В четверг, 20 апреля, на 122-м километре трассы А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области произошло столкновение КАМАЗа со щебнем и бензовоза. Один из автомобилей опрокинулся и загорелся. В результате ДТП на дороге образовался затор. Пострадал человек. Такова была легенда тактических учений, за которыми смог понаблюдать корреспондент «ДорИнфо».
В четверг, 20 апреля, на 122-м километре трассы А-181 «Скандинавия» (Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндской Республикой) в Ленинградской области произошло столкновение КАМАЗа со щебнем и бензовоза. Один из автомобилей опрокинулся и загорелся, а перевозимые материалы оказались на проезжей части. В результате ДТП на дороге образовался затор. Пострадал человек.
Такова была легенда тактических учений, в ходе которых сотрудники МЧС, ГИБДД, спасательной службы, «скорой», службы эвакуации, представители ФКУ «Севзапуправтодор» и подрядные организации отрабатывали навыки экстренного взаимодействия. За учениями наблюдал корреспондент «ДорИнфо».
Спокойствие, только спокойствие
Старт межведомственным учениям был дан ровно в 12:00. Машины предполагаемых участников аварии расставили «нос к носу» (имитируя тем самым встречное столкновение), на дорогу высыпали щебень, а за одним из КАМАЗов зажгли покрышки. Конечно, устраивать все это на трассе с оживленным потоком транспорта было бы нецелесообразно, поэтому все действия происходили на площадке отдыха.
Когда покрышки загорелись, и клубы черного дыма распространились над головами присутствующих, «ощущение шоу» стало смешиваться с некоторым чувством тревоги. Почему-то именно в этот момент стало понятно, какой масштабной трагедией может обернуться ДТП, если вовремя не среагировать. Но долго ждать не пришлось: уже спустя 6-7 минут стал слышен звук сирены приближающегося автомобиля ГИБДД. Патрульная машина перегородила проезд, а инспектор Госавтоинспекции незамедлительно направился к участникам аварии. Правоохранитель открыл дверь одного из большегрузов и, увидев, что водителю КАМАЗа необходима медицинская помощь, сразу сообщил об этом по рации. После, он направился к бензовозу, спросил водителя о его самочувствии, о деталях произошедшего и проверил документы. Всю важную информацию инспектор передавал по рации и продолжал осмотр места ДТП.
Все участники действа, несмотря на клубы черного дыма, были предельно спокойны, железно следовали инструкциям и четко работали по созданному сценарию. Так ли происходит в случае реального ДТП с угрозой взрыва, увидеть в этот день, к счастью, не удалось.
Кстати, одним из первых, кто реагирует на информацию об аварии после звонка в службу 112, является ФКУ «Севзапуправтодор». Его задача – оперативно проинформировать об ограничении движения Росавтодор и участников дорожного движения (посредством сообщений на официальном сайте, через СМИ и т.п.).
Выбирай скорость сам
Спустя некоторое время из Выборга приехал второй экипаж ГИБДД и перекрыл проезд с другой стороны дороги. Правоохранители расставили дорожные конусы и стали смотреть на происходящее. Один из инспекторов даже щелкал семечки. Странно было бы увидеть такую картину во время настоящего ДТП... В общей сложности на месте аварии присутствовали три патрульных машины ГИБДД. По словам самих инспекторов, число машин, отправляемых на вызов, зависит от масштабов и серьёзности происшествия. На трассе А-181 «Скандинавия» ДТП с участием бензовозов происходят редко, а вот с «песковозами» или иным транспортом – намного чаще. Зачастую причиной аварий на дороге становится несоблюдение безопасной скорости движения. Трасса А-181 преимущественно двухполосная (по одной полосе в каждую сторону), хотя есть и четырехполосные участки. Разрешенная скорость – 90 км/ч, допустимая – 110 км/ч, и потому водители часто «путают» ту скорость, которая рекомендована для движения, и ту, которая не влечет за собой штраф. В условиях непогоды (туман, гололед, дождь) водитель должен самостоятельно оценивать ситуацию и выбирать безопасную скорость. Ведь даже на скорости 90 км/ч в непогоду значительно увеличивается тормозной путь, уменьшается видимость и происходят заносы. Итог – выезд на «встречку» и столкновение.
На вопрос, можно ли убрать транспорт с дороги, правоохранители отвечают: «Если ДТП без пострадавших, то после фиксации ДТП (фото-видеосъемка) по правилам ПДД водители обязаны самостоятельно убрать машины с проезжей части, иначе за создание помехи для движения другого транспорта можно получить штраф. Если есть пострадавшие, то убирать транспорт нельзя».
Спаси и довези
«Чип и Дейл спешат на помощь», - промелькнуло в голове, когда спустя 18 минут после возгорания показалась «скорая». Первым делом медики направились вытаскивать пострадавшего из КАМАЗа, положили его на носилки и загрузили в карету скорой помощи. И уже в машине врач спросил, есть ли жалобы, и провел осмотр. «Сейчас я сниму куртку, обычно мы ее разрезаем, но на учениях в этом нет необходимости», - пояснил врач мужчине с перебинтованной головой. В общем, по сценарию водитель КАМАЗа получил различные травмы, и его госпитализировали. После медиков с интервалом в 4-5 минут приехал отряд спасательной службы, который при помощи специального инструмента имитировал распил железа. Это делают для деблокировки пострадавших. Но зачем пилить железо, когда пострадавшего уже увезли? Данный вопрос остался без ответа.
Что тушить?
В это же время на место происшествия прибыли пожарные. Они за считанные секунды развернули шланги, и побежали ликвидировать пламя. Правда, один из огнеборцев сначала бросился в противоположную сторону от горящих покрышек, его окликнули, и он понял, что именно нужно тушить. Тем не менее, пожарные сновали и вокруг грузовой машины и тушили ее так, словно она действительно горит. Их серьезные лица и возникшая суета даже на минуту заставили усомниться в нереальности аварии. Эти люди не играют даже на учениях. Очевидно, что со своей задачей сотрудники МЧС справились – за короткое время ликвидировали огонь и предотвратили дальнейшее возгорание. Как рассказал корреспонденту «ДорИнфо» заместитель начальника 26 отряда Федеральной противопожарной службы по Ленинградской области Александр Лавров, в среднем на обработку вызова о происшествии уходит одна минута, в течение двух минут на место уже выезжают специалисты. Время их прибытия зависит от места ДТП, да и пробки немаловажный фактор. Число единиц пожарной техники и количество людей, отправляемых на вызов, зависит от аварии (серьезная, массовая, площадь возгорания и проч.), но число спецтехники всегда не менее двух. На учения приехал один автомобиль.
Первые и последние
Следующим участником в операцию по ликвидации ДТП вступила служба эвакуации. Эвакуатор, зацепив за крепления большегруз, повез его на стоянку. Дорога от машин свободна, но, как оказалось, пускать движение по ней еще нельзя – проезжую часть необходимо расчистить от перевозимых материалов и пены. Тогда к последним работам приступили специалисты подрядных организаций. К слову, они должны самыми первыми приезжать на место аварии и выставлять дорожные знаки. В этот раз их опередили сотрудники ГИБДД. В ходе работ по ликвидации последствий ДТП дорожники убрали при помощи погрузчиков и тракторов щебень и посыпали проезжую часть песком.
Безусловно, в этот день все участники тактических учений с задачей справились – оперативно и своевременно ликвидировали последствия ДТП всего за один час. Хотя, как отмечают сами сотрудники ведомств, в реальной ситуации на устранение последствий такой аварии времени бы ушло больше, может и два, и три часа.
Татьяна Божеско
фото автора