьмом, ближе к Петербургу, - шесть.

Подготовка к строительству

Перед началом строительства, до того, как на объект вышли дорожники, на территории, где пройдет будущая трасса, проводились подготовительные работы. Здесь производились вырубка зеленых насаждений, переустройство коммуникаций. Как рассказали «ДорИнфо» в пресс-службе ООО «Магистраль двух столиц», в процессе подготовки велись обследования, в ходе которых были обнаружены и вывезены взрывоопасные предметы времен Великой Отечественной войны. В общей сложности на участке таковых предметов было найдено порядка 2 тыс.

IMG_0410.JPG

Здесь же поисковики обнаружили останки более 250 погибших во время войны солдат. Останки павших бойцов были перезахоронены с оказанием им должных почестей на мемориальных кладбищах Ленинградской и Новгородской областей. Часть погибших удалось идентифицировать, их передали родственникам для захоронения в родных местах.

Концессионеру после всех подготовительных работ передали для дальнейшего строительства территорию, обследованную, освобожденную от деревьев, взрывоопасных предметов. В прошлом году на объект вышел генподрядчик и субподрядчики.

На стадии подготовки прокладывались и временные дороги. Так, в Новгородской области построены два временных объезда населенных пунктов Вешки и Подберезье, чтобы не беспокоить местных жителей.

Строительство трассы

Работы на двух этапах участка трассы М-11 в Новгородской и Ленинградской областях уже развернулись на всем протяжении. На территории Ленобласти пять так называемых «точек вброса», то есть подъездов к строящейся трассе, а вот в Новгородской области - всего одна, рассказал Михаил Васильев. От «точки вброса» генподрядчик возвел «притрассовую» дорогу, протяженностью около 40 км, для проезда техники, доставки материалов.

IMG_0471.JPG

Материалы завозятся с карьеров Новгородской и Ленинградской областей. В Новгородской области с песками хуже, рассказывает Михаил Васильев. Песок с карьеров, которые находятся недалеко от стройки, в основном можно использовать для возведения насыпи, обустройства земполотна. А вот, например, для замещения слабых грунтов необходим песок с более высоким коэффициентом фильтрации, такой на новгородский этап завозят частично с карьеров Ленобласти.

IMG_0495.JPG

Работы ведутся параллельно на всех участках, в некоторых местах уже можно прокатиться асфальтобетонному покрытию - первому слоя основания. В целом же дорожная одежда будет состоять, во-первых, из песчано-подстилающего слоя высотой 40 см, для него используют промытый песок. Далее сверху будет щебеночно-песчаный слой еще 45 см, для него в определенных пропорциях перемешиваются щебень с песком, затем они уплотняются, благодаря чему получается жесткое основание. Далее сверху идут три слоя асфальта: основание - 13 см, нижний слой - 8 см, верхний слой - 6 см. Для обустройства дорожной одежды используется щебеночно-мастичный асфальт с высоким коэффициентом прочности.

IMG_0497.JPG

В текущем году планируется провести асфальтные работы на протяжении 40 км участка автодороги, основной объем работ - почти 100 км - запланирован уже на следующий год.

IMG_0458.JPG

Сейчас на объекте в общей сложности трудятся порядка 2 тыс. человек. При этом, по словам Михаила Васильева, это еще не предел, поскольку некоторые виды работ пока не ведутся. В дальнейшем к стройке привлекут еще большее количество людей. Работы ведутся практически на всех участках круглосуточно, к стройке привлечено около 30 субподрядных организаций, в основном из Петербурга и Ленобласти. Для строителей около каждого участка работ обустроены бытовые помещения.

Спецтехника, а это прядка 600 единиц, задействована и отечественная, и зарубежная. Так, например, генподрядчик закупил КАМАЗы высокой проходимости, грейдеры и бульдозеры тоже отечественные. На укладке и на уплотнении асфальтобетона работает импортная техника.

Впечатляет и количество будущих искусственных сооружений - их построят 48, в том числе мосты и путепроводы. На седьмом этапе, по словам Михаила Васильева, 26 сооружений уже «в работе», хотя на некоторых из них работы должны были начаться позже - в октябре и даже в следующем году. «Многие объекты, искусственные сооружения строятся раньше графика», - рассказал Михаил Васильев. Также на участке трассы М-11 в рамках седьмого и восьмого этапов будут построены три транспортные развязки в местах пересечения с трассой М-10 «Россия», с трассой А-120 и с КАД Петербурга.

IMG_0486.JPG IMG_0435.JPG

В состав дороги войдет один тоннель. Он строится под железной дорогой Варшавского направления в районе «Экспофорума». Работы здесь идут без остановки движения поездов.

Случаи, когда необходимо пересмотреть проектные решения, уточнить их, случаются как раз с искусственными сооружениями. Перед забивкой свай будущего сооружения специалисты погружают пробные сваи. Они отстаиваются определенное время, проходят динамические испытания. Бывает так, что сваи «не дают отказ», указанный в проекте.

«В проекте, например, одна длина, а сваи на определенной отметке на которой они должны давать отказ, его не дают. Поэтому совместно с проектным институтом принимается решение - либо удлинение свай, либо увеличение их количества. Вот такие случаи бывают. А так все в рамках утвержденного Главгосэкспертизой проекта», - рассказал Михаил Юрьевич.

IMG_0418.JPG

Чтобы не нарушать естественные пути миграции животных, а также обеспечить безопасность участников движения на трассе предусмотрено строительство так называемых «зверопереходов». Для защиты от шума в период эксплуатации дороги, где это необходимо, будут установлены шумозащитные экраны. Между полосами движения разного направления строится разделительная полоса, на которой установят матчи освещения, элементы АСУДД, энергообеспечение. Искусственное освещение предусмотрено сделать по всей автомагистрали М-11, то есть на протяжении 669 км. Полоса отвода слева и справа будет защищена специальной сеткой, что исключит выход животных и людей на трассу.

Предусматривает проект и обустройство площадок для отдыха, и Пунктов взимания платы (ПВП), поскольку проезд по трассе будет платным. На участке автомагистрали в Новгородской области и Ленобласти будет три ПВП - два на седьмом этапе и один на восьмом в районе Пулково.

IMG_0424.JPG

Конечно, строить в условиях частой непогоды, болотистой местности непросто. Так, трудности в Новгородской области связаны с небольшим количеством подъездов к строящейся трассе, как уже говорилось ранее, и с болотистой местностью, где приходится замещать грунты. Сказываются и погодные условия. Поскольку сейчас еще не проводится масштабная укладка асфальта, самой стройке дожди не мешают. Но ливни могут замедлить доставку материалов. Дело в том, что к карьерам построены временные дороги и в основном из песка, и в результате затяжных ливней они разбиваются, пока их ремонтируют, поставка песка задерживается.

IMG_0452.JPG

«Конечно, когда сухо и тепло строится лучше, веселее, быстрее. Но на качество и саму стройку дожди не влияют. Сейчас асфальт укладывается небольшими участками по мере готовности, поэтому есть вариант варьирования с погодой. Вот в следующем году, когда пойдет массовая укладка, основные объемы, там нужно «заказывать» хорошую погоду», - отметил Михаил Васильев.

Контроль

Контроль строительства трассы М-11 в Новгородской области и Ленобласти организован на нескольких уровнях. Во-первых, у каждой субподрядной организации обязательно есть своя лаборатория. Далее 100-процентный контроль организует генподрядчик, который проверяет и свои работы, и работы субподрядчиков.

Помимо этого, есть независимая команда специалистов – технических экспертов, которые при помощи своей лаборатории проверяют качество выполненных работ. Заказчик - «Магистраль двух столиц» - тоже располагает своим отделом строительного контроля, который выборочно проводит лабораторные испытания. Организован и экологический контроль, включающий в себя замеры воздуха, воды, почвы на предмет загрязнения в ходе строительных работ.

IMG_0384.JPG

По контракту, окончание работ на седьмом и восьмом этапах строительства трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург» в Новгородской и Ленинградской областях намечено на второй квартал 2018 года. Небольшой, локальный участок в начале седьмого этапа, который обеспечит связь шестого этапа с трассой М-10 «Россия», планируется достроить в следующем году, чтобы автомагистраль получила выход на существующую дорогу.

В целом же в 2018 году, когда в России состоится Чемпионат Мира по футболу, планируется открыть всю трассу М-11, и путешествие из Петербурга в Москву станет возможным по скоростной автомагистрали.

Лидия Терехова, фото автора

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789